Человек психологически устроен так, что ему кажется, будто опасные явления существуют где-то далеко, вне его благополучной реальности, и, оставаясь лишь картинкой в ленте новостей, не способны оказать влияния на его жизнь. Касается это и терроризма. А террористы – совсем рядом. В Челябинской области, где я сейчас живу, были раскрыты два новых эпизода преступной деятельности международной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», которая решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. была признана террористической организацией. Благо, на сей раз ничего трагического не произошло. В ходе обысков правоохранителями была изъята экстремистская литература и задержаны активные члены террористической организации, которые занимались вербовкой новых сторонников.
«Мирные» ниспровергатели государств
«Хизб ут-Тахрир» остается одной из самых загадочных организаций радикальных исламистов. Кто они: мирные миссионеры, несущие ценности ислама в массы, мусульмане-коммунисты, выступающие за социальное равенство, секта, чье учение во многом отличается от традиционного ислама, политическая партия, желающая захватить власть, или банальные террористы-смертники?
Организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» основана в 1953 г. в Восточном Иерусалиме исламским правоведом палестинского происхождения Такиуддином ан-Набхани. Первым спонсором ее стал Амин аль-Хусейни, великий муфтий Иерусалима, который во время Второй мировой войны поддерживал нацистскую Германию и был задействован в вербовке и мобилизации молодых мусульман для участия в специальном мусульманском подразделении войск СС, действовавшем в Югославии и Венгрии. (1) По состоянию на октябрь 2013 г. она ведет деятельность в 58 странах мира: в 8 странах СНГ (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Туркменистан), в 21 стране Азии (помимо СНГ, это Афганистан, Бангладеш, Израиль, Индия, Индонезия, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Китай, Кувейт, Ливан, Малайзия, Оман, ОАЭ, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Шри-Ланка), в 13 странах ЕС и ЕАСТ (Австрия, Бельгия, Голландия, Великобритания, Германия, Дания, Кипр, Латвия, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Швеция), в 13 странах Африки (Алжир, Джибути, Египет, Западная Сахара, Ливия, Мавритания, Мали, Марокко, Сомали, Судан, Тунис, Эритрея, Эфиопия). (2)
Руководство организации провозгласило своей целью создание халифата – единого исламского государства на основе законов шариата. Лидеры «Хизб ут-Тахрир» утверждают, что своих целей намерены добиваться методами убеждения и пропаганды и не намерены прибегать к насилию. Стратегия партии по достижению заявленных целей включает три этапа: создание сплоченной политической организации, установление продвигаемых партией принципов в качестве единственной допустимой версии ислама, а затем восстановление халифата.
В то же время, если внимательно прочитать программу партии, принятую в 1989 г. на съезде в США, то из нее довольно ясно следует, что в своей борьбе «Хизб ут-Тахрир» намерена использовать все методы, включая насильственные: «Партия… ведет борьбу против правителей в арабских и мусульманских странах путем привлечения их к ответственности, замене их, когда они отказывают в правах умме (мусульманской общине) или пренебрегают своими обязанностями по отношению к ней, игнорируют какое-либо из ее обращений, и каждый раз, когда они вступают в конфликт с исламом; это действия также с целью свержения подобных режимов, чтобы восстановить исламские правила». (3) Таковыми являются абсолютно все правительства исламских государств, которые, по мнению руководства секты, продались «порождению шайтана» – Западу. Да и сама задекларированная цель создания халифата не предполагает существования нынешних государств в их границах. Именно поэтому «Хизб ут-Тахрир» во многих странах вынужденно находится на нелегальном положении.
«Мирные» террористы
Официальная пацифистская риторика «Хизб ут-Тахрир» может обмануть лишь тех, кто сам обманываться рад, поскольку она не выдерживает проверки практикой.
Члены экстремистской группировки принимали участие во всех государственных переворотах в мусульманских государствах: Иордании в 1968-1969 и 1993 гг., в Ираке в 1972 г., событиях «арабской весны», «маковой революции» в Киргизии, столкновениях в узбекском Андижане и т.д. Официально же открещиваться от насильственных действий «Хизб ут-Тахрир» позволяла позиция, в соответствии с которой участвует в войне не организация, а ее члены в индивидуальном порядке. А секта, члены которой дают клятву «быть верным ее лидерам и воплощать ее решения, даже если они противоречат моим убеждениям до тех пор, пока я являюсь ее членом», повлиять на своих сторонников, разумеется, никак не может. Свобода ведь…
Не скрывающих же своего нутра террористов «Хизб ут-Тахрир» не только не осуждает, но и открыто признает соратниками по борьбе. Один из его лидеров Омар Бакри Мухаммад в своем интервью на сайте новостей CNS сказал: «…мы связаны идеологически с всемирным Исламистским движением, включая Усаму бен Ладена. Мы можем соглашаться с ним в чем-то, а в чем-то можем расходиться во мнениях. В конечном счете все-таки нет ни единого доказательства его причастности к террористическим актам. Если терроризм означает кого-то, кто поддерживает мусульман против оккупационных сил в Сомали или в Саудовской Аравии, я никогда не назову его террористом. Я назову его борцом за свободу. Я назову его героем».
Начиная с 2003 г. в Средней Азии правоохранительными органами не раз фиксировалось отклонение сторонников «Хизб ут-Тахрир» от пропаганды ненасильственных действий. Например, в одной из листовок говорилось: «Наши сторонники на пути борьбы за исламское государство не жалеют себя. Они намерены искоренять неверных на глазах у всех. Мусульмане! Мы призываем Вас к этому почетному делу чести! Призываем разорвать цепи насилия и надеть почитаемые пояса (т. е. пояса «шахидов»)! Призываем Вас душой и телом сражаться на пути восстановления правильного государства Халифат!». (4)
А уже в марте 2004 г. впервые в истории Узбекистана в Ташкенте женщины-смертницы, надев «почитаемые пояса», совершили теракты. 30 июля того же года три смертника подорвали себя у посольства Израиля, посольства США и в здании Генеральной прокуратуры. Установлена причастность террористов к партии «Хизб ут-Тахрир».
Являясь наиболее влиятельной радикальной исламистской организацией в Центральной Азии, «Хизб ут-Тахрир» связана с «Исламским движением Узбекистана», предоставляя ему финансы на террористическую деятельность, возможность отдыха боевиков и медицинские услуги на территории третьих стран в обмен на обучение своих «активистов» военному делу. Софинансистами деятельности «ИДУ» выступают «Аль-Каида», «Талибан», «Братья-мусульмане» и другие террористические организации. (5) Сам же «Хизб ут-Тахрир», объявив в 2006 г. военный джихад, изменил свои «управленческие инструкции» и обязал каждую ячейку формировать запасы огнестрельных и взрывчатых средств.
Все нити ведут в Лондон
Отличительной особенностью «Хизб ут-Тахрир» является высокая активность в Европе, где организация активно вербует сторонников в среде местной мусульманской общины.
Штаб-квартира организации расположена в Лондоне. Более того, экстремистская группировка, обещавшая, что «Запад содрогнётся и рухнет. Исламский флаг будет реять над Даунинг-стрит», получает финансирование от британского правительства. Например, члены «Хизба» Юсра Гамильтон и Фарах Ахмед, которые владеют фондом «Исламская шахсыя», учредившим две начальные школы в Беркшире и Северном Лондоне, где обучают в соответствии с тахрировской трактовкой ислама, получили 113 тыс. фунтов стерлингов от Управления стандартов в образовании и детском воспитании Великобритании. Много членов «Хизб ут-Тахрир» входит в Национальный консультационный совет мечетей и имамов, контролируемый английскими властями. Организация также контролирует Лондонский мусульманский центр, который получает гранты от муниципальных учреждений, Агентства по развитию Лондона, Департамента сообществ, Фонда по предотвращению насильственного экстремизма, Европейского союза. (6)
Подконтрольность организации Великобритании, а не США, как это имеет место с другими экстремистскими исламскими группировками, многое объясняет в идеологии и манере действий «Хизб ут-Тахрир». Традиционно более тонкая английская дипломатия, веками вырабатывавшая проекты по расколу населения колоний и стратегического ослабления геополитических противников, создала очередную структуру, которую сложно прямо обвинить в терроризме. Именно этим глобальная сетевая структура «Хизб ут-Тахрир» и опасна.
Помимо основной цели, разрушительной для суверенных государств, идеология секты содержит ряд «мыслевирусов» и механизмов работы, которые усложняют борьбу с экстремистами, с одной стороны, и облегчают распространение их идей – с другой. В частности, некоторые аналитики сравнивают социальную программу «Хизб ут-Тахрир» с коммунизмом, ориентированным на мусульман. И действительно, организация в агитационной работе предлагает создать исламское государство на основе шариата, «в котором не будет коррупции, клановости, воровства, проституции, наркомании и прочих язв современного мира», что легко находит отклик в душах беднейших слоев населения. А «мирный» характер деятельности организации значительно расширяет базу потенциальных сторонников за счет отсутствия страха быть уничтоженным, который существует относительно «традиционных» террористических организаций. Недаром «Хизб ут-Тахрир» широко представлен в университетской среде и других слоях «среднего класса».
Хотя по целям и задачам «Хизб ут-Тахрир», скорее, «оранжевая» организация и более всего напоминает аналогичные общественные структуры, созданные для совершения «цветных» и «твиттерных» переворотов. Тем более что на пространствах СНГ именно такую роль секта и выполняет.
Звено «петли анаконды»
На территории бывшего СССР деятельность «Хизб ут-Тахрир» активизировалась в середине 1990-х гг. во всех странах Центральной Азии, а также в России, Азербайджане и на Украине. В Центральноазиатском регионе ячейки организации действуют в Узбекистане, Таджикистане (Согдийская область), Киргизии (Ош, Джалал-Абад), Казахстане (южные области). Наибольшая активность наблюдается в местах компактного проживания узбеков. В отличие от других террористических группировок, на территории России «Хизб ут-Тахрир» избрал приоритетным направлением не Северный Кавказ, а более спокойные Поволжье, Урал и европейскую часть России, где «мирная» деятельность находила больший отклик. На территории Украины базой террористической организации стал Крым. Жестко преследуемая в остальных республиках, экстремистская группировка получила карт-бланш на свою деятельность именно на Украине. Что неудивительно, поскольку там суть деятельности секты сводится в большинстве случаев к антироссийской пропаганде. (7)
В борьбе за подрыв государственности стран СНГ представители «Хизб ут-Тахрир» с легкостью находят общий язык со светскими, либеральными и даже троцкистскими прозападными группировками, инициирующими «цветные» государственные перевороты. Так, в России в августе 2012 г. «Хизб ут-Тахрир» заключил союз с представителем российской прозападной леволиберальной оппозиции С. Удальцовым. (8) На Украине экстремисты поддержали государственные перевороты 2004 и 2014 гг. В частности, по поводу присоединения Крыма к РФ организация заявила, что события «являются провокацией, совершаемой со стороны России, унижением и вызовом для новой украинской власти». (9)
Сама же организация «мирными» акциями, ориентацией на целевые группы, поддержкой сепаратистов и предложениями альтернативных государственных «проектов» для суверенных, включая немусульманские, государств в точности повторяет методы других «оранжевых» структур. Только с «исламским» уклоном.
Еще прошлым летом члены организации могли спокойно митинговать в центре Симферополя
Истинные геополитические цели борьбы «Хизб ут-Тахрир» за «правильный» ислам становятся понятны, если проанализировать расположение мест наибольшей активности группировки. Это сплошная полоса от Крыма через Кавказ и Среднюю Азию до Китая, где «хизбы» отметились в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Полоса удивительным образом совпадает с широко известной американской геополитической концепцией изоляции России под названием «петля анаконды». Кроме того, повышенное внимание экстремистов к Уралу и Поволжью в точности соответствует планам западных стран о разделе России на европейскую и азиатскую части.
Характерно, что активность «Хизб ут-Тахрир» повышается в тех регионах, где вследствие разгрома правоохранительными органами падает влияние более радикальных ваххабитов и центральноазиатских террористических групп. Параллельно происходит радикализация самой «Хизб ут-Тахрир». Возвращение в состав РФ Крыма, где позиции экстремистов чрезвычайно сильны, создает угрозу того, что именно эта организация станет главной силой радикального терроризма в ближайшем будущем. Дополнительным косвенным признаком того, что именно на «Хизб ут-Тахрир» делается важная ставка в террористической войне против России, является то, что организация до сих пор не внесена в список террористических организаций в США.
___________
Фото – http://gigamir.net/news/kyiv/regions/pub390471
1. http://www.zonakz.net/blogs/user/www_ruh_kz/20920.html
2. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/235276
3. http://i-r-p.ru/page/stream-trends/index-8725.html
4. http://oko-planet.su/politik/politiklist/187912-hizb-ut-tahrir-ot-kazani-do-kashmira.html
5. http://psyfactor.org/lib/vershinin5.htm
6. http://www.info-islam.ru/publ/statji/kto_finansiruet_sektu_khizb_ut_takhrir/5-1-0-28914
7. http://www.odnako.org/blogs/integracionniy-proekt-dlya-krima-ot-hizb-ut-tahrir-i-angliyskaya-razvedka/
8. http://opolchenec88.livejournal.com/25875.html
9. https://hizb.org.ua/ru/hizb-ut-tahrir-in-ukraine/hizb-ut-tahrir-ukraine/proclamation/1595-crimea.html