Считается, что Запад уже много лет использует против властей Белоруссии некие действенные санкции. Например, в конце 2013 года глава представительства ЕС в Минске Майра Мора на международной конференции «Стратегии будущей политики ЕС в отношении Беларуси» в Вильнюсе официально объявила, что Совет Евросоюза продлевает действие санкций в отношении Белоруссии до 31 октября 2014 года. При этом одновременно было решено, что санкции Евросоюза на 13 представителей политического режима и пять предприятий РБ… больше не распространяются!
Чтобы понять, в чем тут фокус и что же на самом деле представляют собой эти санкции, против кого и чего они направлены в действительности, необходимо знать следующее. О санкциях против Белоруссии говорят много, особенно белорусские пропагандисты, но до сих пор не опубликовано ни одного объективного исследования проблематики. А между тем инструментарий «мягкой силы», используемый против Белой Руси, наряду с этнополитическим инструментарием, представленным тесно переплетающимися внутренним (националистическим) и внешним (польским) факторами и используемым с целью втягивания в западные структуры («Восточное партнерство», НАТО), наряду с сетью «роёв» НГО/НПО – негосударственных/неправительственных организаций, служащих проводниками западного влияния и формирования системы ценностей/мировоззрения чиновничества/населения, включает и экономические и политические санкции, направленные на изоляцию правящего режима и принуждение его к следованию в прозападной колее.
Политические санкции. По мнению ряда комментаторов, политические меры США в отношении руководства Белоруссии 2000-х гг. аналогичны действиям в отношении бывших руководителей Югославии, Афганистана, Ирака и пролоббированы американским ВПК и властями Польши.
Вашингтон официально объявил о намерении добиваться отстранения от власти президента РБ Александра Лукашенко еще в августе 2004 года. Позицию США изложил сенатор Джон Маккейн: «Мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании. Смена режима президента Лукашенко в Белоруссии планируется не вооружённым путем, а с помощью международного давления». Вслед за этим заявлением министерство финансов США обвинило белорусский Инфобанк в отмывании денег С. Хусейна. Палата представителей конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Беларуси и её президента лично. В октябре того же года президент США подписал «Акт о демократии в Беларуси», содержащий длинный список требований к А. Лукашенко и гласящий, что, пока эти требования не будут выполнены, администрации США будет запрещено предоставлять РБ какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты и любое иное финансовое содействие. Представителям США в МВФ, Всемирном банке и других международных организациях предписывалось голосовать против предоставления любого содействия РБ, а конгресс и президент США взялись координировать реализацию данного закона с другими государствами, в первую очередь европейскими, поощряя их идти на аналогичные меры в отношении Республики Беларусь.
Масс-медиа расценили «Акт» как официальное вступление в силу экономических санкции против Беларуси. На деле санкции имели сугубо политико-пропагандистское содержание, не оказывая сколько-нибудь существенного влияния на экономику РБ. Сам «Доклад по Беларуси – последней диктатуре в Европе, включающий данные по торговле оружием и собственности руководства» («Report on Belarus, the Last Dictatorship in Europe, Including Arms Sales and Leadership Assets») был направлен президентом США в конгресс не через 90 дней (как планировалось), а через пару лет – 16 марта 2006 г. (за три дня до выборов президента РБ) и стал основой уже несколько модернизированного «Акта о демократии и правах человека в Беларуси-2006».
Спустя полгода представитель США Уильям Бренсик поднял вопрос о ситуации с правами человека в РБ во время закрытого заседания в СБ ООН. В тот же день сенат США поддержал законопроект, призвавший президента ввести дополнительные санкции против Беларуси. Посол США в Минске Кэрен Стюарт заявила, что её страна не признает результатов референдума о создании единого государства России и Беларуси. 12 января 2007 г. Дж. Буш подписал закон, санкционировавший выделение белорусским прозападным политикам и оппозиционным СМИ свыше 27,5 млн. долларов из бюджета США и продливший санкции по «Акту о демократии» на два года.
Экономические санкции. Превращение санкций «Акта» из инструмента политической пропаганды в фактор влияния на экономические процессы в РБ началось 13 ноября 2007 года, когда Вашингтон ввел санкции против госконцерна «Белнефтехим» – крупнейшего поставщика валюты в госбюджет. Министерство финансов США заморозило находящиеся под его юрисдикцией банковские счета концерна, его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае и дочерней компании «Belneftekhim USA» и запретило юридическим и физическим лицам США вести с ним бизнес. В августе 2011 года США ввели дополнительные экономические санкции в отношении четырех крупных белорусских предприятий: нефтеперерабатывающего «Нафтан», «Белшина», «Гродно Азот» и «Гродно Химволокно». Предлог в обоих случаях – нарушение прав человека в Беларуси.
Реально же санкции направлены против:
- проникновения Беларуси и России на венесуэльский (латиноамериканский) рынок – к моменту введения санкций в ноябре 2007 г. «Беларуснефть» и государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela SA вели работу по созданию СП по добыче нефти и по сейсморазведке (ОАО «СейсмоВенБел») с 40-процентной долей белорусской стороны в уставном капитале; санкции же 2011 года поставили крест на планах по добыче этого сырья в Венесуэле и продаже его США.
- системы расчетов за российскую нефть, т.к. под удар попали расчетные узлы между нефтяниками России и нефтехимией Беларуси, а не белорусский реэкспорт российских нефтепродуктов на Запад.
После переизбрания президента А. Лукашенко в декабре 2010 года и одновременного подписания им документов о евразийской интеграции Вашингтон выступил с резкими заявлениями и, не дожидаясь решения Евросоюза, объявил почти все белорусское руководство «невъездным». Госсекретарь Х. Клинтон призвала ЕС «дать понять Александру Лукашенко, что диалог с ним закончен». В январе 2011 года на заседании Совета ЕС в Брюсселе был утвержден список белорусских чиновников, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза, включивший 157 фамилий должностных лиц. В отношении 40 из них санкции были введены еще в 2006 году параллельно с принятием второй редакции американского «Акта о демократии и правах человека в Беларуси-2006». Фамилии еще 117 белорусских чиновников были внесены в список после президентских выборов 2010 года.
В марте 2011 года США включили в список белорусских госпредприятий, на которые распространяются экономические санкции, еще одну подчиненную «Белнефтехиму» структуру – компанию «Белоруснефть» – за сотрудничество с Ираном. В июне того же года Евросоюз ввёл экономические санкции против структур, связанных с экспортом вооружений и игорным бизнесом («Белтехэкспорт», «Спорт-пари» и «БТ Телекоммуникации»), контролируемых близким к семье президента Лукашенко бизнесменом В. Пефтиевым. В июле санкции США и ЕС были дополнены утверждением палатой представителей конгресса «Акта о демократии и правах человека в Беларуси-2011», ставшего третьей и столь же «действенной» редакцией одноименного документа. По словам одного из авторов – конгрессмена от республиканской партии Криса Смита, это должно было «придать новую силу Акту 2004 года». Конгрессмены отказались признать А. Лукашенко законным президентом и потребовали от западных союзников помочь белорусской оппозиции.
Но и эти санкции, хотя и связаны с очередными шагами Москвы по ре-интеграции евразийского пространства, для Минска имеют в основном пропагандистское содержание, не оказывая существенного влияния на внутрибелорусскую ситуацию. Обходить их помогают: а) правительство Великобритании, которое комиссар Совета Европы Нилс Мужниекс официально призвал (16.11.2013) «прекратить финансировать последнюю диктатуру в Европе» и б) британская группа «Ротшильд», официально назначенная консультантом правительства Беларуси по приватизации (предложение управляющему директору Ариэлю де Ротшильду было сделано в Минске лично А. Лукашенко в феврале 2010 года). В результате даже лидеры белорусских националистов и оппозиционеров типа Александра Милинкевича открыто заявляют, что западные «санкции против предприятий – скорее символические, они не приносят большого экономического эффекта».
Как уже было сказано вначале, Евросоюз, на словах заявив о «продлении санкций», на деле исключил в октябре 2013 года из списка пять компаний, принадлежащих В. Пефтиеву – «Деловая сеть», «Системы инвестиций и инноваций», «БТ Инвест» и «Техносоюзприбор», «Сен-Ко» (последняя наблюдает за игорно-развлекательным бизнесом Минска, запрещенным Москвой, Киевом и Астаной), а за полгода до этого из «чёрного списка» убрали «Спорт-Пари» и спиртзавод «Аквадив».
Надо отдавать себе полный отчет в том, что реально санкции Запада направлены не столько против правящего режима и лиц из окружения главы Белоруссии, сколько против союзной интеграции и любого реально действующего российско-белорусского проекта. Запад не просто воюет за «демократизацию» Белой Руси по своим лекалам, но и делает это за счет России, поскольку все санкции направлены, прежде всего, против российских корпораций. А демократизация режима Беларуси, о которой трубят медиа – лишь благозвучный повод и прикрытие.
____________
Фото – http://www.baltic-course.com/rus/es_baltija/?doc=55054