Отношения между центральными властями Республики Молдова и Гагаузской автономией, расположенной на юге этой маленькой, но многонациональной страны, в первый период существования автономии складывались достаточно ровно и без особых проблем. Начиная с 1994 года, т. е. момента образования, Гагаузия жила тихо и спокойно, постепенно развиваясь в основном при содействии Турции, которая спонсировала различные социальные и инфраструктурные проекты для этнически близких гагаузов.
Официальный Кишинев не особенно вмешивался в дела Гагауз-Ери (самоназвание Гагаузской автономии), полностью соблюдая принятый в 1994 году закон, на основе которого и возникла автономия. Однако все изменилось, когда в РМ к власти, сменяя друг друга, стали приходить политические силы, взявшие курс на евроинтеграцию и присоединение Молдовы к Европейскому союзу. С этого момента отношения между Кишиневом и Комратом стали портиться буквально на глазах и к сегодняшнему дню приняли характер практически открытой конфронтации.
Причины подобного изменения отношений центральной власти и автономии достаточно очевидны – православное население Гагаузии придерживается открытой пророссийской ориентации в политическом плане, строгой приверженности и подчинения Московскому патриархату в религиозном плане, а также выступает категорически как против евроинтеграционных процессов, так и каких-либо шагов по объединению Молдовы с соседней Румынией.
Более того, в 2004 году в автономии прошел референдум, на котором 96% проголосовавших высказались за вхождение Молдовы в Таможенный союз, а 98% – за провозглашение независимости Гагаузии, в случае если Республика Молдова утратит свой суверенитет. Если учитывать еще и никем не оспариваемый факт, что потенциальное вступление в ЕС приведет к утрате значительной доли суверенитета, подобные результаты делают вполне реальным выход Гагаузии из состава Молдовы. Смириться с этим молдавские интеграторы и их кураторы в Бухаресте и Брюсселе никак не могут, поскольку это ставит под серьезную угрозу весь ориентированный на ЕС процесс.
Самая настоящая конфронтация возникла с приходом на пост главы государства Майи Санду. У нового президента категорически не складывались отношения с руководством Гагаузии еще при прежнем башкане (глава исполнительной власти автономии) Ирине Влах. Тогда Санду показательно и демонстративно вывела главу Гагаузской автономии из состава Высшего совета безопасности Молдовы, а на заседаниях правительства, куда по законодательству входит башкан Гагаузии, И. Влах пришлось терпеть атаки и даже откровенно хамское поведение премьер-министра Д. Речана.
Год назад в Гагаузии прошли очередные выборы башкана, на которых победила кандидат от оппозиционной партии «Шор» Евгения Гуцул. Программа нового башкана предусматривала развитие региона, осуществление нескольких важных экономических, инфраструктурных и социальных проектов. Кроме того, сразу после окончания подсчета голосов во втором туре, победном для Е. Гуцул, она заявила, что Гагаузия будет развивать дружбу и сотрудничество с Российской Федерацией.
Однако победа Гуцул вызвала плохо скрываемую ярость в Кишиневе еще и потому, что партия «Шор» была организатором мощных многотысячных акций протеста против политики, проводимой Санду и прозападной партии PAS, обладающей парламентским большинством и формирующей правительство. Официальный Кишинев пытался не признать результаты выборов в Гагаузии и даже направил силовые структуры для изъятия протоколов голосования в ЦИК автономии. Однако население Гагаузии в этой ситуации выступило на редкость консолидированно, и в поддержку Гуцул выступили абсолютно все, включая ее электоральных конкурентов. Тем не менее на сегодняшний день власти Кишинева полностью игнорируют главу автономии, а Санду так до сих пор и не подписала указ о включении Е. Гуцул в состав правительства, как этого требует молдавское законодательство.
Более того, власти Кишинева последовательно торпедируют все действия, предпринимаемые исполнительной властью автономии. Инициатива по поставке в Гагаузию дешевого природного газа не смогла осуществиться только из-за противодействия центральной власти. Точно так же центральные власти арестовали счета, с которых в Гагаузии собирались выплачивать дополнительные пособия пенсионерам автономии. В условиях, когда парламентское большинство PAS индексирует пенсии только в половину уровня инфляции в стране, это было бы неслыханным вызовом в адрес Санду и PAS. Дошло даже до того, что центральные власти всеми способами тормозят строительство парка развлечений с аттракционами для детей, который строится в Гагаузии в исполнение предвыборных обещаний Гуцул.
Проблема с пенсионерами была решена после поездки Евгении Гуцул в Россию и встречи с Владимиром Путиным на полях Всемирного фестиваля молодежи. Свыше 25 тысяч пенсионеров и бюджетников Гагаузии уже получают ежемесячные надбавки на российские карты МИР. В этом месяце жителям автономии выплатили свыше 50 млн леев (более 256 млн рублей) помощи, количество людей, которые открывают счета в российской системе, постоянно растёт, уточнила башкан: «Люди получают помощь уже сейчас, а не через 40 лет, когда Санду обещает привести нас в Евросоюз».
В то же самое время официальный Кишинев начал атаку сразу по нескольким направлениям:
- под предлогом судебной реформы предполагается расформировать Апелляционный суд в столице автономии Комрате (месть за утверждение результатов выборов, на которых победила Гуцул) и перевести все судопроизводство в соседние районы Молдовы. Это ущемляет интересы автономии и ее населения и противоречит закону, согласно которому Гагаузия была создана;
- центральные власти начали проводить политику раскола гагаузского общества – организовываются встречи с мэрами населенных пунктов, на которых местным властям обещается поддержка в обход властей автономии. Но подобная политика не срабатывает. Так, например, мэры возмутились тем, что Минюст Молдовы не пригласил на встречу по судебной реформе в Комрате башкана Е. Гуцул и депутатов Народного собрания Гагаузии. «Руководители Гагаузии у нас избраны законно, а судебные инстанции утвердили выборы. <Власти> нас называют врагами. Руководство, госпожа Санду говорит, что она не будет работать, "потому что это бандиты". Как это понимать?» – задал вопрос спикер Народного собрания Дмитрий Константинов, который пришел на встречу;
- Антикоррупционная прокуратура Молдовы, которую возглавляет дочь одного из главных спонсоров избирательной кампании Санду в 2020 году, открыла уголовное дело против Е. Гуцул, обвиняя ее в незаконном финансировании предвыборной кампании. Гагаузия находится под колоссальным давлением Кишинева. Президент Санду пытается запугать главу Гагаузии через подконтрольные суды, прокуроров, следователей, отрывает ее от работы, вызывая на суды в надежде, что та не будет успевать выполнять свои функциональные обязанности.
Дело Е. Гуцул рассматривается в суде сектора Буюканы молдавской столицы. Все заседания сопровождаются акциями протеста, на которые приходят как жители столицы, так и специально приезжающие жители Гагаузии. Возмущение в народе по делу, заведенному на башкана Гагаузии, растет все больше. «Это уже третье заседание суда Буюкан. Я был среди людей, которые пришли протестовать к суду, их становится все больше. Абсолютное большинство гагаузов считают, что это дело носит политически-мотивированный, заказной характер и "сшито белыми нитками". Это все сделано по заказу партии PAS, которая в отношениях с Гагаузией избрала путь конфронтации», — считает депутат Народного собрания Александр Дюльгер.
В свою очередь, Евгения Гуцул заявила: «Нас, гагаузов, наказывают за то, что мы хотим мира в наших домах. Мы хотим дружить с Россией, со всеми. Им это не нравится, поэтому нас судят по указке Майи Санду». Башкан сообщила, что считает уголовное преследование в отношении неё политически мотивированным. В понедельник сторонники главы Гагаузии собрались у здания суда, но их митинг был прерван из-за ложного сообщения о минировании. «Я надеюсь, что судьи будут действовать в рамках закона, мы знаем, что уголовное дело сфабриковано, дело рассматривают быстро, заседания проходят часто. У них одна цель – вынести нужное властям решение, они не хотят, чтобы была башканом Гагаузии. Власть использует разные методы, чтобы лишить меня мандата башкана Гагаузии», – заявила Гуцул журналистам перед заседанием суда.
Политика, которую проводит центральная власть Молдовы в отношении автономии, чревата многими тяжелыми последствиями, ибо решимость населения Гагаузии отстоять свой выбор не вызывает сомнения. Это может вполне привести к ситуации, сходной с той, которая привела к вооруженному конфликту в Приднестровье. Но сегодня это чревато и более тяжелыми последствиями – в случае открытого горячего конфликта между Кишиневом и Комратом Санду может обратиться за помощью к Бухаресту, а это уже будет означать конец Молдовы как независимого государства, пусть на сегодняшний день эта независимость и носит формальный характер.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram