
Властями Киргизии инициированы подготовительные мероприятия к 100-летней годовщине Уркуна – трагической странице в истории киргизско-российских отношений. Некоторые политики называют события 1916 года – подавление восстания киргизов – геноцидом и утверждают, что они были проявлением борьбы коренного населения против колониальной политики царской России.
Проблема, что и говорить, крайне острая и нередко использующаяся различными политическими силами для атаки на традиционную дружбу наших народов. Интернет-издание «Ритм Евразии», руководствуясь убеждением, что никакие прошлые конфликты не должны вредить нынешнему добрососедству народов постсоветского пространства, не намерено уклоняться от обсуждения в том числе самых острых исторических коллизий в отношениях между народами будущего Евразийского экономического союза.
Обсудить столь острую и неоднозначную тему мы пригласили члена Комиссии по развитию исторической науки при Президенте Киргизской Республики доктора исторических наук, профессора Токторбека Омурбекова.
– Токторбек Наматбекович, события 1916 года нередко называют геноцидом, попыткой Российской империи уничтожить киргизский народ. Возможно ли согласиться с подобным определением? Задаю вам этот вопрос как историку, бывшему в 2011 году ответственным секретарем оргкомитета по проведению 95-летия восстания 1916 года.
– Геноцид – это целенаправленное, планомерное уничтожение народа. Его следствие – не только огромное количество умерщвленных, но и ряд действий, направленных на искоренение определенного этноса. Например: убийство женщин и детей, то есть уничтожение будущего поколения.
О геноциде можно говорить тогда, когда были проведены планомерные подготовительные мероприятия. Как это делали фашисты во время Второй мировой войны по отношению в евреям: загоняли в якобы трудовые лагеря, а потом убивали.
События 1916 года не попадают под это определение ни по одному из параметров. Мнение о том, что геноцид был по отношению к киргизам со стороны Российской империи, специально озвучивается некоторыми политиками в корыстных целях. Эти события имели глубокие причины – нерешенные аграрные вопросы, трудности административного управления и молчаливое несогласие с политикой царской России. Но спичкой, поднесенной к фитилю пороховой бочки, послужил военный призыв и мобилизация мужского населения всей Средней Азии – это огромная территория, на которой жили представители колониальных земель Российской империи.
Согласно принесенной присяге на верность императору, киргизы были обязаны нести военную службу. Но так как они не имели навыков обращения с оружием и самой минимальной военной подготовки, их планировали отправить не на фронт (тогда шла Первая мировая война), а на тыловые работы.
Этот призыв послужил поводом для восстания. Неподчинение киргизов было неожиданностью для центральной российской власти. Это доказывает, что никаких подготовительных мероприятий по подавлению народов Средней Азии не проводилось. Так что говорить о политике геноцида по отношению к ним – просто абсурдно.
– Как в таком случае следует квалифицировать действия царской администрации, приславшей карательные отряды для усмирения восставших?
– Не следует забывать, что шла мировая война, и это – обычная практика в условиях военных действий. Такие действия предпринимали все метрополии по отношению к бунтующим колониям.
Население Средней Азии, в том числе Киргизии и, особенно, Чуйской долины, при попытке забрать мужчин на тыловые работы ответило протестами. Потом они превратились в вооруженные столкновения. Жертвы были с обеих сторон, пострадали не только киргизы, но и русские.
– О каком порядке цифр идет речь?
– Убито было около 10 тысяч человек. Против восставших киргизов выступали обученные вооруженные солдаты – карательные отряды были направлены из России в несколько генерал-губернаторств. Киргизы же вооружались тем, что попадало под руку – вилами, палками, самодельным оружием или просто камнями. Огнестрельного оружия у восставших почти не было. Было только то, что они смогли отобрать у русских поселенцев и немногочисленных военных. Небольшое количество оружия захватили в бою при Боомском ущелье (нынешняя территория Иссык-Кульской области. – К.А.) – около 200 винтовок и несколько тысяч патронов.
Так как на стороне русских отрядов были численное превосходство, опыт военных действий и превосходство в вооружении, исход восстания был предрешен.
– Историки спорят о количестве жертв в боях и при бегстве в Китай...
– Основные жертвы были во время бегства. Чтобы не быть убитыми в бою, киргизы бежали в Китай. Это была стихийная гибель, а не уничтожение.
Уркун (исход) произошел осенью, уже наступили холода. Очень много погибших было в пути следования. До перевала, который отделял территорию современного Китая от Киргизии, на самом перевале и после него переселенцы оставляли своих умерших. Кто-то погиб от холода, кто-то от голода.
В общей сложности бежали 160 тысяч человек: 150 тысяч – казахи, 10 тысяч – киргизы. Из них погибло около половины.
– Некоторые политики заявляют о полумиллионе погибших. Почему число жертв настолько преувеличивается?
– Они не знают истории. А некоторые намеренно занимаются распространением лжи, чтобы будоражить народ. Но даже при поверхностном знакомстве с историей Уркуна видно, что такое количество жертв – это глупости.
Такое толкование выгодно политикам. В основном это – оппозиционеры, которые хотят очернить действующую власть и использовать народ против своих оппонентов. Логика их действий такова – с помощью лозунгов об уничтожении Россией киргизов испортить отношения со стратегическими партнерами и обвинить власти Киргизии в углублении дружественных отношений с «врагами своего народа».
Чтобы вбить клин, оппозиционеры постоянно ищут повод, а история для них – всего лишь удобный инструмент для их разрушительных действий. Ведь большинство населения верит в то, что им говорят, и не в состоянии проверить, насколько высказывания «высоких чинов» правдивы. Такие политики – вредители и диверсанты.
Если обратиться к истории, то похожие печальные события имели место в разное время во всех странах. Взять российско-германские отношения, две мировые войны стали трагедией для обеих стран. Но это осталось в прошлом, и сейчас между Россией и Германией существуют тесное экономическое партнерство и нормальные культурные отношения.
Если Киргизия будет искать в каждом партнере врага и бросаться такими словами, как геноцид, то на дружбе можно будет поставить крест.
Из учебника «История Кыргызстана с древнейших времен до наших дней» для ВУЗов, автор О. Дж. Осмонов, издательство «Мезгил», 2012 год (стр. 338):
«…Спасаясь от геноцида и поголовного уничтожения, кыргызы в конце сентября начали беспорядочный исход в Китай, бросая родные земли, скот и имущество. Растерянных, разобщенных людей, несущих на себе нехитрый скарб и гнавших оставшийся от разграбления скот, настигали карательные отряды и дружины крестьян-переселенцев, подвергали издевательствам, грабежу и безжалостно уничтожали на месте».
Из учебника «История Кыргызстана XX-XXI веков» для 9 класса средней школы, автор М.К. Иманкулов, издательство «Китеп компани», 2006 год (стр. 17):
«…В результате безжалостного подавления восстания царским правительством на 1 января 1917 года в Пржевальском уезде погибло 123685 человек, в Пишпекском уезде – 63843... Таким образом, как видно из приведенных фактов, предпринятые царизмом меры по подавлению восстания вылились в массовое истребление кыргызского народа. Оказавшись под угрозой геноцида, повстанцы стали спешно перекочевывать в Китай».
– Может ли такая спекуляция историческими фактами со стороны оппозиционных политиков помешать вхождению Киргизии в Таможенный союз?
– Не думаю, что эти политики имеют реальную силу. Те оппозиционные силы, которые не хотят интеграции и улучшения жизни своего народа, а преследуют только свои личные интересы – приход к власти, вредят стране. Они критикуют внешнюю политику, но при этом не предлагают никаких внятных выгодных решений.
Вхождение в ТС будет прекрасно для Киргизии. Нужно помнить, что интеграция, в первую очередь, нужна Киргизии, а не России. Ей хватает союза с Белоруссией и Казахстаном, и поэтому насильно Киргизию никто в ТС не потянет.
Наша страна – маленькая, с очень бедной экономикой, и без поддержки партнеров мы не сможем прожить. Радует то, что Россия, Белоруссия и Казахстан, понимают и принимают наши просьбы и стараются оказать помощь как стратегические партнеры.
Пример этому – строительство каскада ГЭС. Россия выделяет 2 млрд. долларов на этот проект, хотя мы еще не вступили в ТС. Я думаю, что если «Дорожная карта» будет подписана и интеграция станет реальной, то плюсов будет еще больше.
Экономика, наконец-то, будет развиваться устойчиво. Конечно, Киргизия не скоро поднимется до уровня экономик Казахстана и Белоруссии, но хотя бы будет к этому стремиться.
Если в Киргизию придут российские инвестиции, то у нас появятся рабочие места и будут увеличены поступления в бюджет. Сейчас единственным крупным налогоплательщиком является рудник золота Кумтор. Но при партнерстве с тройкой стран ТС таких предприятий может стать намного больше.
Фото – stanradar.com/news/full/6981-sredneaziatskoe-vosstanie-1916-goda-rasskazy-ochevidtsev.html