«Я – не кляча, а тулпар, я – не лунь, а сокол» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

«Я – не кляча, а тулпар, я – не лунь, а сокол»

Когда в казахской семье рождается ребенок и в доме счастливых родителей на обряд нарекания имени собирается вся родня, младенцу говорят: «Жамбылдың жасын берсiн, Сәкеннің сәнін берсiн!» – «Живи долго, как Джамбул, будь красивым, как Сакен!».

По сей день в Казахстане всех красивых юношей сравнивают с Сакеном Сейфуллиным. Кроме красоты, природа щедро наградила Сакена и другими талантами: пытливый, цепкий ум, выдающиеся организаторские способности, поэтический и писательский дар. Про таких говорят: жил так мало, успел так много. Человек своей эпохи, настоящий современник, воспринявший как долгожданные ветры перемен в родной степи смену традиционного уклада жизни народа. С другой стороны, так и не ставший до конца «советским» в том смысле, который вкладывали пришлые «начальники», – до конца патриот родного края, защитник казахского народа.

По свидетельствам современных биографов, несмотря на исполнившийся 125-летний юбилей (15 октября), остается еще много неизученного, не отмытого от «красной краски» в непродолжительной жизни Сейфуллина – поэта, писателя, ученого, политика, общественного деятеля.

Сакен Сейфуллин, 1922 г.

Сакен (полное имя – Садвакас) Сейфуллин родился в семье крестьянина-скотовода. Родители его были людьми небогатыми. Но это была семья, в которой тонко понимали музыку, стихи. Отец Сакена был домбристом, мать слыла искусной рассказчицей народных преданий и сказок. В ауле, где жила семья Сакена, часто происходили поэтические состязания – айтысы. Известно, что его прадед был одним из немногих казахских интеллигентов середины XIX века, который призывал народ к просвещению.

Начал свое обучение Сакен традиционно для своих ровесников – с познания арабской грамоты в медресе. Но однажды рассудительный отец сказал: «Будущее – за русскими», и мальчик отправился в заводскую школу при Спасском медеплавильном заводе. Здесь смышленый, склонный к языкам Сакен быстро заговорил по-русски. В этой же школе он, выросший на джайляу (летнее пастбище), впервые встретил рабочих людей, окунулся в новый для себя мир пролетариата.

Первый советский поэт и писатель Казахстана

Сегодня Сакена вспоминают не только в связи с юбилейной датой, есть и другой повод – 80-летие Союза писателей Казахстана, основателем которого считается Сейфуллин. Его сравнивают с Маяковским, ибо в степи первым, кто воспел революцию, новый советский миропорядок, был Сакен. В традиционной, еще в советские времена сверстанной биографии мы читаем, что будущий классик рано проникся идеями большевиков, с которыми он связывал надежды на освобождение народа от самодержавного гнета. Еще до революции его перо направлено на борьбу с самодержавием. Сакен с восторгом встречает Февральскую, затем Октябрьскую революции. В Акмолинске (ныне – столица Казахстана Астана) он создает общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»). В 1917 г. участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»). Пишет стихотворение «А ну-ка, джигиты», которое считается первым произведением казахской советской литературы, пьесу «Бақыт жолына» («На пути к счастью»). В 1918 г. Сакен вступает в ряды РКП(б), избирается народным комиссаром просвещения Акмолинска.

В 1921 г. Сакен был во всех смыслах «на коне»

Писателю пришлось немало пострадать от белогвардейцев во время гражданской войны. Позже он опишет это время в своем историко-мемуарном романе «Тернистый путь». После взятия белыми Акмолинска Сакен был схвачен и провел 47 дней в печально знаменитом «вагоне смерти» атамана Анненкова, затем в застенках Колчака. Поэту удалось бежать из белогвардейской тюрьмы.

Поэт во главе республики

В 1920 г. первый Всеказахский съезд Советов провозгласил образование Казахской АССР. Казахи впервые со времен легендарного Абылай хана обрели государственность. Сейфуллин вошел в состав правительства в качестве заместителя наркома просвещения, стал главным редактором газеты «Енбекши казах» (наркомом просвещения в то время был видный политический деятель бывший лидер партии «Алаш» Ахмет Байтурсынов). Уже через два года показавший себя талантливым организатором и энергичным руководителем Сакен с легкой руки того же Байтурсынова избирается председателем Совнаркома. Всего два года он занимал этот пост, тем больше впечатляет перечень сделанного и еще больше – того, что, увы, осталось только в проектах.

Музей и памятник С. Сейфуллину в Астане

На посту руководителя республики Сакен прежде всего создал Центральную комиссию по борьбе с последствиями голода (ЦЕКАПОСЛЕДГОЛ). Имеется в виду так называемый первый голод 1919-1922 гг., вызванный продразверсткой и неурожаем.

Сейфуллин считается собирателем казахских земель. Благодаря его стараниям и энергичной принципиальной позиции, к КАССР присоединились Акмолинская, Семипалатинская области, Семиреченская, Сырдарьинская области – всего 40% земель Туркестанской, Хорезмской и Хивинской республик. Республика по размеру стала занимать второе место, уступая только РСФСР.

Как яркий представитель творческой интеллигенции, Сейфуллин на посту главы правительства не забывал и о развитии культуры Казахстана. Одним из первых его декретов стал декрет об учреждении в республике архивного и музейного дела. Несмотря на острую нехватку бюджетных средств, находил деньги для выпуска первого сборника казахского фольклора, профинансировал и непосредственно сам участвовал в съемках первых кинематографических лент о быте казахов, инициировал сбор средств для восстановления мусульманской святыни – музея Ходжи Ахмета Яссави. При его непосредственном участии были приняты исторически важные решения Совнаркома по возвращению казахскому народу исконного самоназвания «казах».

Как не вспомнить в связи с этим слова Мухтара Ауэзова по поводу литературной деятельности писателя: «На всех поэтических перевалах Сакена, с каждой высоты неизменно звучали гордые звуки слов, постоянно обращаясь к прошлой истории народа, к сегодняшнему пробужденному классу своему, ко всем угнетенным трудящимся, и твердили: "Я – не кляча, а тулпар, я – не лунь, а сокол"».

Серп и молот – смерть и голод!

«Рассказывают, адмирал Колчак обмолвился как-то, что казахами управлять проще простого: достаточно уничтожить человек 500 интеллигенции, которую слушается и которой верит народ, – и казахи покорены. Доподлинно неизвестно, говорил ли правитель Сибири эти слова, но при недолгом владычестве Колчака казахская интеллигенция не пострадала не в едином лице» – так начинает одну из глав своей книги «Хроника Великого джута» писатель Валерий Михайлов. Чего не скажешь об Исае Голощекине, который, прибыв в Казахстан в 1925 г., придал той же идее широкий практический импульс. Он занимал должность первого секретаря крайкома ВКП(б) с 1925 по 1933 г., и с его приходом связывают травлю и физическое уничтожение лучших сынов степи. Началось и понижение в карьере Сейфуллина, приведшее в конце концов к тюремным нарам.

Тактика Голощекина в построении счастливого советского общества была предельно цинична: использовать национальную интеллигенцию, приблизить ее к себе «для овладения аульной массой», создать свои кадры и… «отбросить временных союзников».

Первая волна репрессий прокатилась среди «старшего поколения» казахской интеллигенции в конце 1920-х – начале 1930-х годов: Ахмет Байтурсынов, Жусупбек Аймаутов, Макжан Жумабаев – всего 14 общественных деятелей, писателей, поэтов были арестованы и в большинстве случаев расстреляны по сфабрикованным обвинениям. Фактически уже в это время Сакен Сейфуллин, будучи другом и соратником большинства репрессированных, получил свою черную метку. Над ним продолжают сгущаться тучи – его постепенно вытесняют с важных государственных постов, все чаще и острее звучит критика его произведений.

Голощекин тщательно собирал компромат на поэта, не пропустив ни строчки. Хотя принципиальный, не умеющий лицемерить и «руководствоваться в творчестве классовым принципом» Сейфуллин сам подливал масла в огонь. Не забыли поэту стихотворение «Голодный казах». Рассказывая о мальчике, умирающем голодной смертью, поэт вопрошает:

О, братья добрые, благие,
Где ж вы, казахи, дорогие?
Где ж ваши тучные стада?
Иль кто ограбил вас, родные?

Понятно, что ответы на эти вопросы были очень нелицеприятны для советской власти, долгое время стихотворение было запрещенным и обрело известность только в последние годы.

Сакен Сейфуллин в заключении

Не забыли поэту стихотворения «Азия» и «Мать», а последним упреком Сейфуллину стало то, что он свою родную мать поставил выше дела революции. Впрочем, это сейчас кажется абсурдным, Сейфуллину же пришлось оправдываться и отбиваться от обвинений в реакционности и мещанстве.

Припомнили стихотворение, посвященное Льву Троцкому, укорили за вступительное слово ко дню рождения Ахмета Байтурсынова, где были такие слова: «Во имя искренне любимой нации Ахмет готов был вступить в любую партию. Во имя интересов нации он вступил в коммунистическую партию, отделившись от бывших своих соратников».

Даже в своем главном романе «Тернистый путь» Сейфуллин с большим уважением высказывается об опальных деятелях «Алаш-орды». Результат такой политической «недальновидности» в 1938 году был один – обвинение в буржуазном национализме, арест и расстрел…

Минули десятилетия. И нельзя не согласиться с автором книги «Сакен Сейфуллин – председатель Совета Народных Комиссаров Казахстана» Маратом Абсеметовым: «Чем мощнее и величавее будет Казахстан, тем сильнее будет возрастать интерес к образу Сакена».

Интересные факты из жизни Сакена Сейфуллина.

Будучи председателем Совнаркома КАССР Сейфуллин планировал создать идеальный, образцовый город в центре казахской степи. Выбор главы республики тогда пал на Акмолу (сейчас – Астана). Спустя годы мечту Сейфуллина воплотил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Большой любитель игры в шахматы Сейфуллин был знаком с Александром Алехиным. И даже сыграл с ним вничью в 1920 году на сеансе одновременной игры, которыми уже тогда славился будущий чемпион мира.

Сейфуллин стоял у истоков кинематографа Казахстана. В условиях тяжелейшего дефицита бюджета, будучи главой правительства, он «выкроил» средства на покупку кинокамеры и финансирование первых фильмов, лично участвовал в съемке первого фильма о казахах кинооператора Евсея Блехмана.

Сейфуллин – автор перевода «Марсельезы» на казахский язык.

Он официально вернул своему народу исконное историческое название «казахи» вместо неверного «киргизы».

Автор благодарит за консультации Танирбергена Турсынбаевича Садакбаева – кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры казахского языка и литературы КазНТУ им. К. Сатпаева.

Фото – seifullin.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
6221
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика