Муса Джалиль: «Смерть моя песней борьбы прозвучит» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

Муса Джалиль: «Смерть моя песней борьбы прозвучит»

25 августа исполнилось 70 лет со дня гибели в гитлеровском плену татарского поэта Мусы Джалиля. И не имеет значения, был ли он великим поэтом, важно, что он был человеком с большой буквы, патриотом, борцом с немецким нацизмом, и именно таким останется в памяти наших соотечественников и всего человечества.

Муса Джалиль (Залилов) родился в 1906 г. в деревне Мустафино Оренбургской области. Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где, кроме духовных дисциплин, изучал литературу, рисование и пение. У мальчика был хороший вкус: стихи он начал сочинять под влиянием Хайяма, Саади, Хафиза. В 1919 г. вступил в комсомол и продолжил учебу в Татарском институте народного образования. Потом был литературный факультет МГУ. По его окончании в 1930-е годы Джалиль работал редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве, накануне Великой Отечественной войны возглавлял Союз писателей Татарии. Написал либретто для опер «Алтын чэч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

Сейчас эти стремления и этот творческий ракурс могут показаться наивными, в чем-то даже простоватыми. Но в них есть то, чего недостает нынешнему поколению – беззаветная вера в добро, патриотизм, подкрепленные решимостью без колебаний отдать жизнь за победу справедливости и за свою Родину. Такое горение идеей и отсутствие страха перед лишениями свойственно и религиозным подвижникам, которые были готовы к любым испытаниям и шли на смерть, обращая взор к небесам и доверяя Создателю.

Когда началась война, Муса Джалиль без колебаний отправился на фронт, оставив в тылу жену и маленькую дочь.

28 февраля 1942 г. он писал своей горячо любимой пятилетней дочери: «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения».

В 1942 г. 2-я Ударная армия, в рядах которой сражался Джалиль, была отрезана от остальных соединений советских войск. 26 июня старший политрук М. Джалиль с группой солдат и командиров попал в засаду. Началась схватка, в ходе которой он был ранен и попал в плен. С этого момента в Советском Союзе он стал считаться пропавшим без вести, а впоследствии его вообще обвинили в пособничестве немецко-фашистским захватчикам.

Но на самом деле в плену Джалиль боролся с фашизмом. Пришлось идти при этом на всякие ухищрения. Так, он принял предложение немецкого командования вести культурно-просветительскую работу среди военнопленных в одном из так называемых национальных легионов. Эти легионы – туркестанский, армянский, грузинский и прочие – немцы намеревались использовать для борьбы с Красной армией. Джалиль попал в легион «Идель-Урал», где подключился к работе подпольной организации. Он тайно распространял среди пленных сводки Советского информбюро, печатал листовки, устанавливал конспиративные связи. Первый же батальон легиона «Идель-Урал», посланный на Восточный фронт и насчитывавший свыше 500 боеспособных штыков (по немецкому учету – 825-й батальон), восстал в районе Витебска, уничтожил немецких командиров и охрану и в полном составе с оружием перешел на сторону белорусских партизан.

В августе 1943 г. Джалиль и большинство членов подпольной группы были арестованы по доносу и отправлены в Моабитскую тюрьму в Берлине. Свои лучшие тексты поэт написал в застенках этой трагически знаменитой тюрьмы. Он добывал клочки бумаги, аккуратно срезая белые полосы с газетных страниц, сшивал их в небольшие блокнотики (10×7,5 см) и исписывал стихотворениями. Это – и исповедь, и завещание, и просто спасительный выплеск энергии, которой хватило бы на долгие годы и которую надо было реализовать в предельно сжатые сроки. Исполняя свое предназначение.

В заточении поэт создал свои самые глубокие и яркие произведения – «Мои песни», «Не верь», «Палачу», «Мой подарок», «В стране Алман», «О героизме» и другие. До наших дней дошли две моабитские тетради Джалиля. Весь моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка.

Моабитская тетрадь

Судьба у тетрадок сложилась по-разному. «Арабскую» тетрадь из Моабитской тюрьмы вынес Габбас Шарипов, один из товарищей Джалиля, советский военнопленный. В лагере Ле-Пюи во Франции он передал ее Нигмату Терегулову. В марте 1946 г. благодаря Терегулову тетради Джалиля попали к председателю Союза писателей Татарии А. Ерикею. Оба спасителя тетради, Терегулов и Шарипов, по возвращении в СССР, увы, были обвинены в измене Родине. Н. Терегулов погиб в лагере, а Г. Шарипов провел там 10 лет.

На обложке «Арабской» тетради Джалиля химическим карандашом по-немецки (в целях конспирации) написано «Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г.». А на последней странице поэт оставил свое завещание: «К другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадь… Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Вторая моабитская тетрадь была спасена бельгийским патриотом Андре Тиммермансом, соседом Джалиля по камере. В 1947 г. он передал ее в советское консульство в Брюсселе. Тетрадь заканчивается стихотворением «Новогодние пожелания», датированным 1 января 1944 г., и словами: «В плену и в заточении –1942.9-1943.11 – написал сто двадцать пять стихотворений и одну поэму. Но куда писать? Умирают вместе со мной».

В тюрьме Джалиль делился своим хлебом с самыми ослабевшими узниками. Он говорил: «Все мы тут дети одной семьи».

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!

Товарищи Джалиля, сумевшие вырваться из фашистского заточения, потом рассказывали, что на вопрос «Как дела?» измученный пытками поэт отвечал со свойственным ему остроумием:«Лучше, чем у Гитлера».

Приведем фрагмент посвященного А. Тиммермансу стихотворения.

Быть может, с горечью и солью
И боль сердечных ран пройдет...
Нальем! Так пусть же с этой болью
Уходит сорок третий год.
Довольно жизням обрываться!
Довольно крови утекло!
Пусть наши муки утолятся!
Пусть станет на душе светло!

25 августа 1944 г. Джалиль был переведен в специальную берлинскую тюрьму Плетцензее, где он и его десять товарищей были гильотинированы – за «подрывную деятельность».

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Долгое время судьба Мусы Джалиля оставалась неизвестной даже его соотечественникам. Сразу после войны он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу, был включен в список особо опасных преступников.

Большую роль в реабилитации имени Джалиля и популяризации его творчества сыграл главный редактор «Литературной газеты» поэт и писатель К.М. Симонов. 25 апреля 1953 г. в «Литературной газете» была опубликована первая подборка моабитских стихов, сопровождавшаяся статьей К. Симонова. Публикация вызвала широкий общественный резонанс. С тех пор имя Мусы Джалиля ассоциируется с подвигом, жертвенным мужеством и бесстрашием.

2 февраля 1956 г. «за мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками» Муса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. А еще через год за цикл стихов «Моабитская тетрадь» первым из советских поэтов стал лауреатом Ленинской премии. В 1968 г. о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Есть прекрасный памятник поэту в Казани. А накануне 68-й годовщины гибели поэта памятник ему был открыт в российской столице. «В Москве теперь есть два памятника нашим великим писателям – Габдулле Тукаю и Мусе Джалилю, и в этом огромная заслуга мэрии Москвы», – отметил на открытии президент Татарстана Рустам Минниханов.

Памятник М. Джалилю в Москве

Вслушаемся еще раз в строки, рожденные в нацистском застенке:

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
9361
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика