Историки давно выяснили, что главной причиной межгосударственных конфликтов в Средней Азии (что с определенной поправкой можно отнести ко всему Ближнему и Среднему Востоку) всегда была вода. Вернее – право распоряжаться ею для орошения полей и снабжения жителей. Особенно остро «водный вопрос» всегда стоял в оазисах, страдающих от перенаселенности и безработицы. Недаром в народе широко распространены такие крылатые выражения: «Вода – кровь дехканина, земля – его душа», «Без воды нет жизни», «Вода – украшение для пустыни», «Где кончается вода, там кончается земля».
Угли под пеплом
Причины тянущегося десятилетиями конфликта на таджикско-киргизской границе лежат далеко за пределами не только современной истории Таджикистана и Кыргызстана, но даже советской истории! Сто с лишним лет назад эти территории входили в состав Кокандского ханства – государственного образования, весьма агрессивного и отличавшегося даже от своих среднеазиатских соседей – Хивы и Бухары - постоянной ожесточенной борьбой двух своих главных этнических составляющих: оседлого сартовского населения, состоявшего в основном из таджиков, и кочевников-кипчаков, стремившихся к непрерывному расширению территории для своих пастбищ. Расселение всех этнических групп на территории Ферганской долины – главного земледельческого оазиса всей Средней Азии и одновременно ядра территории Кокандского ханства – характерно большой смешанностью и «чересполосицей», вызванной временным доминированием тех или других. Юго-западная часть долины, где расположена древняя Исфара, издавна была заселена земледельцами-таджиками, рядом с которыми в предгорьях кочевали скотоводы-киргизы. Первые, занятые помимо земледелия еще и отгонным скотоводством, имели свои летние стоянки в горах – айлоки. Пастбища, равно как и дороги для прогона скота в долинах и ущельях, были постоянным источником конфликтов.
Советский период не ликвидировал, но притушил эти разногласия: на уровне местного партийно-советского руководства Таджикской и Киргизской ССР хозяйственные конфликты между колхозами и совхозами решались без лишнего шума. Во временное пользование передавались сотни квадратных километров горных пастбищ, по телефону согласовывался прогон скота и прочие острые вопросы. Дело, правда, усугублялось тем, что в советский период все большая масса киргизского населения переходила к земледелию и новом землепашцам воды начало не хватать: в выигрыше традиционно оказывался тот, кто выше по течению реки или арыка. Конфликты вновь вспыхнули во времена печальной памяти «перестройки».
В проезжих переулках гор
Государственная граница между Республикой Таджикистан (РТ) и Республикой Кыргызстан (РК) составляет 987 км и в основном пролегает в труднодоступной горной местности хребтов Памиро-Алая и Памира. Наиболее конфликтным является участок границы, пролегающей между Согдийской областью РТ и Баткенской областью РК. Именно здесь на территории РК располагаются два таджикских анклава: Ворух – площадью в 59 кв. км и Кайрагоч – площадью в 4,4 кв. км.
Именно на этом участке 11 января 2014 г. произошло крупное боестолкновение между таджикскими и кыргызскими пограничниками. Сутью противоречий между соседними странами являются давние проблемы водопользования и маршруты прогона скота на окрестные летние пастбища.
Первоначальное разграничение в названном регионе было проведено в 1924-1927 гг. в результате работы Комитета по ликвидации Центральной Азии, созданного 24 ноября 1924 г. Президиумом экономического Совета Центральной Азии. В 1958-1959 гг. была создана межправительственная рабочая комиссия по вопросам водно-земельных ресурсов современной Согдийской области в части Исфаринского и Канибадамского районов, граничивших с Баткенским районом Кыргызстана, а также Б. Гафуровского, Дж. Расуловского, Спитаменского и Ганчинского районов Таджикистана, соответственно граничивших с Лайлякским районом настоящей Баткенской области. В результате работы данной комиссии было выявлено 49 спорных участков на границе. Однако вскоре выяснилось, что комиссия не использовала материалы административно-территориального размежевания республик Центральной Азии, которые были утверждены постановлением ЦИК СССР в 1924-1927 гг., а руководствовалась фактами использования водных и земельных ресурсов исключительно населения Киргизии.
Тогда результаты работы данной комиссии не были приняты таджикской стороной и были утверждены только киргизской стороной. Следовательно, они не могут являться основой для делимитации и демаркации границы в наше время.
Вопрос по упомянутым спорным участкам границы был решен в двусторонним порядке на уровне Совета Министров двух республик в 1989 г. По действующему в то время законодательству, это решение должно было быть передано на утверждение в Верховный Совет СССР, однако этого не произошло из-за распада Советского Союза. Положительная подвижка в вопросе решения данных пограничных споров произошла в 2006 г., когда было предложено расписать и обозначить на соответствующих топографических картах 506 км таджикско-кыргызской границы. Однако РК в ноябре 2011 г. отвергла материалы 1989 г. как не прошедшие соответствующего утверждения на союзном уровне и предложила вернуться к решениям 1958-1959 гг. Таджикская сторона отказалась от такого варианта как нелегитимного.
В настоящее время РК настаивает на том, чтобы делимитация и демаркация спорных участков государственной границы была произведена «по факту», то есть исключительно с учетом сложившихся мест компактного проживания кыргызского населения.
Рецепты бессилия
Именно этим положением дел на границе и был вызван конфликт 11 января 2014 г. в районе Воруха, когда группа пограничников РК пребыла на водораспределительное сооружение (запрещенное к использованию межправительственной комиссией по разграничению до проведения делимитации) и попыталось возобновить строительство дороги Кок-Таш – Ак-Сай – Тамдык – Кишемиш в этом районе. Противодействие со стороны таджикских пограничников привело вскоре к вооруженному конфликту.
В этом же ряду стоит и конфликт, произошедший в этом районе 9 августа этого года, приведший к убийству одного и задержанию еще двух граждан Кыргызстана, отправившихся на охоту в «таджикские» горы. Всего в 2014 г. на киргизско-таджикской границе произошло уже 37 инцидентов. В 2013-м эта цифра равнялась 33.
Конфликт давно стал перманентным, и в поисках его разрешения высказываются порой неожиданные предложения. Так, зимой этого года некоторые таджикские правоведы предложили… упразднить государственную границу в районе конфликта и ввести сюда «международные миротворческие силы» ООН или Евросоюза! Вряд ли кто-то в этих организациях поддержал бы такое решение, но сами эти планы со всей очевидностью показывают, увы, политическую анемию в решении важнейшего вопроса не только структур СНГ, но и таких организаций, как ОДКБ и ШОС, куда входят обе конфликтующие стороны.
___________
Фото – http://www.toptj.com/News/Channels/Politics/