Опубликованные Евразийской экономической комиссией данные об итогах торговли стран Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) за январь-ноябрь 2013 г. рисуют противоречивую картину. С одной стороны, внешняя и взаимная торговля ТС впервые за все время с начала его работы в 2011 г. сократилась. С другой, экономическая ситуация в союзе демонстрирует ряд позитивных тенденций.
Общий объем внешней торговли стран ТС и ЕЭП за одиннадцать месяцев прошлого года составил 844,6 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 531,9 млрд., а импорт – 312,7 млрд. Превышение экспорта над импортом составило 219,2 млрд. долл. То есть государства ТС по-прежнему имеют положительный торговый баланс с внешним миром, что обеспечивает их экономическую стабильность, налоговые поступления и сбалансированность бюджетов.
Правда, на фоне экономических успехов прошлого года положение выглядит не столь оптимистично. По сравнению с январем-ноябрем 2012 г. объем внешней торговли ТС снизился на 0,7%, при этом экспорт уменьшился на 1,7%, а импорт вырос на 1,1%. Если бы не экспорт углеводородов, падение объемов внешней торговли было бы еще более значительным. Как следует из пояснения ЕЭК, без учета топливно-энергетических товаров объем экспорта ТС в денежном выражении уменьшился бы на 6,9%, а импорт увеличился на 1,6%.
Любопытно, что снижение экспорта и рост импорта, судя по данным ЕЭК, связаны не с крупнейшей экономикой союза – Россией, а с Белоруссией и Казахстаном. За одиннадцать месяцев прошлого года экспорт из РФ на внешние рынки по отношению к тому же периоду 2012 г. составил 100,6% (443,1 млрд. долл.), то есть немного вырос. Почти таким же оказался показатель по импорту (100,3% или 267,1 млрд. долл.). В Казахстане же экспорт сократился на 3,8% (70,9 млрд. долл.), а импорт вырос на 5% (27,4 млрд.). В Белоруссии ситуация оказалась похуже. Объем экспорта на зарубежные рынки сократился на 33,8% (17,9 млрд. долл.), а импорта увеличился на 7,5% (18,2 млрд.). При этом Белоруссия оказалась единственной страной союза, продемонстрировавшей в январе-ноябре превышение импорта над экспортом, то есть отрицательное сальдо внешней торговли (на 0,3 млрд. долл.).
Ситуация во взаимной торговле стран ТС тревожнее. За одиннадцать месяцев 2013 г. товарооборот между странами ТС снизился на 5,9%, составив 58,2 млрд. долл. При этом объем торговли между Белоруссией и Казахстаном (855,4 млн.), а также Казахстаном и Россией (21,4 млрд.) не только не сократился, но даже немного вырос (на 0,6% и 2,3%). А вот торговля между Россией и Белоруссией снизилась сразу на 10,3% (36 млрд. долл.). Между тем, именно российско-белорусская торговля на сегодняшний день составляет большую часть взаимного товарооборота стран ТС (61,8%), почти вдвое превышая совокупный объем российско-казахстанской (36,7%) и белорусско-казахстанской (1,5%) торговли. Поэтому сокращение товарообмена между РФ и Белоруссией оказалось для внутрисоюзной торговли наиболее ощутимым.
Ранее ЕЭК объясняла резкое падение российско-белорусской торговли снижением поставок в Белоруссию нефти из РФ. В пресс-релизе по итогам января-октября 2013 г. комиссия, в частности, сообщала, что снижение объема торговли между двумя странами обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из РФ, которые в январе-октябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличились в 2 раза. Если же топливно-энергетические товары не учитывать, то общий объем взаимной торговли государств ТС за десять месяцев 2013 г. вырос на 1,1%. В пресс-релизе за январь-ноябрь 2013 г. эта ссылка отсутствует, зато говорится, что в соответствии с решением коллегии ЕЭК от 19 февраля 2013 года, статистика по российскому экспорту сформирована на основе данных по импорту из Российской Федерации в Белоруссию и Казахстан.
Между тем, именно «нефтяной» фактор в прошлом году сыграл во взаимной торговле государств Таможенного союза ключевую роль. По словам председателя Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, общие цифры не позволяют корректно оценивать тенденции развития торгово-экономических отношений между странами союза. «Необходимо очищать общий товарооборот от торговли топливно-энергетическими товарами, – заявил он в интервью «Эксперту». – Во-первых, потому, что конъюнктура на них весьма изменчива, во-вторых, эти товары выведены за контуры единого нормативного поля ТС, их оборот регулируется в ручном режиме в двустороннем формате, что зачастую приводит к резким всплескам и провалам».
Пример – все тот же нефтяной экспорт в Белоруссию. Снижение поставок российской нефти в прошлом году привело к 30-процентному снижению экспорта РФ в эту страну и общему падению объемов взаимной торговли союза. Если же поставки углеводородов не учитывать, то объем внутрисоюзной торговли за 11 месяцев 2013 г. увеличился на 0,7%, тогда как экспорт этих же товаров на рынки третьих стран упал на 6,9%.
Одной из главных причин снижения белорусского экспорта в Россию является ее вступление в ВТО. В условиях снижения таможенных барьеров конкуренция на ключевых товарных рынках, где ранее доминировали или занимали существенную долю белорусские производители, обострилась, и последние частично потеряли свои рыночные позиции. Поскольку же Белоруссия, в отличие от России и Казахстана, запасами нефтегазовых ресурсов, обеспечивающих львиную долю доходов бюджета, не располагает, компенсировать падение промышленного экспорта за счет углеводородов она не может. На российско-белорусской торговле и взаимной торговле ТС все это сказалось не лучшим образом.
Общая экономическая ситуация в ТС, хотя и не выглядит слишком радужной, особой тревоги все же не вызывает. Суммарный объем производства в обрабатывающей промышленности ТС и ЕЭП за январь-октябрь 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился на 0,8%. При этом в России промышленность «просела» всего на 0,6%, в Белоруссии – на 5,1%, а в Казахстане даже выросла на 1,3%. Лидерами по темпам падения стала российские предприятия по производству машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (снижение на 22,7%), за ними следуют белорусская химическая и нефтехимическая промышленность (22,5%), российское станкостроение (16,2%), производство подъемно-транспортного оборудования (12,1%) и продукции для железнодорожного транспорта (11,5%). В казахстанской обрабатывающей промышленности падения не зафиксировано, так как машиностроение в ней существенной роли пока не играет. Кризис в машиностроении повлек за собой снижение производства в металлургии, усугубленное неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках.
Но есть и позитивные тенденции. Во всех странах ТС демонстрируют устойчивый рост фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, пластмассовых и резиновых изделий. В Белоруссии зафиксирован рост в электронно-оптической и деревообрабатывающей промышленности, в Казахстане – в автомобилестроении, в России – в авиакосмической промышленности, в производстве электробытовых приборов и в легкой промышленности.
Во взаимной торговле стран ТС гораздо более значительную долю, чем в торговле с третьими странами, занимает продукция с высокой добавленной стоимостью. Так, поставки машин, оборудования и транспортных средств в торговле союза с третьими странами занимают 3%, а во взаимной торговле – 20%, продукции химической промышленности – 5% и 10% соответственно, металлов и изделий из них – 8% и 13%, тогда как минеральных продуктов – 33% и 74%. Позитивную динамику, по словам В. Христенко, демонстрируют поставки на российский рынок продовольственных товаров из Белоруссии и Казахстана. Запущены крупные совместные проекты в машиностроении. Хорошие перспективы имеет политика импортозамещения в производстве продовольствия, которое вполне может поставляться на внешние рынки, в частности, в страны АТР и Ближнего Востока.
Преодолению кризиса в обрабатывающей промышленности может помочь ряд предлагаемых ЕЭК крупных межгосударственных проектов, таких, как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Астана–Москва–Минск, стимулирование использования отечественной металлопродукции при возведении монолитных зданий и других объектов, строительство объектов нефте-, газодобычи и транспортной системы, развитие судостроения, производства кузовов и шасси.
Так что временный спад во взаимной торговле стран ТС отнюдь не означает кризиса всего объединения или отсутствия у него перспектив развития. Более того, кооперация государств союза в различных отраслях экономики позволит усилить их конкурентные преимущества, став базой для экспансии на зарубежные рынки.
Фото – kazved.ru/article/45078.aspx