Давно подмечено, что развитие людских судеб имеет свою закономерность. Может лететь за веком век, но истории любви и дружбы, предательства и верности, счастья и горя одинаковы, несмотря на смену общественно-политических формаций, глобальное изменение климата и научно-технический прогресс. Количество сценариев судеб не так уж велико, и большинство из них уже описано в художественной литературе. Потому что именно литераторы как человековеды первые подметили эту повторяемость и воплотили ее в историях своих героев. Типична судьба отца Горио, узнаваема участь Анны Карениной, а сколько молчалиных сегодня делают карьеру в офисах многообразных столиц!
Если бы люди больше читали, они б наверняка подметили эту похожесть и могли избежать многих ошибок в собственной судьбе. Но каждое поколение предпочитает жить, как в первый раз, получая полный набор и шишек, и запинок, и падений в пропасть….
Для казахов одним из литераторов, впервые описавшим типичные национальные характеры, которые можно встретить и по сей день, развитие судеб в водовороте исторических событий, стал писатель Жусипбек Аймаутов (Жүсіпбек Аймауытов – каз.). Аймаутов – личность поистине глобальная и многогранная. Несмотря на то, что он попал в расстрельные списки 1930 года, его долю нельзя однозначно охарактеризовать как трагичную, ведь есть в ней и большое позитивное начало – Жусипбеку выпала великая миссия встать у истоков развития классической казахской литературы, синтезировать каноны русского и европейского печатного слова с народным әңгіме (рассказом).
Ныне, в год 125-летия со дня рождения, Ж. Аймаутова вспоминают не только как основоположника казахской драмы и романа, но и как ученого, просветителя, литературоведа, психолога, переводчика, журналиста, педагога, общественного деятеля. Творческое наследие Аймаутова – это четыре романа (в том числе первый казахский роман «Карткожа»), 50 повестей, 10 пьес, переводы русских и зарубежных классиков на казахский язык. Аймаутову принадлежат научные разработки в области педагогики и психологии. Названный «казахским Ушинским», Аймаутов заложил основы национальной психологической школы, стоял у истоков создания профессиональной терминологии. До сих пор не потеряли своей актуальности его работы «Психология», «Психология и искусствоведение», «Психология и выбор профессии», труды по педагогике «Комплексная система методов ведения урока», «Руководство по воспитанию», «Дидактика».
Как литературный критик, Ж. Аймаутов совместно с М. Ауэзовым исследовал творчество казахского поэта, своего современника и однопартийца (партия «Алаш») Макжана Жумабаева, написал литературоведческие работы «Поэты абаевской школы», «Песнь о соколе» (о творчестве Максима Горького).
Общественно-политическая деятельность
После Февральской революции 1917 года казахская интеллигенция, вдохновленная наступившими переменами, под руководством Алихана Букейханова создает партию «Алаш», главной целью которой ставится создание независимого казахского государства Алаш-Орда. Жусупбек, возлагающий большие надежды на будущее своего народа, в эти годы выступает в основном как публицист и журналист, призывает народ сплотиться и не оставаться равнодушным к своему будущему. Аймаутов с восторгом встречает и Октябрьскую революцию, вместе с другими лидерами партии «Алаш» переходит на сторону большевиков, активно участвует в становлении Советской власти в Павлодарской области, вступает в ряды коммунистической партии.
В 1920 году Аймаутов избирается делегатом съезда Советов Казахстана, членом коллегии Наркомата просвещения республики, работает в газетах «Қазақ тілі» и «Ақжол», директором Чимкентского педагогического техникума, участвует в работе Общества изучения Казахстана – крупного научного центра по истории, этнографии, экономике и естественным наукам. Увы, но именно участие в партии «Алаш» сыграло роковую роль в судьбе писателя, и он вместе с другими «певцами свободы» и однопартийцами Ахметом Байтурсыновым, Мыржакупом Дулатовым, Макжаном Жумабаевым, Спандияром Кубеевым пополнил ряды репрессированных и расстрелянных по обвинению в национализме.
Ж. Аймаутов в заключении
Период 20–30-х годов прошлого века – это еще и рассвет творчества Аймаутова. В эти годы он пишет свои лучшие произведения. Однако это и время, когда опьянение революцией сменяется тревогой за судьбу своего народа: традиционный уклад жизни казахов безжалостно ломается, тоталитарный режим вынуждает к исходу из родных земель, провоцирует голод. Ужесточается давление и на самого литератора, но Аймаутов продолжает писать. «Он своими произведениями ратовал за свободу творчества в тот момент, когда сама идея свободы становилась все более опасной», – пишет литературовед Айгуль Исмакова в статье «Роман и стиль».
Именно в эти годы Аймаутов пишет новаторские для степи произведения – романы-эпопеи, в которых прослеживает судьбы простых людей с детских до зрелых лет, прошедших через излом эпох и на долю которых порой выпадали страшные испытания голодом, изгнанием, насилием. Таковы юноша-бедняк Карткожа, девушка из знатной семьи Акбилек.
Образы, созданные Аймаутовым, столь типичны, а описание настолько живо, что невольно задумываешься о существование прототипов героев в реальной жизни. По мнению исследователей творчества писателя, этот эффект объясняется тем, что Аймаутов, как психолог, подметил типичные черты (архетипы) национальных характеров, которые еще более обнажил излом эпох.
Современное издание романа «Акбилек»
Будучи активным членом партии большевиков, Аймаутов в своих произведениях, конечно, проводит ее «генеральную линию», но все же старается не потерять объективность. Так, белый офицер в его романе, конечно, подлец, но не лишенный благородства, его судьба трагична: это – загнанный в угол, оставшийся без родины человек, чьи ценности попраны и чей удел – изгнание.
Виктор Юрьевич Аймаутов и Муза Юрьевна Сахно
О личной жизни писателя известно мало. Первый раз женился в молодые годы на Вере Волковой, но жена ушла от него, испугавшись того, что Аймаутов впал в немилость у властей предержащих. Жусупбек остался с двумя сыновьями Бектуром и Жанаком на руках. Со второй женой Евгенией жил в Кзыл-Орде до самого своего ареста. От второго брака осталась дочь Муза. Несмотря на то что ей было всего четыре года, Муза Юрьевна отчетливо помнит, как арестовывали отца, как металась и терзалась мать, выясняя судьбу мужа. «Наконец ответ пришел от Надежды Крупской, – вспоминает Муза на страницах «Казахстанской правды», – она сообщила, что отца как врага народа расстреляли 21 апреля 1930 года, и посоветовала больше ни к кому не обращаться, дабы не втягивать в орбиту неприятностей других людей».
Трагично сложилась судьба Бектура Аймаутова. После расстрела отца он переехал в Казань, закончил ремесленное училище. Десять лет просидел в тюрьме, как сын врага народа, после освобождения обосновался в Кузбассе, всю жизнь так и работал электриком. Живя в России, Бектур почти забыл язык предков, и даже имя его было переделано на русский лад. Бектур Жусипбекович стал Виктором Юрьевичем. Особенно тяжело приводить этот факт, ведь Бектур – сын человека, который сказал однажды: «Если ребенок не будет воспитываться на своем родном языке, он не сможет служить своей нации»…
Автор благодарит за консультации Танирбергена Садакбаева – старшего преподавателя кафедры казахского языка КазНТУ им. К.Сатпаева.
____________
Фото – www.remarka.kz; www.old.abai.kz