Оздоровят ли крымские санатории российско-украинские отношения? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.12.2024 |

Оздоровят ли крымские санатории российско-украинские отношения?

В годы советской власти Крым по праву имел статус всесоюзной здравницы. Популярность данного региона подтверждало огромное количество отдыхающих, которое достигало 10 млн. человек в год. Для лечения и комфортного времяпрепровождения были построены десятки санаториев и баз отдыха, гостиниц и туристических учреждений. Большие средства вкладывались в оздоровление людей. Например, большие успехи были достигнуты в лечении туберкулеза. Причем результат врачевания не зависел от доходов больного, поскольку все оплачивало государство.

В начале 1990-х годов эта тенденция в Крыму резко изменилась. С одной стороны, гражданам бывшего СССР стал доступен заграничный отдых, а с другой – снизился уровень благосостояния подавляющегося большинства населения, в результате чего посещаемость полуострова существенно уменьшилась. Люди с высоким уровнем дохода стали проводить отпуск, как правило, на берегу Средиземного моря, что порой ненамного дороже крымского аналога, но зато значительно превосходит по качеству сервисного обслуживания. В свою очередь, менее состоятельные люди не могут оплатить даже туристические расходы в Крыму, поэтому предпочитают побережье Запорожской, Одесской и других областей. К тому же это касается не только жителей стран СНГ, но и самой Украины.

Уменьшение потока туристов привело к ухудшению курортного сервиса полуострова, что в свою очередь пагубно отразилось на состоянии природных комплексов. В частности, распалась система пешеходных маршрутов. Практически ушли в прошлое очистка и благоустройство троп и туристских стоянок, памятников природы и истории, подготовка высококвалифицированных инструкторов пешеходного туризма, пропаганда экологических знаний на маршрутах. Кроме того, переход от массового, организованного туризма к малочисленному, но неорганизованному («дикому») отдыху еще более усугубил экологическое положение Крыма в местах стоянок и пешеходных троп.

Чтобы справиться с негативными тенденциями в развитии курортно-туристического потенциала Крыма, необходимо работать с учетом предыдущего опыта. Проблемы увеличения количества отдыхающих, повышения уровня сервиса, а также сохранения уникальной природы полуострова можно решить только с помощью государственного регулирования в процессе предоставления туристических услуг. Для поднятия на прежний уровень популярности полуострова принципиально важно наладить сотрудничество с несколькими постсоветскими странами в развитии крымской инфраструктуры.

Участие России в совместных с Украиной проектах по развитию рекреационных ресурсов полуострова следует рассматривать в контексте развития межгосударственных отношений, взятых в целом. Например, сегодня особо остро стоит вопрос международного транспорта. Напомним, в декабре 2013 года в Москве было подписано соглашение между правительствами двух стран о совместном строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Согласно документу, уже в 2014 году наши страны совместно разработают технико-экономическое обоснование, в котором будут просчитаны потоки грузов и пассажиров, а также принято решение о непосредственном проектировании и строительстве.

Пока еще не известен внешний вид перехода через пролив – тоннель или мост, однако его значение переоценить сложно. После строительства путь между Херсоном и Новороссийском удастся сократить на 450 км, т.к. теперь не придется объезжать Азовское море. В случае реализации проекта дорога из Европы в Азию может стать самой короткой, что откроет большие перспективы не только в сфере регионального туризма, но и в области развития новых трансконтинентальных путей сообщения.

Если стороны договорятся о строительстве моста, который обойдется в 1,5 млрд. долларов, то его пропускная способность составит около 10 млн. человек в год. Однако есть опасение, что все может ограничиться лишь усилением мощностей паромной переправы и прилегающей инфраструктуры, на что необходима гораздо меньшая сумма – 60 млн. долларов. На сегодня «Керченская паромная переправа» способна перевозить около 700 тыс. пассажиров. В распоряжении украинской госкомпании находятся паромы «Керченский-2» и «Ейск», которые курсируют с двухчасовым интервалом летом и трехчасовым – в остальные времена года. Во время курортного сезона это приводит к образованию больших автомобильных очередей, в которых люди вынуждены порой простаивать целые сутки для преодоления расстояния всего в 2,5 мили.

Кроме инфраструктуры, первостепенное значение для увеличения количества отдыхающих в Крыму имеет повышение качества сервисного обслуживания. На сегодня местные курорты не выдерживают конкуренцию с курортами соседствующих стран. Например, граждане РФ предпочитают отдыхать в Турции и Хорватии, что подтверждают недавние события в Египте. В результате массовых протестов посещаемость африканской страны российскими туристами снизилась на 20%. Однако рост турпотока наблюдался вовсе не в Крыму и даже не в Сочи, а в Испании и Хорватии.

Соседствующие с Украиной страны по Черноморскому бассейну также смогли развить туристическую отрасль. Так, Турцию с января по ноябрь 2013 года посетили почти 33,5 млн. иностранных туристов, что на 10% больше, чем за 11 месяцев 2012 года. Среди общего числа отдыхающих граждан РФ было 4,2 млн. человек, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Согласно статистике, россияне занимают второе место в общем потоке иностранных граждан (13%), уступая только Германии (14,6%). Даже Грузия, у которой в начале 1990-х были схожие с Украиной проблемы, смогла увеличить туристический поток в два раза.

Одной из главных причин неконкурентоспособности крымских курортов являются высокие цены на отдых. Согласно некоторым данным, в четырех-пятизвездном отеле в Турции, Болгарии или Греции с питанием по системе «все включено» можно остановиться за 100 долларов в сутки. В Крыму за эту же сумму денег удастся отдохнуть в четырех-пятизвездном отеле, где не будет даже собственного пляжа, получая только завтрак. Кроме того, отельная база на полуострове в своем большинстве не отвечает современным мировым стандартам.

Эти негативные тенденции уже пагубным образом отразилась на посещаемости местных курортов. С января по ноябрь 2013 года полуостров посетило 5 млн. 830 тыс. отдыхающих, что на 210 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Эксперты отмечают, что без серьезных инвестиций в инфраструктуру туристы будут все чаще предпочитать иностранные курорты, в том числе и российские. Существует опасение, что в дальнейшем Крым не сможет конкурировать даже с курортами Краснодарского края, куда власти РФ вкладывают крупные средства. Поэтому увеличение количества отдыхающих на полуострове возможно только при условии принятия государственной программы целевого финансирования.

Также отметим, что на Украине время от времени обращают внимание на проблемы курортно-туристического потенциала Крыма. В начале 2013 года местные власти озвучили ряд амбициозных проектов. В меру финансовых возможностей планируются строительство здания для пригородной железнодорожной станции в Симферополе и реконструкция привокзальной площади, на что собираются потратить около 150 млн. грн. В Ленинский район Крыма проложат новую водопроводную магистраль, которая будет поставлять днепровскую воду. Проект обойдется в примерно 5 млрд. грн. В Феодосии презентовали генеральный план города, в котором все производственные объекты и железнодорожные пути будут вынесены за пределы новой рекреационной полосы. Она будет отдана под строительство отелей, пансионатов, ресторанов и развлекательных комплексов. В Евпатории были реконструированы набережная им. Терешковой и площадь между мечетью Хан-Джами и Свято-Николаевским собором.

По итогам минувшего года при отсутствии необходимых средств многие из перечисленных проектов либо остались на бумаге, либо не были завершены в срок. Очевидно, без надежных партнеров за рубежом изменить сложившуюся ситуацию вряд ли удастся. В декабре прошлого года Российская Федерация оказала необходимую помощь Украине в нелегкое для нее время. Что мешает развивать двусторонние отношения и в дальнейшем? Ведь в этом случае Крым имеет все шансы занять достойное место в сфере туризма обеих стран.

Дело, кстати, не только в турбизнесе. Участятся человеческие контакты, граждане обеих стран будут больше общаться, а как это важно для поступательного развития российско-украинских отношений, думаю, много говорить не стоит.

Фото – segodnya.ua/regions/krym/luchshim-kurortom-kryma-priznali-jaltu.html

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3785
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика