Северный морской путь – перспективы для Белоруссии весьма заманчивы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Северный морской путь – перспективы для Белоруссии весьма заманчивы

В условиях глобальных изменений в мире для России и Белоруссии, оказавшихся под беспрецедентными санкциями Запада, немаловажным стал вопрос диверсификации логистики своей внешней торговли. Об этом неоднократно заявляли и в Минске, и в Москве, где уверены, что пришло время серьёзным образом обратить внимание на ранее считавшиеся второстепенными транспортные маршруты, в том числе Северный морской путь (СМП). Именно он должен теперь стать одним из основных логистических коридоров, связывающих Россию, а с ней и Белоруссию со странами Азии.

Следует напомнить, что Севморпуть является кратчайшим морским путем между европейской частью России и Дальним Востоком. Это порядка 5 600 км, проходящих от Мурманска до Владивостока вдоль российского побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Его главной особенностью является то, что круглогодичная навигация по нему без ледокольной проводки невозможна из-за толщины льда и может осуществляться только при использовании ледокольного флота. При этом за последние 25 лет ледяной покров в Арктике сократился в три раза, что позволило начинать навигацию по СМП уже в феврале – марте.

Ранее использование СМП было связано в основном с внутрироссийскими перевозками, хотя и предпринимались некоторые попытки наладить через него торговлю со странами Азии. Например, еще в 2013 году по Севморпути прошел китайский контейнеровоз Yong Sheng, который за 35 дней добрался из порта Далянь в Роттердам (через Суэцкий канал это потребовало бы около 48 дней).

Вместе с тем в 2017 году Владимир Путин заявил о масштабном проекте развития СМП и фактическом его «перезапуске», а сам маршрут был определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». За прошедшие годы в РФ было сделано немало для того, чтобы превратить Севморпуть в международный коридор, который в том числе будет способствовать развитию всего арктического региона страны. В частности, сегодня в России эксплуатируется более 40 ледоколов, а до 2030 года в состав ледокольного флота должны будут войти семь универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (построено три – «Арктика», «Сибирь» и «Урал»), один – проекта 10521 «50 лет Победы», один головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 и еще четыре неатомных.

Работа по активизации СМП за последние годы дала свои результаты, в том числе заинтересовав не только российских, но и иностранных перевозчиков. Дело в том, что по воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. Причем южное направление требует большего времени на транспортировку, так как расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тыс. морских миль, а через Гибралтар и Суэцкий пролив – 12,5 тыс. Поэтому неслучайно в последние годы с учётом улучшения проходимости за счёт российского ледокольного флота интерес к СМП среди иностранных перевозчиков стал расти. Так, если еще в 2016 году грузооборот на данном маршруте составлял более 7,5 млн тонн, то в 2020 году он превысил 32,97 млн, а в 2023 г. – 36,2 млн. Более того, по данным «Росатома», в 2023 году было выдано 1 218 разрешений на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 115 иностранным компаниям (в 2022 году – 55), а транзитом по СМП прошло 80 рейсов (годом ранее – 47).

Развязанная Западом после февраля 2022 года санкционная война против России стала одной из причин того, что в Москве Севморпуть стали рассматривать в качестве стратегически важного транспортного коридора для экспортно-импортных поставок. Именно поэтому с августа 2022 года начал реализовываться новый план развития СМП, по которому предполагается строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, а также создание орбитальной группировки метео- и радиолокационных спутников. Более того, как заявили в Москве, с 2024 года предполагается наладить круглогодичную навигацию, что позволит увеличить грузопоток до 80 млн тонн в год с перспективой роста до 150 млн к 2030 году. При этом, как отмечал осенью 2023 года В. Путин, Россия не просто предлагает партнерам активно использовать транзитный потенциал СМП, но и приглашает все заинтересованные государства к прямому участию в его развитии.

Подобные перспективы и позиция России в отношении Северного морского пути не могли не заинтересовать Белоруссию, находящуюся с 2020 года под жесткими санкциями Запада, которые буквально полностью разрушили прежнюю внешнеторговую логистику республики, отрезав ее от портов Прибалтики. Именно поэтому в Минске на протяжении последних лет делают особый упор на сотрудничество с Москвой в использовании российских морских гаваней. По информации госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, в 2023 году объем перевозки белорусских грузов в направлении северо-западных портов России составил 12,9 млн тонн, а общий объем перевозок грузов и товаров из Белоруссии в РФ – более 14 млн. И в данном случае белорусская сторона рассчитывает расширить свое присутствие не только в российских портах Балтики или на Дальнем Востоке, но и в зоне СМП.

В частности, еще осенью 2020 года ОАО «Белорусская калийная компания» впервые использовала Севморпуть для поставки своей продукции в Китай. Тогда в КНР отправились два судна, которым удалось достичь конечной точки почти в полтора раза быстрее по сравнению с традиционным маршрутом через Прибалтику. Однако вплоть до полного закрытия возможности использовать порты Литвы и Латвии Минск не спешил расширять сотрудничество с Россией на данном направлении, так как и в самой РФ не были к этому готовы. Ситуация начала быстро меняться после 2022 года, когда стало понятно, что у Белоруссии не осталось выходов на внешние рынки, кроме как через российскую территорию. Именно с этого времени белорусские власти стали высказывать особую заинтересованность в использовании СМП.

В феврале 2023 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика активно присматривается к использованию Севморпути и даже планирует построить в Мурманске свой порт. Затем в Минске уточнили, что нужен терминал для перевалки калийных удобрений мощностью 5-7 млн тонн, который планировалось возвести на западном берегу Кольского залива. Впоследствии появился альтернативный вариант – строительство инфраструктуры в Приморске, что привело к тому, что власти РБ встали перед выбором, что именно строить: терминал, порт или модернизировать существующие объекты. В настоящее время официального решения в Минске так и не приняли.

Вместе с тем тема использования СМП для экспорта белорусской продукции все чаще стала появляться на повестке дня переговоров Минска и Москвы. Так, весной 2023 в ходе визита в Мурманск премьер-министр РБ Роман Головченко подчеркнул, что этот город рассматривается белорусской стороной как важное логистическое направление, так как за Северным морским путем будущее, и здесь существует хорошая пропускная способность по железной дороге. В июне посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой официально подтвердил заинтересованность в участии в проекте развития перевозок по СМП, так как «это позволит сократить сроки доставки наших товаров на Дальний Восток и в Китай в два раза». О Севморпути вспомнил и А. Лукашенко во время своего визита в конце января в Санкт-Петербург. В ходе заседания Высшего государственного совета Союзного государства он подчеркнул, что Белоруссия заинтересована в скорейшем развитии Северного морского пути и хочет, «чтобы эта программа была быстрее реализована: нам бы легче было работать».

В происходящем сегодня в освоении СМП Белоруссии важно и то, что у России это находит всяческую поддержку. Это видно на примере сотрудничества республики не только с Магаданом, но и Архангельском. В январе 2024 года в регион прибыл посол Д. Крутой для оценки возможности Архангельского порта. Тогда было заявлено, что нынешний объем грузооборота в полмиллиона тонн далеко не предел и он может быть увеличен в том числе за счет белорусских грузов. По информации Крутого, сегодня уже есть пилотные поставки брикетов из торфа и строительных материалов из Белоруссии, которые в рамках программы северного завоза доставляются до соответствующих регионов. В перспективе через Архангельск можно будет отправлять и иную продукцию, в том числе и за пределы РФ. Более того, стало известно, что власти региона готовы предложить белорусским партнёрам стать резидентами Арктической зоны, чтоб иметь ряд преимуществ в инвестировании, в том числе и в развитии портовых мощностей.

Конечно, освоение СМП Белоруссией сегодня находится, по сути, только в начале пути, в отличие от портов Ленинградской области. Однако с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь Китая, перспективы для Минска на данном маршруте выглядят довольно серьёзными. Особенно, если учитывать, что развитием Севморпути активно занимается и сама Россия, создавая из него настоящую альтернативу традиционным морским маршрутам из Азии в Европу.

Если Белоруссия сумеет правильно воспользоваться ситуацией и стать одним из активных участников данного процесса, то в будущем она сможет не только беспрепятственно торговать с азиатским регионом, но и превратиться в неотъемлемый элемент функционирования СМП.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1209
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика