Накануне нового политического сезона в Киргизии началось переформатирование медиапространства. Это одновременно и заблаговременная подготовка к очередным парламентским выборам, которые состоятся, по предварительным данным, в октябре следующего года.
Передел медиапространства пока что отмечен лишь двумя назначениями, но весьма значимыми – сменились руководители двух общереспубликанских телекомпаний. Люди назначены из тех, кто как минимум лоялен к власти. Прежние также не высказывали какого-либо недовольства и не очень-то пытались проводить собственную линию, отличную от курса руководства страны, но, судя по всему, новые кадры нужнее и вызывают большее доверие.
Если учесть, что оба канала в основе своей киргизскоязычные и вещают практически на всю территорию страны, в отличие от других телекомпаний, включая бишкекские, то важность новых назначений трудно переоценить. Впрочем, оппозиция, политические партии, еще не определившиеся со своей позицией, так же, как и действующая власть, готовятся к политическим баталиям.
«Появляются новые газеты, хотя наблюдается общий упадок печатной прессы, новые форматы, новые контенты, с новыми телекомпаниями сложнее, но вполне возможно их появление, – говорит Григорий Михайлов, бишкекский эксперт Института стран СНГ. – Запад также усиливает активность на киргизском медиапространстве, поддерживая газеты через гранты, общественные организации».
Пока же основная проблема, которую должны решить как правительство, так и все частные телекомпании страны – переход на цифровое вещание в июне следующего года. «Переход на цифру – не прихоть правительства. Весь мир, по идее, должен сделать это. И дата определена не нашими чиновниками а мировым телесообществом, – объясняет руководитель Республиканского учебного центра медиакоммуникаций Аделя Лаишева. – Определяется, так сказать, социальный пакет, куда войдут государственные и некоторые частные телекомпании, которые будут вещать на всю страну. Частные местные телекомпании будут вынуждены платить фиксированную сумму за пользование так называемыми мультиплексами. Годовая плата определена в 32,5 миллиона сомов (625 тысяч долларов)».
Указанная сумма является фантастической даже для некоторых общереспубликанских компаний. Для местных, региональных и городских же это автоматически означает закрытие.
«Попадание в социальный пакет не означает, что телекомпания не будет платить арендную плату за право вещания, – сказал медиаэксмперт и член альянса «Цифровой Кыргызстан» Эрнис Мамырканов. – Это лишь означает, что телезрители не будут платить за эфир этих телекомпаний. Для граждан переход на цифру означает, что они будут вынуждены приобретать специальные ресиверы и оплачивать эфир тех или иных телекомпаний, не входящих в социальный пакет. То есть телекомпании будут существовать не только на рекламные деньги, но и плату за эфир. Однако высокая цена годовой платы за вещание - это не политический ход. Сумма рассчитана компанией «Кыргызтелеком», которой принадлежит монопольное право технического обеспечения цифрового вещания по всей стране. Но все же она слишком высока. Многие небольшие компании разорятся или к следующему лету просто закроются».
Как утверждает Э. Мамырканов, российские телеканалы «1 канал» и «Россия» с ее «дочками» войдут в соцпакет и будут вещать согласно межгосударственным соглашениям. Это не касается таких телекомпаний, как НТВ, ТВ «Центр» и других, чьи передачи транслируют некоторые киргизские частные телекомпании.
Игорь Шестаков, бишкекский политолог и член общественного Наблюдательного совета национальной Общественной телерадиокомпании (ОТРК), полагает, что государство все же должно учесть возможность того, что из-за непомерных тарифов на вещание большинство телекомпаний разорится. «Надо быть реалистами в вопросе перехода на цифровое вещание и понимать, что телекомпании Кыргызстана вряд ли смогут составить конкуренцию ведущим мировым телеканалам. Даже ОТРК обращается с мелкими финансовыми просьбами в «Интерньюс». Что тогда говорить о других телеканалах. Бизнес в Кыргызстане не является инвестором ТВ-контента. Поэтому и телекомпаний немного. В основном госканалы, которые выживают за счет госбюджета. Однако госбюджет не резиновый, и потребуются немалые средства на внедрения цифрового ТВ. Это не менее 15 млн. долларов. Возможно, предстоящая парламентская предвыборная кампания даст возможность продержатся телекомпаниям еще хотя бы год. Но в целом средства телеканалам, видимо, придется искать за рубежом», – полагает И. Шестаков.
По мнению политолога, объем вещания российских телеканалов может сократиться, по крайней мере, предпосылки к этому есть. «Уже есть примеры, когда работающие кабельные каналы на основе двухсторонних договоров с российскими компаниями транслируют их эфир. Но это только в обеих столицах. Однако и российская сторона должна быть тоже заинтересована в том, чтобы федеральные каналы вещали в республике, исходя из формирования единого информационного пространства в рамках ЕАЭС. Иначе их место займут турецкие и китайские каналы».
Следует отметить, что китайцы методично осваивают медиапространство Киргизии: дублируются на киргизский язык китайские фильмы и сериалы, периодически появляются телепередачи на киргизском языке из серии «Китай сегодня», при этом ведут их этнические киргизы, граждане Китая. Иногда даже снимаются мини-телесериалы о жизни китайских киргизов. Большинство контента предоставляется бесплатно. У Пекина и Анкары нет проблем с финансовым сопровождением таких проектов, когда речь идет об их влиянии в Центральной Азии.
Все это происходит на фоне вновь участившихся заявлений «патриотов» о возрастании «кремлевской пропаганды», о необходимости резко сократить вещание российских телеканалов, ограничить выпуск русскоязычных изданий, добиваться обязательного знания государственного языка государственными служащими. Речь, таким образом, ведут о вытеснении русского языка, являющегося по конституции официальным, из всех сфер.
На самом деле вся информационная российская «пропаганда» пока сводится только к трансляции российских телеканалов, и в большинстве случаев это не инициатива государства, а частных местных телекомпаний, для которых это всего лишь бизнес.
«Русскоязычная пресса переживает упадок, сокращается эфир, телепередач на русском языке становится меньше. Переход на цифровое вещание может привести к еще большему сокращению, – считает Григорий Михайлов. – Высокие тарифы на право вещания этому способствуют. Правда, есть вариант, что в нужный момент президент выступит с заявлением, что чиновники поступают неправильно, незаконно, завышая тарифы, и потребует пересмотра всей политики при переходе на цифру. Но и без этого можно уверенно сказать, что вещание в регионах неуклонно сокращается. Россия проигрывает регионы».
Россия пытается реализовать в Киргизии определенную информационную политику, но весьма неэффективно, считает Г. Михайлов. Этой же точки зрения придерживается и И. Шестаков: «Если Киргизия войдет в Таможенный союз и ЕАЭС, то России надо пересмотреть свое отношение к формированию русскоязычного как минимум медиапространства республики».