Около 30 стран заинтересованы в создании с Таможенным союзом зоны свободной торговли (ЗСТ), заявил 22 октября на конференции «Поддержка экспорта» министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. С ее помощью участвовать в евразийской интеграции могут государства, которые не намерены вступать в ТС или тем более в Евразийский экономический союз.
Большинство стран, заявивших о своем намерении создать зону свободной торговли с ТС, расположены в Азии. До конца этого года ЕЭК планирует провести переговоры о создании ЗСТ с Израилем, а следом за ним – с Индией. Кроме того, принято решение о возобновлении переговоров с Египтом. В замороженном по политическим мотивам состоянии находится переговорный процесс с Новой Зеландией, а также с Европейской ассоциацией свободной торговли. Значение Азии в силу географических причин, ее растущего демографического потенциала и веса в мировой экономике остается для России и других стран ЕАЭС приоритетным.
Зона свободной торговли – одна из первичных форм экономической интеграции, предусматривающая отмену ввозных таможенных пошлин между странами, заключившими соответствующее соглашение. Таможенная политика в отношении третьих стран при этом остается предметом государственного суверенитета, то есть регулируется независимо от функционирования ЗСТ. Но для предотвращения реэкспорта из «неприсоединившихся» стран действие соглашения о свободной торговле распространяется лишь на товары, произведенные в странах-участниках ЗСТ. Режим свободной торговли, как правило, может не распространяться на определенные группы товаров, которые те или иные участники соглашения считают критически важными для себя. К ним, в частности, могут относиться нефть и нефтепродукты, сельскохозяйственные товары, продукция оборонно-промышленного комплекса и т.п.
На сегодняшний день в мире существуют несколько соглашений о зонах свободной торговли. К ним, в частности, относятся Европейская ассоциация свободной торговли (European Free Trade Area - EFTA), в состав которой входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement - NAFTA), включающее США, Канаду и Мексику, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), объединяющая 11 стран Южной и Северной Америки, в том числе крупнейшие государства региона – Бразилию, Аргентину и Мексику, зона свободной торговли АСЕАН и др. В условиях глобализации, ведущей к обострению конкуренции со стороны иностранных производителей, эти соглашения являются своего рода поясом экономической безопасности, объединяя экономики больших регионов и повышая их устойчивость.
Соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ было подписано 15 апреля 1994 г. в Москве. Его участниками стали 11 бывших союзных республик, вошедших в состав Содружества – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. От участия во всех интеграционных объединениях традиционно воздерживалась Туркмения, а страны Прибалтики прочно ориентировались на европейскую интеграцию. Однако этот договор не был ратифицирован многими его участниками, в том числе и Россией, поэтому на практике соглашение так и не заработало. 1990-е годы были временем дезинтеграции, и согласовать перечень изъятий, без которого соглашение не могло заработать, не удалось. Вместо этого между Россией и государствами СНГ продолжали действовать двухсторонние соглашения о свободной торговле, заключенные в 1992-1993 гг. Такие же соглашения заключили между собой и некоторые другие страны СНГ.
Запустить зону свободной торговли бывшие союзные республики безуспешно пытались всю вторую половину 1990-х и в начале 2000-х гг. Так, 2 апреля 1999 г. 11 стран СНГ подписали в Москве протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ, вводивший многосторонний режим свободной торговли, в рамках которого отменялись все пошлины, а также количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров на территории Содружества. В июне 2000 г. Совет глав государств СНГ одобрил план-график реализации предложений по формированию и функционированию ЗСТ, а Совет глав правительств утвердил план действий по их реализации. Подобные документы не раз принимались и в дальнейшем, но до их реального воплощения дело так и не дошло. Участников соглашения, как показала практика, оказалось слишком много, а их интересы нередко входили в противоречие друг с другом, что отрицательно сказывалось на эффективности работы.
Договор о зоне свободной торговли СНГ, на базе которого была создана реально действующая ЗСТ, был подписан 18 октября 2011 г. в Москве по итогам заседания Совета глав правительств Содружества. 20 сентября 2012 г. после ратификации парламентами он вступил в силу между Россией, Белоруссией и Украиной. 1 октября 2012 г. к ЗСТ СНГ присоединилась Армения, 8 декабря – Казахстан, а 9 декабря - Молдавия. 12 января 2014 г. участником соглашения стала Киргизия, а 16 мая – Узбекистан, который стал девятым и последним на сегодняшний день его участником. В результате ЗСТ СНГ объединила большинство республик бывшего СССР, включая все наиболее крупные и значительные в территориальном, демографическом и экономическом отношении страны. От участия в зоне свободной торговли отказались Туркменистан, традиционно придерживающийся политики нейтралитета, Грузия, покинувшая после «пятидневной» войны 2008 г. ряды СНГ, а также Азербайджан, который традиционно сдержанно относится к процессам интеграции на пространстве бывшего СССР, а во внешнеэкономическом плане ориентируется на Турцию и ЕС.
Создание Таможенного союза и вхождение большинства остальных стран СНГ, включая Украину, в зону свободной торговли СНГ создало ситуацию, когда большая часть постсоветского пространства была объединена в рамках интеграционных объединений с преобладающим влиянием России. Наличие нескольких форм интеграции, одни из которых были более, другие – менее продвинутыми, позволяло вовлечь в евразийскую интеграцию страны с различной внешнеполитической ориентацией. При этом Москва, как подчеркивало в своих материалах «теневое ЦРУ» США – разведывательно-аналитический фонд «Стратфор», не брала на себя ответственность за внутренние проблемы бывших союзных республик. Особенно значимым для России было участие в ЗСТ СНГ Украины, которая, несмотря на сложное социально-экономическое положение, продолжала оставаться одной из крупнейших экономик и вторым по населению после России государством Содружества.
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое и стало причиной самого острого за последние полвека геополитического кризиса, фактически выводило страну из зоны свободной торговли СНГ. Несмотря на уверения Брюсселя и Киева в том, что эти «европейская» и «эсэнгэшная» ЗСТ друг другу не противоречат, реальное содержание документов свидетельствовало об обратном. Открытие украинского рынка для европейских товаров автоматически открывало для них рынки других стран СНГ, включая государства Таможенного союза. В результате Москва была вынуждена пойти на превентивные меры, введя запрет на поставки из Украины сыров, молока и молочной продукции, соков, картофеля, подсолнечника, соевых бобов, кукурузной крупы и шрота, кондитерских изделий производства АО «ПО «КОНТИ» и Компании «АВК», а также спиртных напитков и пива, произведенных предприятиями «Оболонь», «Сан ИнбевУкраина» и ООО «Украинская дистрибуционная компания». В случае вступления соглашения о евроассоциации в силу Россия повысит ввозные таможенные пошлины для Украины до общего уровня, что будет означать ее исключение из ЗСТ.
Несмотря на сложности функционирования зоны свободной торговли СНГ, вызванные украинским кризисом, она представляет собой оптимальный вариант для тех стран, которые не готовы к более глубоким формам экономической интеграции и, в частности, передаче части регулирующих функций государства наднациональным структурам. К этому соглашению вполне могли бы присоединиться страны, которые последовательно придерживаются политики «интеграционного нейтралитета».
Что касается иных, не входящих в Содружество государств, то их вхождение в зону свободной торговли с СНГ или ТС пока кажется более проблематичным и отдаленным. Открытие внутренних рынков, как показал опыт Таможенного союза, может обернуться рядом негативных тенденций, нейтрализация которых требует длительной и тщательной подготовки. Об этом говорил на упомянутой выше конференции «Поддержка экспорта» и министр по торговле ЕЭК А. Слепнев, отметивший, что со многими из партнеров Таможенный союз в ближайшее время не готов переходить к отношениям свободной торговли по разным причинам: «Нам нужно сближать различные виды регулирования и административной практики, в том числе техническое регулирование, отраслевые модели сотрудничества…»