Даже простое знакомство с историей вводимых против РФ санкций в связи с событиями на Украине позволяет понять, что основным инициатором всех этих враждебных инициатив являются США. Начиная с марта, основным полем приложения усилий американской дипломатии является привлечение к санкциям против России все новых и новых государств мира, увеличение охвата этими санкциями российских граждан, предприятий и отраслей. То есть речь идёт о настоящей санкционной войне против Москвы, являющейся одной из форм финансово-экономических войн.
* * *
На войне – как на войне. Попытки сдержать агрессора миролюбивыми заявлениями и демонстративным игнорированием пробных выпадов допустимы лишь до определенного момента, пока эти выпады не становятся опасными, способными принести вред объекту агрессии. Так было с реакцией России на этапы вводимых против неё санкций. Первые два российское руководство оставило без ответа, наблюдая за ущербом, нанесенным ими экономике самих США и Евросоюза. Но третья порция санкционных мер коснулась не только легко парируемых ограничений на поставки продукции, но и была направлена на обеспечение технологического отставания России в области нефтегазодобычи.
Лишь после этого руководство РФ сделало первый ответный ход, способный, по оценкам западных экспертов, нанести ущерб только государствам ЕС на 12 млрд. евро. И это – помимо уже зафиксированного падения на 0,2% ВВП Италии и Германии, а также ожидаемого падения ВВП стран Прибалтики на 10% и более, вызванного их присоединением к американским санкциям.
Третий этап санкций против России, по-видимому, не является окончательным. В настоящее время Вашингтон ведёт переговоры со своими союзниками о введении следующих порций ограничений. Среди них – санкции, касающиеся поставок Россией нефти и газа, что может оказаться довольно болезненным ударом для российской экономики. Надо надеяться, что эти недружественные действия не останутся безнаказанными.
* * *
Возможные асимметричные ответы России уже обсуждаются не только в правительстве РФ, но и СМИ. В частности, очень болезненными для Запада, но выгодными для российской экономики мерами может стать избирательная приостановка действия Соглашения об авторском праве (TRIPS) в отношении государств-агрессоров. Поскольку в настоящее время РФ является не столько экспортером, сколько импортером технологий, отказ от их лицензирования и официальной закупки, а также продажа от собственного имени позволит сохранить огромные средства и нанести существенные финансовые потери недружественным государствам. Безлицензионное копирование разработанных в Европе и США лекарств и программных продуктов благоприятно скажется на российских потребителях, но ударит по странам, принимающим санкции против России.
Хорошую службу в противодействии финансово-экономической агрессии Запада может сослужить турецкий опыт. Согласно турецкому законодательству, при любой тендерной закупке преимущество имеет продукция, выпущенная в Турции. Если не существует такой продукции чисто турецкого производства, тогда закупается та, что произведена совместно с иностранной компанией. И лишь в крайнем случае предпочтение получает товар чисто иностранного производства. Аналогичная практика распространяется и на технологии. Если иностранцы хотят продавать свой товар в Турции, они должны запустить его производство на территории страны. При этом желательно – на совместном предприятии, чтобы все используемые технологии становились достоянием страны.
Поскольку ответные меры РФ в отношении западных санкций непременно вызовут бурную реакцию пострадавших от них иностранных компаний, России следует готовиться к судебным процессам, посредством которых США, ЕС и различные государства, примкнувшие к санкциям, попытаются нивелировать свой ущерб. Поскольку в подобных спорах действует британо-американское прецедентное право, а многие иски будут подаваться либо в Лондоне, либо по месту регистрации головных офисов фирм, пострадавших от контрсанкций, способ противодействия им напрашивается сам собой. Хотя он и потребует внесения изменений в законодательство, предусматривающих подачу исковых заявлений в отношении российских ответчиков иностранными истцами лишь по месту их физического расположения на территории РФ, а не по юридическому адресу. Даже если после этого спор выйдет на международный уровень, зарубежный суд будет вынужден рассматривать решение российского суда в качестве прецедента.
* * *
Поскольку планируемый четвёртый и, не исключено, пятый пакеты санкций задуманы в качестве мер, способных если не убить, то серьёзно разрушить российскую экономику, ответные меры на них не могут быть мягкими. Учитывая, что эффективность американских санкций существенно зависит от содействия государств, присоединившихся к ним, насущной необходимостью становится нейтрализация усилий США в поиске союзников. А в ряде случаев – и вовсе расшатывание союзнических связей Вашингтона с его партнерами.
Американское и европейское законодательство в отношении нарушителей принятых государством санкций предусматривает жесткие финансовые и даже уголовные наказания (до 30 и 10 лет тюрьмы соответственно). В связи с этим при введении очередного этапа антироссийских санкций из проектов добычи углеводородов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» могут уйти фирмы «ЭкссонМобил» и «Шелл». То, что в качестве участников второго проекта уже задействованы японские компании «Мицуми» и «Мицубиши», что в значительной мере способствовало смягчению российско-японских отношений, позволяет надеяться на увеличение их доли участия после ухода «Шелл» и/или привлечению к участию японских фирм в проекте «Сахалин-1» при выходе из него «ЭкссонМобил». Подобная же замена американского «МакДоналдс» японскими сетями быстрого питания не только позволит повысить интерес Японии к налаживанию отношений с Россией, но и существенно снизить наносимый заокеанским фастфудом вред здоровью россиян.
Если продолжать японскую тему, то следует вспомнить и о просьбе Токио продлить строящийся российский газопровод до Японских островов. Ещё одним рычагом, способным хотя бы частично нейтрализовать американское давление на Страну восходящего солнца, могут оказаться дипломатические усилия РФ по совместной японо-китайской добыче нефти и газа в районе спорных островов Сенкаку.
Что касается углеводородов, давно подмечено, что наибольшее неприятие как США, так и их европейских союзников, вызывает возможность выработки газодобывающими странами единой политики. Палата представителей конгресса США даже разразилась гневным заявлением о том, что «создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США». Если активизация деятельности Форума стран-экспортёров газа на глобальном уровне встречает столь жёсткое противодействие, то координация политики в области добычи, транзита и продаж газа вполне возможна на уровне СНГ или даже Евразийского союза. По крайней мере, Россия и Казахстан в рамках данных объединений вполне способны объединить усилия с последующей попыткой привлечения к совместной деятельности Азербайджана и Туркменистана.
* * *
Все рассмотренные выше действия относятся к категории экономических мер. Так как развернутая против России война носит характер финансово-экономический, без действий финансового характера ответ США и их союзникам окажется недостаточно эффективным.
Наиболее удобными в данном направлении могут оказаться рычаги БРИКС. Созданные недавно Банк и Фонд этой организации позволяют поддерживать экономику не только государств-участников объединения, но и тяготеющих к нему таких стран, как Турция и Иран. Поскольку санкционная война не гарантирует сохранение доступа РФ к хранящимся в США российским резервным фондам, именно Банк БРИКС совместно с японскими, сингапурскими, гонконгскими, швейцарскими банковскими учреждениями могут стать депозитариями этих резервных средств.
Довольно эффективным средством финансового противодействия агрессии против России является отказ от доллара в расчетах за поставляемые энергоресурсы. Как известно, в наиболее выгодном положении находятся государства, эмитирующие, а не зарабатывающие валюту, в которой производятся расчеты. Именно поэтому начавшийся переход на рублёвые расчеты за поставляемые Россией нефть и газ может способствовать усилению российской финансовой системы и ослаблению американской.
Но самым действенным ударом по инициатору войны против России может оказаться возврат к Бреттон-Вудской системе, основанной на «золотом стандарте» стоимости национальных валют. Эту идею сегодня пытаются реализовать некоторые арабские страны, использующие для взаиморасчётов «золотой динар». Однако мировые запасы золота не позволяют полностью реализовать переход к «золотому стандарту». Выходом из ситуации могла бы стать концепция «золото-энергетического» или «золото-ресурсного стандарта». В данной ситуации стабильность национальной валюты, её привлекательность определялись бы не спекулятивными тенденциями, а гарантированными реальными, осязаемыми ресурсами, имеющимися в распоряжении нашего государства.
* * *
Разумеется, все приведённые меры противодействия являются не уже утверждёнными планами российского правительства, а всего лишь размышлениями о возможных вариантах ответов России на внешнюю финансово-экономическую агрессию США и их союзников. Какие из них станут реальностью, зависит от степени авантюризма Вашингтона в его готовности идти на дальнейшее обострение отношений с Российской Федерацией и – соответственно – решимости российского правительства этим процессам противодействовать.