Ни для кого не секрет, что украинский кризис раз и навсегда изменил существовавшую до него обстановку в международных отношениях и на постсоветском пространстве, и в Европе. Военно-политические и экономические союзы, как существовавшие долгие годы, так и появившиеся совсем недавно, сегодня проходят проверку на прочность, меняя не только свою направленность, но и в ряде случаев – суть. Нечто похожее сегодня происходит и с Евразийским экономическим союзом, который все больше начинает принимать очертания политического блока.
События последних недель показали, что в существующей обстановке, которая только усугубилась после обмена Западом и Россией двухсторонними санкциями, ни один из членов ЕАЭС не сможет оставаться в стороне от проблем, а решить возникающие вопросы участники союза смогут только вместе. Об этом свидетельствует резкое увеличение контактов трех государств на самом высоком уровне.
Впрочем, об этом же говорит и активизация оппозиции как в России, так и в Белоруссии, для которой крайне важно сделать все, чтобы не допустить усиления интеграционных процессов. Чего только стоят пляски вокруг информации пресс-службы Еврокомиссии о том, что 14 августа в ходе телефонного разговора российского президента с Жозе Мануэлем Баррозу было решено провести консультации по вопросам, связанным с реализацией Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, поставками газа и стабилизацией политической ситуации, и провести напрямую – только с Порошенко и президентом Еврокомиссии. Оппозиционные издания подали эту новость в стиле «Путин обсудит Украину с Порошенко без Лукашенко, но с Баррозу». При этом официальную позицию Кремля попросту проигнорировали, так как она оказалась куда менее устраивающей оппозицию: «В. Путин и Ж. Баррозу условились о продолжении контактов, в частности в ходе возможной личной встречи». Такая же участь постигла и заявление А. Лукашенко о том, что президенты России и Казахстана готовы провести в Минске встречу с президентом Украины для обсуждения актуальных вопросов, оно было представлено как «очередная выдумка» белорусского лидера. При этом оппозиционеров не смутило то обстоятельство, что эту информацию официально подтвердил советник украинского президента Ю. Луценко.
Однако, несмотря на желание ряда политических сил сделать все возможное, чтобы развитие интеграции на постсоветском пространстве раз и навсегда прекратилось, совместная деятельность России, Белоруссии и Казахстана демонстрирует обратное. Украинский же кризис и вовсе стал определенным толчком к новым формам трехстороннего сотрудничества.
Совсем недавно пресс-службы Минска, Астаны и Москвы заявили о том, что между президентами трех стран состоялось несколько телефонных переговоров «по различным вопросам трехстороннего сотрудничества и форматам возможных международных усилий по содействию скорейшему мирному урегулированию внутриполитического кризиса на Украине». Несмотря на то, что официальной информации на сегодняшний день немного, можно говорить о том, что украинский кризис и западные санкции сблизили интересы трех государств, а позиции А. Лукашенко и Н. Назарбаева постепенно стали солидаризироваться с позицией Кремля.
Условно можно выделить два основных блока вопросов на проходящих трехсторонних переговорах – экономический и политический.
Начнем с экономического. Во время телефонных контактов были затронуты вопросы сотрудничества в рамках формирующегося ЕАЭС. В первую очередь, это один из наиболее существенных на сегодняшний день для России вопросов – о транспортировке через Казахстан и Белоруссию запрещенных недавним постановлением правительства РФ товаров из стран, присоединившихся к западноевропейским и американским санкциям. Это подтверждает и пресс-служба белорусского президента: «Президенты Белоруссии и России глубоко обсудили функционирование Евразийского экономического союза в условиях введения Российской Федерацией эмбарго на ряд категорий зарубежной продукции и связанные с этим вопросы транзита запрещенного груза через Белоруссию».
Тот факт, что страны собираются координировать свои действия, чтобы не допустить незаконные поставки в Россию, несмотря на открывающиеся выгоды, в первую очередь для Белоруссии, говорит о том, что лидеры трех государств готовы искать консенсус и идти на уступки друг другу. Москва, которой крайне необходима поддержка ее союзников, на сегодняшний день занимает довольно мягкую позицию – запрещенные товары не должны пересекать только российскую границу, несмотря на единое таможенное пространство. При этом и Астана, и Минск, которые до недавнего времени в унисон требовали единых правил игры в Таможенном союзе и ЕАЭС, рассматривая Россию в качестве донора, на этот раз также ослабили хватку, так как в нынешней ситуации давить на Кремль чревато серьезными последствиями в будущем.
Безусловно, сохраняется опасность того, что при желании, прикрываясь официальными заверениями о контроле за перемещением запрещенных товаров, можно наладить серую схему реэкспорта европейских продуктов. Более того, сомневаться в том, что уже в ближайшее время запрещенная продукция завалит рынок Белоруссии и Казахстана, не приходится. Косвенным подтверждением этому является резкое изменение европейской риторики не только по отношению к России, но и ее союзникам: теперь государство, которое называли не иначе как последнюю диктатуру в Европе, превратилось в желанного партнера. Чего стоит хотя бы изменившаяся позиция польских властей относительно «диктаторского режима» в Минске в связи с возникшим вопросом – куда девать продукцию сельского хозяйства страны? В 2013 году Польша экспортировала в Россию более 804 тыс. тонн овощей и фруктов на сумму около 336 млн. евро, а из-за российского эмбарго суммарные потери плодоовощного сектора страны в нынешнем году могут составить 500 млн. Поэтому в Минск устремились польские чиновники разных мастей, вплоть до министра сельского хозяйства Марека Савицкого с одной целью – расширить двусторонний товарообмен. При этом А. Лукашенко уже не выглядит «тираном» и угнетателем свободы и демократии, а представляется польским чиновникам выгодным экономическим партнером.
Разумеется, что подобное отношение западных соседей крайне выгодно для белорусской стороны. В то же время очевидно, что даже по самым бросовым ценам (а в Минске западная сельхозпродукция уже подешевела) Белоруссия не сможет проглотить даже половину от российского объема. Поэтому, так или иначе, Минск будет налаживать схемы переправки продукции в Россию. В этой связи Кремль, которому важно донести до затуманенного европейского разума мысль о взаимозависимости различных экономик в современном мире, должен сделать все возможное, чтобы убедить Минск и Астану хотя бы в ближайшие месяцы выполнять свои союзнические обязательства. Тем более что российской стороне есть что предложить тем же белорусам: из-за проблем на Украине Москва готова переориентировать ряд торгово-производственных направлений в сторону Минска. Уже сегодня белорусские предприятия, связанные с производством высокотехнологичной продукции в сфере военной промышленности, получили многомиллионные заказы от российской оборонки. Более того, ускорился и процесс их включения в ВПК России. Например, концерн «Радиоэлектронные технологии» (Россия) и ОАО «АГАТ-системы управления» (Белоруссия) договорились о создании совместного предприятия, а Объединенная авиастроительная компания ведет переговоры о покупке акций 558-го авиаремонтного завода в Барановичах с планами увеличить объем производства на нем до 300 млн. долларов к 2025 году.
Дополнительно к этому Минск рассчитывает до конца 2014 года поставить в Россию молочной и мясной продукции на 2,1 млрд. долларов, о чем недавно заявил министр сельского хозяйства и продовольствия республики Л. Заяц. В будущем при умелом использовании представившихся возможностей все это может стать серьезным стимулом для белорусской экономики, что прекрасно понимает и лидер страны, по словам которого «надо шевелиться, использовать этот момент и заработать деньги». Пожалуй, этот факт, как и то, что сложившуюся ситуацию можно будет использовать в будущих переговорах по нефтегазовому вопросу, и есть основная причина, по которой Минск усиленно демонстрирует Москве свою лояльность.
При этом нельзя забывать, что интересы Белоруссии по многим вопросам прямо совпадают с российскими. Особенно на фоне подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Об этом недавно напомнил А. Лукашенко: «Мы очень насторожены этим и боимся, чтобы товары из Евросоюза по нулевой пошлине через Украину не пошли в Беларусь, Россию и Казахстан и не удавили наши экономики». По его словам, необходимо привлекать к переговорному процессу и Украину, без которой решить проблему будет достаточно сложно: «Давайте предложим Порошенко, пусть подключается к обсуждению этих проблем и других, которые есть в Украине, если он этого желает, обсудим эти вопросы, их все равно не обойти. Для Украины они крайне важны, потому что Россия потихоньку закрывает поставки из Украины некоторых товаров…»
Именно ситуация на Украине является вторым, политическим, блоком вопросов, который обсуждался и продолжает обсуждаться лидерами России, Белоруссии и Казахстана. В первую очередь, президенты стремятся выработать определенный формат возможных международных усилий по содействию скорейшего мирного разрешения внутриполитического кризиса в Украине. В настоящее время неизвестно, каким будет переговорный процесс и что будет положено в основу урегулирования конфликта. Однако необходимо констатировать, что уже сегодня позиции трех президентов едины в осуждении происходящего: лидеры «выразили серьезную озабоченность в связи с тяжелыми гуманитарными последствиями проводимой киевскими властями военной операции на юго-востоке страны», а также «поддержали предпринимаемые Россией, другими странами и международными организациями шаги по оказанию помощи мирному населению в зоне конфликта». Проще говоря, несмотря на отстраненную позицию Астаны и двойственную Минска, Н. Назарбаев и А. Лукашенко фактически признали, что нынешние киевские правители проводят внутри страны политику, близкую к геноциду. Чего стоит только история с российским гуманитарным конвоем, когда Киев готов был пойти на многотысячные жертвы среди своих же граждан, лишь бы не дать Москве возможность продемонстрировать всю лживость ведущейся против нее информационной войны.
Безусловно, предложение сделать Минск площадкой для мирных переговоров, что также обсуждалось тремя президентами, так или иначе, повысит политический статус белорусских властей не только на постсоветском пространстве, но и в глазах Евросоюза. Именно поэтому в возможной встрече глав государств России, Казахстана, Белоруссии и Украины, которая планируется на третью декаду августа, могут принять участие и другие заинтересованные стороны. По словам А. Лукашенко, «все готовы приехать в Минск». «Высказались даже за то, чтобы какая-то другая сторона, допустим Европейский союз, США, если они заинтересованы в нормализации ситуации – экономической, военной и политической, – давайте сядем в Минске и поговорим. Мы никого не отвергаем. Это общая позиция трех президентов Евразийского экономического союза. Ждем. Захочет Украина обсуждать эти вопросы – милости просим, будем их обсуждать в присутствии кого угодно», – заявил А. Лукашенко.
К слову, в отличие от своих партнеров, белорусский президент продолжает активно сотрудничать со своим украинским коллегой. В частности, по заявлению пресс-служба президента Украины, 12 августа состоялся их телефонный разговор: «Собеседники обсудили совместные усилия для налаживания международного диалога для решения гуманитарных вопросов. Президенты также обсудили широкий спектр двусторонних отношений, в частности снятие искусственных барьеров в торговле между Беларусью и Украиной». Это свидетельствует о том, что в Киеве, похоже, приняли белорусские предложения и будут использовать Минск и ЕАЭС в качестве площадки для переговоров с Кремлем. По крайней мере, по словам главы департамента информационной политики Министерства иностранных дел Украины Е. Перебийниса, «Петр Порошенко готов к переговорам с лидерами стран – членов Таможенного союза».
Нынешние телефонные переговоры лидеров трех стран ЕАЭС представляют собой достаточно сложную политическую игру. Их целью является не просто координация действий в связи с ситуацией на Украине, но и приведение интересов партнеров по Союзу к единому знаменателю. При этом с определенной долей уверенности можно говорить о том, что Москва предлагает скоординировать усилия наших трех государств на предлагаемых именно ей условиях, лишь с небольшими поправками Минска и Астаны.
Таким образом, ЕАЭС перестает быть просто экономическим объединением и под воздействием ряда международных факторов постепенно трансформируется в нечто большее. Конечно, он вряд ли станет военно-политическим блоком, но вот его превращение в площадку для решения политических вопросов на всем постсоветском пространстве более чем вероятно.