Совсем недавно было объявлено о том, что нефтяные вопросы между Россией и Белоруссией полностью разрешены с учетом интересов обеих сторон. Однако, как оказалось при более детальном рассмотрении, проблемы никуда не ушли, а были лишь на время забыты. Минск и Москва не перестали готовиться к очередному нефтегазовому спору, который рано или поздно снова выйдет на повестку дня, если странами не будут приняты кардинальные решения. К сожалению, признаки грядущего кризиса видны уже сегодня.
Начать с того, что недавнее решение правительства Российской Федерации, позволяющее Белоруссии со следующего года не перечислять в российский бюджет экспортные пошлины за продукты нефтепереработки, на сегодняшний день уже не устраивает белорусское руководство. И дело в данном случае не только в том, что грядущий большой налоговый маневр, начало которого планируется на следующий год, практически на «нет» сведет так ожидаемые белорусами финансовые вливания. Как показывает прошедшее десятилетие, Минск вряд ли когда-нибудь будет полностью удовлетворен дотациями Москвы, пока сможет фактически бесплатно получать прибыль от российских углеводородов. При этом, как бы парадоксально это ни звучало, в происходящем есть и определенная доля вины России, которая на протяжении долгого времени развивала у своего партнера иждивенческие настроения.
Первой весточкой того, что Минск не собирается успокаиваться на достигнутых договоренностях ни в рамках двухсторонних отношений, ни в рамках ЕАЭС, стало фактическое продолжение нашумевшей в 2012 г. схемы контрабанды продуктов нефтепереработки за рубеж. Не лишне напомнить, что в тот период Россия заподозрила Белоруссию в экспорте топлива под видом растворителей с целью избежать уплаты вывозных пошлин на нефтепродукты. Тогда оказалось, что по правилам Таможенного союза бензин, если в него добавить соответствующие химические элементы, можно с легкостью превратить в «разбавитель». Именно это и позволило белоруской стороне получить довольно неплохую прибыль, что в 2013 г. подтвердил и сам А. Лукашенко, правда, отметив, что это был полностью «прозрачный» процесс.
Чтобы докопаться до истины российская сторона провела тогда специальное расследование, по итогам которого, «учитывая тревогу российских партнеров», правительство Белоруссии все же приняло решение прекратить экспорт «растворителей». После чего Кремль перестал высказывать претензии по этому делу, однако оцененные российской стороной потери, которые достигают 3-3,5 млрд. долларов, так и остались висеть дамокловым мечом – формально Москва может в любой момент потребовать их вернуть.
В нынешнем году, похоже, все повторяется вновь, правда, не в таких объемах. В конце октября Федеральная таможенная служба России выразила намерение просить предоставить ей доступ к информации, которая относится к экспорту Белоруссией битумных смесей, а также посетить их производство. ФТС РФ подозревает существование очередной схемы экспорта белорусскими поставщиками нефтепродуктов под видом «битумных смесей». И, по всей видимости, опасения их не напрасны.
Дело в том, что официальные объемы экспорта белорусского битума в Европу за последние несколько месяцев выросли в некоторых случаях в сотни (!) раз и в настоящий момент приблизительно соразмерны объемам вывезенных из республики нефтепродуктов, за которые необходимо уплачивать пошлины в российский бюджет.
В целом ситуация выглядит следующим образом. За первые восемь месяцев 2014 г. экспорт белорусских битумных смесей, которые используют, прежде всего, в строительстве дорог, в физическом выражении вырос на 658,3 тыс. тонн и составил в денежном выражении 309,9 млн. долларов, что в 95 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: за весь 2013 г. Белоруссия продала битума всего лишь на 47,5 млн. долларов. Например, в январе прошлого года не было ни одной отгрузки данной товарной позиции в Великобританию, а в нынешнем году только за первый месяц туда было отправлено 69 тыс. тонн смесей на сумму 33 млн. долларов. Создается впечатление, что Лондон с помощью Минска планирует полностью перекроить всю транспортную систему страны, построив тысячи километров новых дорог.
Согласно официальной статистике, белорусские предприятия не только произвели практически в два раза меньше битума, чем продали, но и смогли отправить на экспорт в 7 раз больше, чем богатая нефтью Россия. Может такое быть? И это при том, что экспорт белорусских нефтепродуктов в указанный период снизился на 612,3 тыс. тонн, что также не может не вызывать подозрения. Дополнительным фактором, который указывает на нечестность экспортеров, является цена, по которой битум отправляется в страны Европы. В большинстве случаев он продается по 475 долларов за тонну, тогда как его обычная стоимость должна быть около 750-800 долларов. Если к этому прибавить, что в данную схему включились и некоторые российские поставщики, резко увеличившие в нынешнем году поставки битума в Белоруссию по цене практически в два раза ниже обычной, то становится очевидно, что под «битумными смесями», экспортируемыми за пределы Таможенного союза, скрываются либо сырая нефть, либо темные нефтепродукты.
Дополнительно к этому необходимо указать на то, что на сегодняшний день «битумные смеси» являются чуть ли не главным двигателем внешней торговли Белоруссии, так как никакой другой товар не показывает таких высоких показателей роста экспорта. Даже объем вывезенных за рубеж калийных удобрений, которые давно являются одним из главных экспортных товаров республики, вырос в январе-августе текущего года только на 249 млн. долларов, а по другим товарным позициям показатели и того меньше.
Конечно, пока объемы экспорта «битума» невелики по сравнению с «растворительной» эпопеей и потери российского бюджета оцениваются в рамках 100-150 млн. долларов. Однако при отсутствии серьезного контроля со стороны России эта цифра к концу года, по расчетам экспертов, может вырасти до 400 млн., а это уже – весьма ощутимый ущерб для российского бюджета.
Интересен в данном случае тот факт, что нынешняя схема наглядно демонстрирует не только призрачную «эффективность» европейских санкций по отношении к Белоруссии, но и непосредственное участие в ней некоторых российских компаний. Представить вероятность абсолютной самостоятельности Минска в экспорте нефтепродуктов под прикрытием битума после скандала с «растворителями» 2012 г. крайне тяжело. Поэтому сегодня, как и два года назад, нельзя возлагать вину за происходящее только на белорусскую сторону, которая в ряде случае просто вынуждена искать обходные маневры.
(Окончание следует)
__________________
Фото – http://rcmm.ru/images/origin/12609.jpeg