В Ялте состоялась встреча Владимира Путина с членами фракций политических партий в Государственной Думе.
Во встрече приняли участие Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Председатель Государственной ДумыСергей Нарышкин, руководители фракций политических партий в Госдуме, главы федеральных министерств.
* * *
Стенографический отчёт о встрече с членами фракций политических партий в Государственной Думе
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Наша сегодняшняя встреча проходит в Крыму, мы специально хотели встретиться с вами именно здесь. И прежде всего хотел бы всех вас поблагодарить за постоянное внимание к развитию наших новых субъектов Федерации и, конечно, за консолидацию, единение, солидарность, которые проявили все фракции Государственной Думы, все политические силы страны в дни, судьбоносные для Севастополя, для Крыма, да и для всей России.
Пользуясь случаем, отмечу и плодотворную, содержательную работу Государственной Думы в ходе весенней сессии. Были одобрены поправки в Конституцию государства, приняты важные законы, затрагивающие вопросы экономики, социальной сферы. В сжатые сроки рассмотрен и так называемый крымский пакет законов, который позволил урегулировать работу ключевых сфер жизни Крыма и Севастополя в переходный период, что было крайне важно. А это функционирование банковской и финансовой системы, выплаты пенсий, зарплат, ряд других важных решений был принят – тех решений, которые напрямую затрагивают интересы людей. Всего, напомню, было принято 12 федеральных конституционных законов и 283 федеральных закона.
Наконец, в рамках весенней сессии была начата работа по совершенствованию системы местного самоуправления, принято решение, существенно повышающее роль и ответственность муниципалитетов и регионов. В общем, проведена большая работа, сложная, и, конечно, мы с вами заслужили того, чтобы встретиться в Крыму в это время.
Если говорить о тех решениях, которые были приняты в сфере развития муниципального уровня власти, регионального, то можно сказать, что это достаточно гибкие подходы, и такая гибкая логика принципиально значима для новых субъектов Российской Федерации, для Крыма, Севастополя, где много приходится делать буквально с нуля.
Здесь в сентябре, как и во многих других регионах страны, пройдут выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, и важно, чтобы их дальнейшая работа изначально была организована эффективно, чтобы были чётко распределены полномочия и ответственность.
И повторю, при этом должны быть учтены специфика, традиции этих регионов, лучшие муниципальные и региональные практики управления. А на первое место, безусловно, должны быть поставлены интересы людей, которые проживают на этих территориях.
Знаю, что многие депутаты приехали в Крым ещё накануне нашей с вами встречи, и наверняка не только для того, чтобы побыть на летнем солнышке, на южном берегу, но и знаю, что вы встречались с людьми, и это крайне важно. Действительно, важно это, чрезвычайно полезно. Собственно, депутаты Государственной Думы проводят такую работу постоянно на территориях. Очень важно было, конечно, и здесь побывать, с людьми пообщаться.
Серьёзный экспертный разговор прошёл и в рамках состоявшихся накануне специальных семинаров по экономическим вопросам, а также по истории Крыма. Многие прозвучавшие в рамках семинаров предложения, идеи мы сегодня, надеюсь, обсудим. Я вообще предлагаю, чтобы мы с вами не просто потом закончили нашу сегодняшнюю встречу как вечер или день вопросов и ответов, а рассчитываю на то, что мы обменяемся какими-то идеями, предложениями. Мы с удовольствием – и я, и Дмитрий Анатольевич – послушаем то, что у вас сформулировалось в качестве предложений по развитию этих территорий.
Здесь очень многое предстоит сделать. Накопился огромный ворох проблем, которые не решались практически десятилетиями. Порой складывается впечатление, что Крым жил на положении бедного родственника. Предыдущие власти выкачивали из него много, давали мало или практически ничего. Мои откровенные беседы с некоторыми руководителями прямо об этом говорят. Они, собственно говоря, и не скрывают.
Да, проблем много было, сейчас ещё больше стало в стране, там, в той стране. И, конечно, нужно было поддерживать другие территории. Из Крыма много забирали, давали мало. Отсюда и запущенность инфраструктуры, экономики, социальной сферы, низкий уровень доходов большинства граждан. Сейчас в рамках переходного периода мы принимаем самые неотложные первоочередные меры, чтобы исправить ситуацию.
Первое. Развёрнута работа по повышению надёжности энергоснабжения Крыма. Созданы резервные мощности для ключевых социальных объектов.
Следующий шаг – интеграция энергосистем Крыма и всего юга России, что позволит снять проблему дефицита энергии. Также большая работа идёт по налаживанию водоснабжения и по созданию новых систем связи и телекоммуникаций.
Второе – это инфраструктура, снятие транспортных ограничений. Несмотря на увеличение количества авиарейсов, паромов на Керченской переправе, проблемы, конечно, ещё остаются. И тут от Правительства, от региональной власти потребуется дополнительная работа. И такие поручения уже сформулированы, даны.
Хочу обратить ваше внимание, что в этом году на приведение в порядок автомобильных и железных дорог в Крыму из федерального бюджета выделено более 5,6 миллиарда рублей. Мы приступаем к реализации проекта по строительству Керченского моста. Работы на площадке начнутся в ближайшие недели. Мостовой переход должен быть открыт до конца 2018 года.
Вчера только обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что это, даже если он не будет на первых порах полностью эффективно загружен, всё равно мы будем делать этот проект, что называется, на вырост, имея в виду, что загрузка обязательно будет, потому что нужно будет развивать и портовую инфраструктуру.
Третье – это социальная сфера. Уже говорил: она находится в запущенном состоянии. Это касается и здравоохранения, и образования. В текущем году только с федерального уровня направим около двух миллиардов рублей на модернизацию больниц, поликлиник Крыма и Севастополя. Люди, которые нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи, смогут получить её в ведущих клиниках России. Средства на это также предусмотрены: на 2014 год – полмиллиарда рублей для Крыма и Севастополя.
В дальнейшем здравоохранение Крыма и Севастополя будет работать в системе обязательного медицинского страхования России. Будет проведено обновление и переоснащение всей сети медицинских организаций – от крупных больниц до амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
Приведём в порядок и всю систему образования – от вузов до детских садов и учреждений детского отдыха. Это большая работа, в одночасье здесь сделать, конечно, ничего невозможно или очень сложно, но обязательно будем последовательно по этому пути идти и будем всё делать.
Встречался вчера с региональными руководителями в Севастополе – естественная убыль населения. Удивительно. Рождаемость ниже, чем в среднем по России. И это где? В Крыму, на берегу Чёрного моря. Вообще невероятно! Так что сделать придётся очень много.
Отмечу, что детские оздоровительные лагеря и санатории Крыма в первую смену этого года были загружены на 100 процентов. Здесь отдыхали ребята из Крыма и других регионов страны. И буквально в эти дни здесь же, в Крыму, проходит международный молодёжный форум «Таврида».
Потенциал для организации детского молодёжного отдыха в Крыму очень большой, огромный, и, конечно, он не реализован в полной мере, но должен быть реализован. В этой связи, конечно, я поддерживаю и предложение Геннадия Андреевича Зюганова по созданию на базе легендарного «Артека» президентского международного детского центра.
Далее. В первоочередном порядке нужно было решать вопрос с повышением пенсий и заработных плат бюджетников. Они были значительно ниже, чем в России. Мы поэтапно повышали пенсии и заработные платы. Так, пенсии в Крыму уже выросли почти в два раза, вплотную приблизились к среднероссийскому показателю. С 1 января 2015 года выплата пенсий и заработных плат бюджетников будет осуществляться в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважаемые коллеги! Уважаемые друзья! Сейчас особую важность приобретают долгосрочные задачи экономического и социального развития Крыма и Севастополя. Соответствующая федеральная программа подготовлена. Этой работе Правительство, Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев уделяют большое внимание. Общий объём программы до 2020 года – свыше 700 миллиардов рублей.
Главная цель – обеспечить динамичное развитие Крыма и Севастополя, сделать их экономически самодостаточными и успешными, создать новые рабочие места, обновить инфраструктуру, промышленность, АПК, социальную сферу и туристический комплекс. Рассчитываю, что депутаты Думы, регионы, которые вы представляете, активно включатся в реализацию этих задач, окажут всю необходимую поддержку Крыму и Севастополю.
Важнейшее условие успеха – сохранение стабильности, межнационального и межрелигиозного согласия в регионе. Уже говорил вчера об этом на совещании Совета Безопасности в Севастополе. Должна быть в полном объёме проведена работа по реабилитации репрессированных народов и, что, на мой взгляд, крайне важно, обеспечено реальное равноправие трёх языков: русского, украинского и крымско-татарского. Сохранение, развитие национальных культур и традиций всех живущих здесь народов – чрезвычайно важная задача.
Обращаясь к истории, хочу отметить следующее. Крым действительно занимает особое место в истории нашей страны, нашего Отечества. Крымская земля помнит и наши триумфы, и наши победы, но помнит и трагедию братоубийственной Гражданской войны, другие беды. Здесь, на Перекопе, ослеплённые взаимной ненавистью, одни русские люди убивали других русских людей, когда в конце 1920 года более 150 тысяч наших соотечественников были вынуждены покинуть Родину.
Но Крым – это и поэт Максимилиан Волошин, который призывал к примирению в годы Гражданской войны, давал убежище в своём доме и белым, и красным. За последние месяцы мною получено много писем от потомков тех, кто после революции и Гражданской войны покинул Россию. Они живут сейчас во всех странах мира – и в Америке, и в Европе, и в Австралии. Где только не живут!
Но должен отметить, и говорю об этом с уважением и любовью к этим людям, в их письмах слова поддержки, вера в Россию, переживание за будущее нашей страны и, конечно, за Крым, за Севастополь. И эти люди пронесли любовь к Отечеству через поколения. Это, безусловно, вызывает уважение.
Считаю, что Крым может быть и сегодня таким уникальным мерилом, может и сегодня сыграть уникальную, объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, ещё одной линией примирения как красных, так и белых, для того чтобы нам окончательно излечить рану, нанесённую нашему народу в результате драматического раскола ХХ века, восстановить связь времён, эпох, единство исторического пути России, нашего национального сознания, провести своего рода культурную, историческую терапию. И давайте вместе с участием депутатов, представителей партий, общественных, религиозных организаций, деятелей культуры подумаем, как реализовать эту задачу.
Уважаемые коллеги! Чем чреваты национальный, гражданский раскол, радикализм, нетерпимость мы видим сегодня на Украине, к сожалению. Ситуация с каждым днём становится всё более драматичной, страна погрузилась в кровавый хаос, в братоубийственный конфликт. На юго-востоке разыгралась масштабная гуманитарная катастрофа, тысячи людей уже погибли, сотни тысяч стали беженцами, потеряв буквально всё. Большая беда.
Мы внимательно следим за тем, что там происходит, ставим эти вопросы и перед руководством Украины, и перед мировым сообществом, перед ключевыми международными организациями и будем всё делать, что от нас зависит, для того, чтобы этот конфликт был прекращён как можно быстрее, для того, чтобы на Украине перестала литься кровь.
Правительство России приняло решение по ограничению, как вы знаете, импорта из ряда стран, которые ввели в отношении России совершенно необоснованные и незаконные санкции. Но хочу отметить, что это не просто ответная мера. Это в первую очередь мера поддержки отечественных производителей, а также открытие наших рынков для тех стран и производителей, которые хотят сотрудничать с Россией и готовы к такому сотрудничеству.
Вместе с тем, уважаемые коллеги, какой бы ни была внешняя политическая и экономическая конъюнктура, для нас сейчас главное, собственно, как всегда, – это наши внутренние с вами дела, наши цели, заботы, задачи, которые ставит перед нами народ России, граждане России. Мы должны сконцентрироваться на решении своих национальных проблем и задач. Наше будущее только в наших руках. Мы должны обеспечить высокое качество госуправления, работу политических и гражданских институтов. И самое главное – высокое качество жизни граждан в России.
Мы должны укреплять традиционные ценности. Кстати говоря, в этом выборе Россию поддерживают миллионы граждан не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, в том числе и в западных странах, где эти ценности в угоду текущей политической конъюнктуре усиленно разрушаются.
Мы должны обеспечить успешное развитие страны, используя наши богатейшие внутренние резервы. Создать дополнительные стимулы для промышленного и сельскохозяйственного развития, условия для раскрытия творческого потенциала отечественных производителей, предпринимателей, учёных, инженеров, рабочих.
Из всего этого складывается конкурентоспособность России и её привлекательность. Повторю, мы должны спокойно, достойно и эффективно обустраивать свою страну, не отгораживаясь от внешнего мира, не разрывая связь с партнёрами, но и не давая вести себя с нами пренебрежительно или менторски.
Мы должны консолидироваться и мобилизоваться. Но не для войн или каких-то конфликтов, не для противостояния с кем бы то ни было, а для упорного труда во имя России и для России.
Очень важно укреплять сплочённость российского общества. Здесь очень многое зависит от вас, уважаемые коллеги, от депутатов, от политиков, от общественных деятелей. От того, насколько убедительны мы будем в беседах со своими избирателями, со своими гражданами, насколько решительны и настойчивы в реализации инициатив, начинаний и проектов, которые анонсируем. Доверие граждан к власти – это ключевой, самый важный, самый главный фактор нашего движения вперёд.
Я хочу вас поблагодарить за совместную работу за предыдущий период и пожелать вам успехов. Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, давайте, как я предложил, будем работать. Мы, конечно, готовы, особенно вместе с Дмитрием Анатольевичем, отвечать на любые ваши вопросы. Но я бы предложил, чтобы это всё-таки была такая содержательная встреча, связанная с вашими предложениями и идеями и по развитию страны в целом, и по нашей совместной работе, прежде всего законодательного характера, но и, разумеется, по развитию Крыма и Севастополя.
Пожалуйста, кто начнёт?
С.НАРЫШКИН: Владимир Владимирович, я хотел бы прежде всего от имени моих коллег депутатов Государственной Думы поблагодарить Вас за то, что наша встреча проходит в таком самом широком и открытом формате и за то, что встреча проходит именно в Крыму, и Вы это уже подчеркнули, в Крыму, который 23 года назад в силу разных причин, по сути, был аннексирован, а теперь это снова часть России, неотъемлемая часть России, и теперь уже навсегда.
Думаю, в этой аудитории не стоит напоминать о том, что задача по воссоединению Крыма объединила депутатов всех фракций Государственной Думы, и законодательное оформление этого исторически справедливого шага – в этом депутаты опирались и на Конституцию Российской Федерации, и на международное право. И я уверен, что даже самые оголтелые критики и недоброжелатели однажды вынуждены будут признать, что этот шаг был сделан и справедливо, и, повторяю, на основе международного права.
За несколько месяцев после воссоединения Крыма, как Вы сказали, принят целый ряд законов (без малого два десятка законов), которые имеют целью последовательную интеграцию Крыма в правовое пространство Российской Федерации. И сейчас для нас главная задача – это законодательное обеспечение дальнейшего социально-экономического развития Крыма.
При этом, конечно, нужно иметь в виду, что не только Крым, но и целые отрасли российской экономики оказываются в новых условиях, – я имею в виду внешние санкции, – и поэтому нам, конечно, необходим такой системный подход к разработке и реализации антисанкционной политики в тесном и оперативном взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Безусловно, потребуется ряд законодательных решений. При этом я хотел бы добавить, что для нас важно качество законов, с тем чтобы отечественное право становилось всё более стабильным, удобным для применения и понятным людям. Это же касается и вклада России в развитие международного права, которое сегодня как никогда раньше нуждается в защите.
С марта в Государственной Думе действует рабочая группа по анализу правовых актов и законодательных процедур, принимаемых на Украине. Эксперты констатируют, что правовая система Украины деградирует. Те поправки, которые были внесены Президентом Порошенко в Верховную Раду, поправки к конституции, к сожалению, не решают главных и острых вопросов, которые спровоцировали то трагическое противостояние на юго-востоке Украины. Я имею в виду прежде всего вопросы федерализации и статуса русского языка. Конечно, это внутреннее дело Украины, с одной стороны, но, с другой стороны, целая цепочка неправовых и нелегитимных решений и действий киевских властей привели к тому, что в большой европейской стране глубочайший кризис, хаос и, по сути, идёт гражданская война.
К сожалению, западные страны неадекватно на это реагируют. Игнорируются очевидные юридические факты, дают сбой целые международные институты, используются методы односторонние и неправовые, именно такими являются и санкции против Российской Федерации. И понятно, что в такой ситуации мы должны быть более сплочёнными и более едиными.
И вызывает только удивление, что это всё происходит в год, когда отмечается 100-летие начала Первой мировой войны. Казалось бы, историческая память должна подсказать, что и односторонние действия, и соглашательства – они не только контрпродуктивны, но они и опасны. И я хотел бы напомнить, что и вся современная система международного права, и современная архитектура глобальной безопасности как раз выросла на уроках двух мировых войн.
Но вместе с тем, несмотря на эти сложности, мы, безусловно, должны поддерживать диалог с нашими западными партнёрами, с парламентариями западных стран, тем более что в Европе есть разные политики и в правящих партиях, и в оппозиции. Поэтому мы будем продолжать вести диалог с коллегами, будем продолжать говорить правду на фактах и на конкретных юридических аргументах.
Спасибо.
По материалам: Kremlin.ru