- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Вашингтон – Баку: оборонные программы сообща, оружие – врозь

США отказали Азербайджану в его запросе на приобретение военно-транспортных средств, предназначенных к выводу из Афганистана. Баку рассчитывал пополнить автопарк своей миротворческой бригады бронемашинами Cougar и вездеходами HMMWV (высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство). Если верить азербайджанским информационным источникам, республика дала понять американским партнёрам о собственных видах на указанную технику загодя, ожидая от Вашингтона некий «бонус» от многолетнего участия военнослужащих-миротворцев ВС Азербайджана в афганской кампании.

Заметим, что речь шла о продаже американской продукции военного назначения, а не о её безвозмездной передаче на баланс Минобороны Азербайджана. Но даже такой, казалось бы, весьма выгодный формат сделки с Баку, покрывающий часть транспортных издержек американцев в связи с вывозом габаритной колёсной техники из Афганистана, Вашингтон не устроил. Отказ был обоснован установленным правительством США эмбарго на поставку вооружений и военной техники (ВВТ) в регионы конфликта, к которым причислен Южный Кавказ. Противостояние Армении и Азербайджана с 1992 года удерживало США от заключения оружейных контрактов с обеими республиками. Военная помощь Еревану и Баку на паритетных началах и в рамках оборонных программ выделяется Вашингтоном исправно, но от оружейных поставок сторонам конфликта американцы принципиально воздерживаются.

Досада азербайджанцев на американских партнёров из-за отклонения запроса по бронемашинам всё же проступила наружу. В Баку подчёркивают, что машины предназначались в состав миротворческого подразделения ВС республики, а также приводят сравнения с действиями Вашингтона по военно-техническому сотрудничеству с грузинскими властями. Соседнюю закавказскую республику также можно отнести к странам, расположенным в регионе конфликта, но это не стало препятствием для американцев, которые в течение последних лет безвозмездно (!) передали Грузии 10 бронемашин Cougar и более 100 вездеходов HMMWV. На это обращают внимание азербайджанские информационные ресурсы; представляется, что политическое руководство прикаспийской республики сделало из этого определённые выводы.

Баку вложил значительные дипломатические средства в дело продвижения на Западе своего образа надёжного и стабильного регионального игрока, тесного партнёра натовцев в их миротворческих усилиях в Афганистане. Участие республики в транзитных схемах перевалки грузов и личного состава ВС стран НАТО на афганском направлении (в том числе на фоне последовательного дистанцирования США и их евроатлантических партнёров от России) представлялось азербайджанскими властями едва ли не как ключевой фактор сотрудничества. Однако затраченные ресурсы не возымели на американцев должного эффекта.

Вопрос с поставкой бронемашин, помимо сугубо военных аспектов потенциальной сделки, имел и важное внешнеполитическое звучание. Реализацией контракта купли-продажи бывшей в употреблении военной техники Баку мог сгладить многие острые углы в отношениях с Вашингтоном, обнаружившиеся в последнее время. Приобретение ВВТ дало бы американо-азербайджанским отношениям шанс на доверительность. Несмотря на рост заинтересованности американской администрации «подтянуть» нефтегазоносную республику в свою орбиту влияния и тем самым обозначить на южных рубежах России ещё одну (после Грузии) «серую зону», в конгрессе США остаются сильными позиции последовательных критиков авторитарного стиля бакинского руководства. Мероприятия по перетягиванию американских конгрессменов на толерантные по отношению к Азербайджану позиции, участившиеся с событиями вокруг Украины, пока не дали ощутимых результатов. К примеру, в апреле текущего года Баку посетила делегация конгресса, удостоившаяся аудиенции президента Ильхама Алиева и министра обороны Закира Гасанова. Принимая конгрессменов, глава военного ведомства Азербайджана, в частности, подтвердил готовность республики оставить свой ограниченный контингент в Афганистане после 2014 года (между тем объявлено, что численность азербайджанских военнослужащих в Афганистане будет сокращена).

В своих политических оценках, в особенности, если затрагивается крайне чувствительная для Баку правозащитная тема, американская администрация и азербайджанское правительство всё больше отдаляются друг от друга. Среди последних примеров – реакция парламентариев республики на события в городе Фергюсон штата Миссури. Заместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов назвал происходящее в этом американском городе наглядным проявлением даже не двойных, а уже тройных стандартов. Ведь как только в Азербайджане кого-либо привлекают к ответственности, на Западе тут же начинается активная кампания и обвиняемым сразу навешивают ярлыки политзаключённых, посетовал представитель партии власти.

Значимость ставок вокруг контракта по передаче Азербайджану бронетехники определялась для тамошнего руководства и в контексте введённой в далёком 1992 году 907-й поправки конгресса США к «Акту в поддержку свободы». Поправка заблокировала прямую американскую военную помощь Азербайджану ввиду развёрнутой с его стороны тотальной блокады транспортных коммуникаций на Армению. Поправка гласит: «Помощь США в соответствии с данным или каким-либо другим Актом… не может быть предоставлена правительству Азербайджана до тех пор, пока президент США не определит и не доложит конгрессу о том, что правительство Азербайджана предпринимает демонстративные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного использования силы против Армении и Нагорного Карабаха». Спустя 10 лет, в январе 2002 года, под нажимом администрации Дж. Буша-младшего конгрессмены приостановили действие поправки вследствие обнаружившейся острой необходимости видеть Азербайджан в составе коалиционных партнёров США в Афганистане. С того времени приостановка действия 907-й ежегодно пролонгируется, но вопрос её полного аннулирования пока не ставится. Если бы Баку удалось склонить заокеанских партнёров к продаже вывозимой из Афганистана техники, это позволило бы им добиться конкретного примера условности действия 907-й поправки, для которой пришло время полного пересмотра.

Надо признать, что расчёты Баку под украинским углом нарастающего противостояния между Москвой и Вашингтоном не оправдались. Соединённые Штаты по-прежнему избирательны в отношениях с «нефтяной житницей» Южного Кавказа. Белый дом открыт для углубления связей с руководством Азербайджана, но не за счёт диалога с Ереваном и не для того, чтобы ставить себя лишний раз под удар в конгрессе, где позиции армянского лобби продолжают оставаться прочными. В том, что вопрос оружейных поставок в регион, даже под «миротворческой» оболочкой и в привязке, например, к целям усиления границ Азербайджана с Ираном, является в вашингтонских коридорах власти весьма деликатным, можно было убедиться не раз. Например, в 2012 году встал вопрос об американских поставках аппаратуры слежения (т.е. далеко не летальной военной техники) для её использования Баку на ирано-азербайджанской границе. По признанию посвящённых экспертов, Госдепартамент США эту сделку благополучно провалил, несмотря на то что в Америке её лоббировали весьма солидные люди. Неблагоприятная для Баку диспозиция сил в высших эшелонах власти США, препятствующая заключению военных контрактов, выражается, в частности, в том, что нынешний госсекретарь Джон Керри является автором вышеуказанной 907-й поправки. В 1992 году именно по инициативе сенатора от штата Массачусетс Дж. Керри законодательная норма вошла в силу.

Сотрудничество США и Азербайджана впредь будет продолжено, в том числе и с охватом вопросов оборонного свойства. Между двумя партнёрами налажена довольно внушительная кооперация в совместных военных программах, правда, далёкая от тесных форматов американо-грузинского взаимодействия на принципах «обучи и оснасти». Под совместным патронажем посольства США в Баку и главкома американских войск в Европе (USEUCOM) Филипа Бридлава действует Офис оборонного сотрудничества (Office of Defense Cooperation), координирующий помощь республике в сфере безопасности и контакты по линии оборонных программ. Азербайджан вовлечён в американские программы «Иностранные военные продажи» (Foreign Military Sales, FMS), «Зарубежное военное финансирование» (Foreign Military Financing, FMF), «Международное военное образование и обучение» (International Military Education and Training, IMET), «Сотрудничество в контртеррористической деятельности» (Counter-Terrorist Fellowship Program, CTFP). Как отмечают вашингтонские эксперты, администрация Б. Обамы зачастую пытается отойти от паритетного принципа в предоставлении помощи Азербайджану и Армении, но всякий раз это пресекается в конгрессе. Так, в рамках программ FMF и IMET, действующих и в отношении Армении, на 2015-й финансовый год запланировано выделение Еревану и Баку равных сумм: по линии FMF – по $1,7 млн., по линии IMET – по $600 тыс. (1)

Однако ни о каком росте доверия в американо-азербайджанских отношениях говорить не приходится. Уровень двусторонних связей объективно не дотягивает, например, до американо-грузинского партнёрства в военной сфере. Азербайджан сохраняет геополитическую привлекательность для США, но степень её приоритетности несколько убавилась. Прикаспийскую республику некоторые американские политологи характеризуют в качестве желанного «регионального приза» для Вашингтона. Между тем ценность этого «приза» снизилась на фоне первых шагов американцев и иранцев к восстановлению отношений, а также противодействия Баку попыткам Запада вовлечь его в антироссийские схемы на Южном Кавказе. Азербайджан не намерен присоединяться к евразийским интеграционным процессам, оставаясь при этом за бортом Всемирной торговой организации. От республики нет внятных посылов и в вопросе евроатлантической перспективы.

Нахождение официального Баку на условной «интеграционной развилке», когда местное руководство не решается сделать шаг ни в ту, ни в другую сторону, вполне устраивает Соединённые Штаты. Рычаги влияния на азербайджанскую элиту сохраняются в руках Вашингтона, материализуясь зачастую в виде конкретных действий, к которым с уверенностью можно отнести отказ в продаже продукции военного назначения.

__________

Фото – http://news.day.az/politics/491746.html

(1) Jim Nichol, Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for US Interests // Congressional Research Service, April 2, 2014.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3531
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика