США отказали Азербайджану в его запросе на приобретение военно-транспортных средств, предназначенных к выводу из Афганистана. Баку рассчитывал пополнить автопарк своей миротворческой бригады бронемашинами Cougar и вездеходами HMMWV (высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство). Если верить азербайджанским информационным источникам, республика дала понять американским партнёрам о собственных видах на указанную технику загодя, ожидая от Вашингтона некий «бонус» от многолетнего участия военнослужащих-миротворцев ВС Азербайджана в афганской кампании.
Заметим, что речь шла о продаже американской продукции военного назначения, а не о её безвозмездной передаче на баланс Минобороны Азербайджана. Но даже такой, казалось бы, весьма выгодный формат сделки с Баку, покрывающий часть транспортных издержек американцев в связи с вывозом габаритной колёсной техники из Афганистана, Вашингтон не устроил. Отказ был обоснован установленным правительством США эмбарго на поставку вооружений и военной техники (ВВТ) в регионы конфликта, к которым причислен Южный Кавказ. Противостояние Армении и Азербайджана с 1992 года удерживало США от заключения оружейных контрактов с обеими республиками. Военная помощь Еревану и Баку на паритетных началах и в рамках оборонных программ выделяется Вашингтоном исправно, но от оружейных поставок сторонам конфликта американцы принципиально воздерживаются.
Досада азербайджанцев на американских партнёров из-за отклонения запроса по бронемашинам всё же проступила наружу. В Баку подчёркивают, что машины предназначались в состав миротворческого подразделения ВС республики, а также приводят сравнения с действиями Вашингтона по военно-техническому сотрудничеству с грузинскими властями. Соседнюю закавказскую республику также можно отнести к странам, расположенным в регионе конфликта, но это не стало препятствием для американцев, которые в течение последних лет безвозмездно (!) передали Грузии 10 бронемашин Cougar и более 100 вездеходов HMMWV. На это обращают внимание азербайджанские информационные ресурсы; представляется, что политическое руководство прикаспийской республики сделало из этого определённые выводы.
Баку вложил значительные дипломатические средства в дело продвижения на Западе своего образа надёжного и стабильного регионального игрока, тесного партнёра натовцев в их миротворческих усилиях в Афганистане. Участие республики в транзитных схемах перевалки грузов и личного состава ВС стран НАТО на афганском направлении (в том числе на фоне последовательного дистанцирования США и их евроатлантических партнёров от России) представлялось азербайджанскими властями едва ли не как ключевой фактор сотрудничества. Однако затраченные ресурсы не возымели на американцев должного эффекта.
Вопрос с поставкой бронемашин, помимо сугубо военных аспектов потенциальной сделки, имел и важное внешнеполитическое звучание. Реализацией контракта купли-продажи бывшей в употреблении военной техники Баку мог сгладить многие острые углы в отношениях с Вашингтоном, обнаружившиеся в последнее время. Приобретение ВВТ дало бы американо-азербайджанским отношениям шанс на доверительность. Несмотря на рост заинтересованности американской администрации «подтянуть» нефтегазоносную республику в свою орбиту влияния и тем самым обозначить на южных рубежах России ещё одну (после Грузии) «серую зону», в конгрессе США остаются сильными позиции последовательных критиков авторитарного стиля бакинского руководства. Мероприятия по перетягиванию американских конгрессменов на толерантные по отношению к Азербайджану позиции, участившиеся с событиями вокруг Украины, пока не дали ощутимых результатов. К примеру, в апреле текущего года Баку посетила делегация конгресса, удостоившаяся аудиенции президента Ильхама Алиева и министра обороны Закира Гасанова. Принимая конгрессменов, глава военного ведомства Азербайджана, в частности, подтвердил готовность республики оставить свой ограниченный контингент в Афганистане после 2014 года (между тем объявлено, что численность азербайджанских военнослужащих в Афганистане будет сокращена).
В своих политических оценках, в особенности, если затрагивается крайне чувствительная для Баку правозащитная тема, американская администрация и азербайджанское правительство всё больше отдаляются друг от друга. Среди последних примеров – реакция парламентариев республики на события в городе Фергюсон штата Миссури. Заместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов назвал происходящее в этом американском городе наглядным проявлением даже не двойных, а уже тройных стандартов. Ведь как только в Азербайджане кого-либо привлекают к ответственности, на Западе тут же начинается активная кампания и обвиняемым сразу навешивают ярлыки политзаключённых, посетовал представитель партии власти.
Значимость ставок вокруг контракта по передаче Азербайджану бронетехники определялась для тамошнего руководства и в контексте введённой в далёком 1992 году 907-й поправки конгресса США к «Акту в поддержку свободы». Поправка заблокировала прямую американскую военную помощь Азербайджану ввиду развёрнутой с его стороны тотальной блокады транспортных коммуникаций на Армению. Поправка гласит: «Помощь США в соответствии с данным или каким-либо другим Актом… не может быть предоставлена правительству Азербайджана до тех пор, пока президент США не определит и не доложит конгрессу о том, что правительство Азербайджана предпринимает демонстративные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного использования силы против Армении и Нагорного Карабаха». Спустя 10 лет, в январе 2002 года, под нажимом администрации Дж. Буша-младшего конгрессмены приостановили действие поправки вследствие обнаружившейся острой необходимости видеть Азербайджан в составе коалиционных партнёров США в Афганистане. С того времени приостановка действия 907-й ежегодно пролонгируется, но вопрос её полного аннулирования пока не ставится. Если бы Баку удалось склонить заокеанских партнёров к продаже вывозимой из Афганистана техники, это позволило бы им добиться конкретного примера условности действия 907-й поправки, для которой пришло время полного пересмотра.
Надо признать, что расчёты Баку под украинским углом нарастающего противостояния между Москвой и Вашингтоном не оправдались. Соединённые Штаты по-прежнему избирательны в отношениях с «нефтяной житницей» Южного Кавказа. Белый дом открыт для углубления связей с руководством Азербайджана, но не за счёт диалога с Ереваном и не для того, чтобы ставить себя лишний раз под удар в конгрессе, где позиции армянского лобби продолжают оставаться прочными. В том, что вопрос оружейных поставок в регион, даже под «миротворческой» оболочкой и в привязке, например, к целям усиления границ Азербайджана с Ираном, является в вашингтонских коридорах власти весьма деликатным, можно было убедиться не раз. Например, в 2012 году встал вопрос об американских поставках аппаратуры слежения (т.е. далеко не летальной военной техники) для её использования Баку на ирано-азербайджанской границе. По признанию посвящённых экспертов, Госдепартамент США эту сделку благополучно провалил, несмотря на то что в Америке её лоббировали весьма солидные люди. Неблагоприятная для Баку диспозиция сил в высших эшелонах власти США, препятствующая заключению военных контрактов, выражается, в частности, в том, что нынешний госсекретарь Джон Керри является автором вышеуказанной 907-й поправки. В 1992 году именно по инициативе сенатора от штата Массачусетс Дж. Керри законодательная норма вошла в силу.
Сотрудничество США и Азербайджана впредь будет продолжено, в том числе и с охватом вопросов оборонного свойства. Между двумя партнёрами налажена довольно внушительная кооперация в совместных военных программах, правда, далёкая от тесных форматов американо-грузинского взаимодействия на принципах «обучи и оснасти». Под совместным патронажем посольства США в Баку и главкома американских войск в Европе (USEUCOM) Филипа Бридлава действует Офис оборонного сотрудничества (Office of Defense Cooperation), координирующий помощь республике в сфере безопасности и контакты по линии оборонных программ. Азербайджан вовлечён в американские программы «Иностранные военные продажи» (Foreign Military Sales, FMS), «Зарубежное военное финансирование» (Foreign Military Financing, FMF), «Международное военное образование и обучение» (International Military Education and Training, IMET), «Сотрудничество в контртеррористической деятельности» (Counter-Terrorist Fellowship Program, CTFP). Как отмечают вашингтонские эксперты, администрация Б. Обамы зачастую пытается отойти от паритетного принципа в предоставлении помощи Азербайджану и Армении, но всякий раз это пресекается в конгрессе. Так, в рамках программ FMF и IMET, действующих и в отношении Армении, на 2015-й финансовый год запланировано выделение Еревану и Баку равных сумм: по линии FMF – по $1,7 млн., по линии IMET – по $600 тыс. (1)
Однако ни о каком росте доверия в американо-азербайджанских отношениях говорить не приходится. Уровень двусторонних связей объективно не дотягивает, например, до американо-грузинского партнёрства в военной сфере. Азербайджан сохраняет геополитическую привлекательность для США, но степень её приоритетности несколько убавилась. Прикаспийскую республику некоторые американские политологи характеризуют в качестве желанного «регионального приза» для Вашингтона. Между тем ценность этого «приза» снизилась на фоне первых шагов американцев и иранцев к восстановлению отношений, а также противодействия Баку попыткам Запада вовлечь его в антироссийские схемы на Южном Кавказе. Азербайджан не намерен присоединяться к евразийским интеграционным процессам, оставаясь при этом за бортом Всемирной торговой организации. От республики нет внятных посылов и в вопросе евроатлантической перспективы.
Нахождение официального Баку на условной «интеграционной развилке», когда местное руководство не решается сделать шаг ни в ту, ни в другую сторону, вполне устраивает Соединённые Штаты. Рычаги влияния на азербайджанскую элиту сохраняются в руках Вашингтона, материализуясь зачастую в виде конкретных действий, к которым с уверенностью можно отнести отказ в продаже продукции военного назначения.
__________
Фото – http://news.day.az/politics/491746.html
(1) Jim Nichol, Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for US Interests // Congressional Research Service, April 2, 2014.