- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Кому выгодно расконсервирование нагорно-карабахского конфликта?

Обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения конфликтующих сторон в Нагорном Карабахе, вероятно, осталось бы вне внимания международной прессы, если бы не одно важное обстоятельство: в пиковый период боестолкновений, пришедшийся на 28 июля – 3 августа, согласно официальным армянским источникам, азербайджанская сторона потеряла 25 военнослужащих убитыми и 30 ранеными, армянская сторона – 5 военнослужащих убитыми и 7 ранеными. Дипломаты, аккредитованные в Ереване, подтверждают эту информацию со ссылкой на своих коллег в Азербайджане.

С момента заключения трехстороннего соглашения «О прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта» (Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах) при посредничестве России прошло чуть больше 20 лет, и в течение всего этого периода соглашение нарушается постоянно. Отметим, что после заключения соглашения на линии соприкосновения сторон и армяно-азербайджанской границе, согласно неофициальной статистике, с обеих сторон погибли свыше 4 тысяч военнослужащих. Однако за столь короткий временной промежуток таких потерь, как этим летом, ранее не было.

Между тем эскалация напражённости на восточных рубежах для общественного мнения в Армении – вовсе не новость. В частности, в начале июня имела место вспышка напряженности на границе Армении и Нахичеванской автономии, которая также привела к жертвам со стороны конфликтующих сторон. По итогам этих боестолкновений армянские подразделения заняли ряд господствующих высот в нейтральной зоне и значительно расширили контролируемые сектора вглубь территории Нахичеванской автономии. Особенность обострения ситуации на данном участке границы заключается в том, что он считался наиболее спокойным, т.к. еще в первой половине 1990-х годов в бытность Гейдара Алиева лидером Нахичевана он и тогдашний президент Армении Левон Тер-Петросян заключили своеобразное «джентльменское соглашение» о прекращении огня на линии границ Республики Армения с Нахичеванской автономией. Данное соглашение соблюдалось свыше 20 лет, но, как видим, и оно оказалось нарушенным.

В чем причина обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения сторон в зоне нагорно-карабахского конфликта? Согласно нашей оценке, происходящее имеет самое прямое отношение к кризису вокруг Украины.

На постсоветском пространстве развернулась нешуточная борьба за влияние, и фактически столкнулись два геоэкономических и геополитических проекта: с одной стороны, «Восточное партнерство» / DCFTA, а с другой – Таможенный союз (ТС) / Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Используя в качестве предлога спровоцированное ими самими кровавое противостояние на Украине, Вашингтон и Брюссель ввели против Москвы в обход международных структур так называемые поэтапные санкции (последние секторальные санкции были введены в конце июля). Это было сделано в целях достижения более выгодной конфигурации для Запада в вопросе урегулирования украинского кризиса. Другой целью санкций является тотальное ослабление влияния России по всем направлениям, но прежде всего – на постсоветском пространстве.

В ответ на эти действия Россия предприняла контрходы, ограничив доступ на свой рынок ряда групп товаров из стран ЕС и США, а также других стран, которые присоединились к так называемым санкциям.

Незаконные торговые ограничения являются лишь частью более широкого инструментария Вашингтона и Брюсселя, пытающихся активно влиять на складывающуюся вокруг Украины ситуацию. И в качестве такого «внесанкционного» инструментария США и их партнерами, похоже, выбрана линия на усиление напряжённости по периметру российских границ, инициирование напряжения в зонах региональных конфликтов, включая замороженные.

Для Запада наиболее перспективными с точки зрения дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве действиями являются:

- обострение политической, а в перспективе и финансово-экономической, дипломатической и даже военно-политической ситуации вокруг Приднестровья. Делается это руками Киева и Кишинева. Их заметно скоординированная политика заключается, с одной стороны, в усиливающемся давлении на ПМР, а с другой - препятствует полноценному проведению Россией миротворческой операции в зоне конфликта;

- поддержание нестабильности на границе Кыргызстана и Таджикистана. Периодически здесь тоже случаются перестрелки и гибель пограничников. При том, что президенты обеих стран демонстрируют незаинтересованность в дестабилизации ситуации, реально купировать вспышки насилия удаётся не всегда. Примечательно, что обе страны являются военно-политическими союзниками Москвы по ОДКБ;

- и наконец размораживание нагорно-карабахского конфликта.

Отметим, что по логике действий западных центров силы в проведении этой политики полная разморозка конфликтов, либо необратимая их эскалация конфликтов не планируется. С точки зрения западных стратегов, достаточно удерживать на должном уровне напряжение, которое будет отвлекать военно-политические, разведывательные, экономические и иные ресурсы России. Это должно хотя бы в некоторой степени ослабить потенциал сдерживания Москвой западных санкций и политической линии Вашингтона и Брюсселя.

Отметим также то обстоятельство, что две из вышеупомянутых трех точек напряженности напрямую связаны со странами (Армения, Кыргызстан), официально объявившими о своем намерении стать членами ТС/ЕАЭС.

Обращает на себя внимание также мощная информационно-политическая кампания и системное давление западных центров силы на президента С. Саргсяна по вопросу подписания «Мадридских принципов» (1) и «невозможности поддерживать статус-кво в зоне конфликта». Характерно, что это давление сопровождается формированием (или попыткой формирования) общественно-политического «тренда» о том, что, поскольку Москва продает / поставляет оружие противоборствующим сторонам, то она, дескать, и заинтересована в возобновлении боевых действий/поддержании напряженности. При этом умалчивается о том, что, поставляя оружие Баку, российская сторона старается делать это так, чтобы военно-политический баланс в регионе не был нарушен.

Со стороны проамериканских НПО и их функционеров активно распространяется тезис о явной выгодности для Москвы боестолкновений на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе. Между тем обострение на указанных участках удивительным образом совпало по времени с введением против Москвы вышеупомянутых западных «санкций».

Поначалу азербайджанские СМИ и официальные лица пытались представить дело так, что инциденты были якобы спровоцированы действиями армянской стороны. Однако те, кто обвиняют Ереван и Степанакерт, не учитывают, что армянская сторона не заинтересована в напряженности уже хотя бы потому, что Ереван не имеет достаточно экономических и финансовых ресурсов для эскалации конфликта (бюджет страны меньше военного бюджета Азербайджана). У Армении хватает ресурсов, прежде всего военных, для проведения политики обороны и сдерживания, но не более того.

Призывы сопредседателей Минской группы ОБСЕ в этой ситуации к сторонам конфликта следовать соглашению «О прекращении огня» стали гласом вопиющего в пустыне и фактически были проигнорированы.

Вполне естественно, что реакция официальной Москвы на происходящее была молниеносной. 8-9 августа в Сочи прошел своеобразный трехсторонний мини-саммит с участием президентов Азербайджана, Армении и России. Разговор был непростым. На первом этапе В. Путин встретился с С. Саргсяном и И. Алиевым по отдельности, а на втором этапе переговоры прошли в трехстороннем формате. Результатом встречи стало падение уровня огневой активности на армяно-азербайджанской границе, минимизация числа боестолкновений и падение уровня напряженности.

Эффективность миротворческой инициативы президента РФ В. Путина, проявленной к тому же на фоне резко обострившегося кризиса на Украине, произвела на многих геополитических конкурентов и на западные центры силы несомненное впечатление. Оперативность действий главы Российского государства важна также и в контексте обвинений со стороны Запада в агрессивности и возрождении так называемой «имперской политики Кремля».

Неприязненное отношение к миротворческой инициативе президента В. Путина выразила такая достаточно знаковая фигура, как научный советник по трансатлантическим связям Атлантического совета США Сабина Фрейзер (2). В её статье на сайте «Атлантического совета» читаем: «Новый виток насилия демонстрирует тотальную опасность войны. При этом он позволяет России, стремящейся к активизации своей роли на Кавказе, выступать в качестве посредника. Президент Путин использовал ситуацию, чтобы представить себя миротворцем, призвав глав Азербайджана и Армении встретиться в Сочи. Однако Москва вряд ли хочет действительно решить конфликт, который является угрозой безопасному транзиту нефти, газа и продвижению других западных интересов».

Стремясь создать проблемы для России, западные дипломаты и эксперты волей-неволей способствуют эскалации напряжённости вокруг Нагорного Карабаха

Вышеприведенная цитата достаточно ясно отражает незаинтересованность западных центров силы в миротворческой активности руководства России; одновременно Москву упрекают в том, что она якобы не стремится урегулировать конфликт. При этом достаточно четко обозначены геополитические и геоэкономические интересы западных центров силы как в отношении нагорно-карабахского конфликта, так и в отношении Закавказья в целом.

Весьма показательно, что обвинения в нежелании «разрешить конфликт» звучат именно в адрес России, при посредничестве которой 20 лет назад были прекращены широкомасштабные боевые действия и которая сделала все возможное для купирования недавнего обострения. Парадокс, но обвинения выдвигают как раз те силы, которые сами подталкивают ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе к обострению.

____________________________

На фото: Нагорный Карабах, жаркое лето 2014 года

Примечания

(1) Основные принципы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, выработанные представителями Армении и Азербайджане в ноябре 2007 г. в Мадриде при участии международных посредников из США, Франции и России.

(2) Эта дама была среди экспертов International Crisis Group, которые в 2005 г. подготовили два больших доклада по Нагорному Карабаху: «Взгляд на конфликт с места событий» и «План установления мира». 

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3456
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика