В свое время появление такой многонациональной страны, как СССР, стало возможным благодаря формированию нового типа межнациональных отношений, основанных на дружбе и равноправии наций. Отказ от подобной формы взаимоотношений, вылившийся в ряде национальных республик в откровенную резню и этнические чистки, стал одной из главных причин разрушения Советского Союза. Украина, к счастью, вошла в число тех новообразованных стран, которым удалось избежать кровопролития по национальному признаку в начале 1990-х гг.
Но благополучие довольно быстро стало улетучиваться. Особенно существенные изменения ситуация в Украине претерпела в 2004 г. Второй тур президентских выборов поделил граждан страны на две половины: первая поддержала Виктора Януковича, вторая – Виктора Ющенко. Разразился политический кризис, который вскоре перешагнул в национальную плоскость. Русскоязычный Юго-Восток Украины впервые проявил себя, ответив на киевский майдан массовыми протестами. Одним из главных требований жителей региона стал переход к федеративной модели государства.
В нынешнем году политические события в Украине повторились, но уже в крайне ожесточенной форме. Ответной реакцией на госпереворот в Киеве стали массовые митинги по всему Юго-Востоку с требованием федерализации страны. Однако хунта проигнорировала требования русскоязычного населения, что подтолкнуло жителей региона к более решительным мерам – провозглашению деклараций о независимости ДНР и ЛНР. 11 мая эти документы были легитимизированы референдумом, но самозваное правительство в Киеве отказывалось признать результаты голосования населения Юго-Востока.
Сегодня основной задачей Министерства иностранных дел ДНР является формирование имиджа Донецкой Народной Республики как правового демократического государства, созданного в результате волеизъявления народа. Об этом заявил и.о. министра иностранных дел Александр Караман на заседании Верховного Совета ДНР 20 августа. Киев считает ДНР террористической организацией, однако, она образована в полном соответствии с международным принципом права народов на самоопределение. В то время как в самом Киеве, напротив, произошел неконституционный захват власти, что привело к установлению неофашистского режима. Правда, «приверженцы» демократических ценностей на Западе старательно закрывают на это глаза.
Александр Караман
«Мы должны представить максимальное количество доказательств нарушений со стороны Украины норм международного права, в том числе норм международного гуманитарного права, которое лежит в основе деятельности Международного Красного Креста», – заявил А. Караман. Накануне прибытия гуманитарного конвоя из Российской Федерации это имеет первостепенное значение. На сегодня киевский режим не только довел ситуацию на Донбассе до критического состояния, но и всячески препятствует стремлению российских властей смягчить последствия гуманитарной катастрофы. В этой связи на руководство ДНР ложится большая ответственность по обеспечению безопасности деятельности миссии Международного Красного Креста, под контролем которого осуществляются гуманитарная помощь.
Трепетное отношение руководства ДНР к Международному Красному Кресту вызвано еще и тем, что именно эта организация признала войну на Донбассе немеждународным военным конфликтом, а вовсе не «антитеррористической операцией», как заявляет Киев. Это возлагает на молодое государство дополнительную ответственность, потому что восставшая сторона (ДНР), также, как и воюющая (Украина), обязана соблюдать нормы международного, в том числе гуманитарного, права, законы и обычаи войны. То, что киевский режим откровенно нарушает эти права и законы, практически не вызывает сомнений. Украинские каратели ежедневно убивают мирных граждан и целенаправленно разрушают городскую инфраструктуру. Руководство ДНР считает своим долгом донести все факты этих преступлений до мировой общественности.
Следующее направление, по которому работает МИД, заключается в установлении контактов, проведении консультаций и подаче заявки на вступление Донецкой Народной Республики в Сообщество «За демократию и права народов», в которое входят Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия. Напомним, что это сообщество осудило действия киевского режима на Донбассе.
Выбор такого курса деятельности объясняется еще и тем, что именно Южная Осетия первой официально признала ДНР независимым государством. На сегодня также удалось наладить контакт с Абхазией. От абхазского руководства поступило предложение направить представителей ДНР на досрочные выборы президента Республики Абхазия, которые состоятся 24 августа 2014 г.
Министерство иностранных дел ДНР также стремится установить контакты с теми странами, которые уже признали Южную Осетию и Абхазию. Например, последнюю признала Нагорно-Карабахская Республика. А. Караман считает, что через сотрудничество с Нагорным Карабахом можно получить контакты с Арменией – будущим членом Таможенного союза, членом ОДКБ.
В более отдаленной перспективе министерство стремится наладить контакты с теми государствами Латинской Америки, которые также признали Абхазию и Южную Осетию. В данном случае речь идет о Венесуэле и Никарагуа. Существует необходимость сотрудничества с Аргентиной, Боливией, Кубой, Эквадором и другими латиноамериканскими странами, проводящих дружественную России внешнюю политику и откликнувшихся на необходимость преодоления антироссийских санкций, введенных Западом. ДНР также попытается установить контакты с Египтом и Сирией.
Помимо долгосрочных планов, руководство ДНР может похвастаться уже достигнутыми результатами. Дипломатический уровень, на котором проходила передача малазийской делегации «черных ящиков» потерпевшего крушение «Боинга», говорит о том, что молодая республика становится субъектом международного права. Примечательна благодарность, высказанная по этому поводу членом Совета безопасности Малайзии полковником Сакри тогда еще премьер-министру ДНР Александру Бородаю. Был подписан официальный меморандум о передаче самописцев, со стороны ДНР подпись под ним поставил и.о. генпрокурора Эдуард Якубовский. Кроме того, состоялся телефонный разговор А. Бородая с премьер-министром Малайзии. Сам факт прямого сотрудничества представителей Малайзии с руководством ДНР уже говорит о многом.
Власти ДНР принимают малазийскую делегацию
Некоторые СМИ пугают жителей Донбасса «приднестровским сценарием». При этом они забывают о том, что население ПМР составляет 450 тыс. человек, а ДНР – 4,5 млн. Экономический потенциал Донбасса в десятки раз выше по сравнению с Приднестровьем. Добавим также выгодное географическое положение и тесное сотрудничество с ЛНР в рамках конфедерации. Все это позволяет поступательно двигаться по пути к международному признанию.
__________
Фото – автор