Армения накануне ратификации договора о членстве в ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Армения накануне ратификации договора о членстве в ЕАЭС

Подписанный 10 октября в Минске президентом Армении Сержем Саргсяном договор о вступлении страны в Евразийский экономический союз должен вступить в силу с 1 января следующего года. Согласно законодательству страны, прежде чем договор будет ратифицирован парламентом страны, он должен быть рассмотрен Конституционным судом на предмет его соответствия Основному закону.

4 ноября стала известна дата рассмотрения Конституционным судом договора – 14 ноября, причем документ будет рассмотрен на закрытом заседании. За день до принятия такого решения в Конституционный суд обратилась общественная (неправительственная) организация «Объединение осведомленных граждан», которая потребовала провести в этих целях открытое заседание суда. Вероятность того, что это требование будет удовлетворено, крайне низка, ибо оно противоречит обычной практике рассмотрения договоров. Исключения из этой практики были крайне редкими. Вероятная дата начала процесса ратификации в парламенте (обсуждение в комиссиях) – 17-18 ноября.

4 ноября в парламенте страны в комиссии по государственно-правовым вопросам состоялось рабочее совещание, которое провел глава комиссии член Республиканской партии Армении (РПА) Ованес Саакян. Среди других был также вопрос о внесении изменений в Таможенный кодекс Армении. Пакет изменений был представлен Министерством юстиции, и очевидно, что парламентарии готовятся к гармонизации таможенного законодательства страны и сближении его с требованиями ЕАЭС.

Что касается правительства, то оно намерено создать Министерство международной интеграции и реформ, которое, по словам главы правительства страны Овика Абрамяна, должно будет курировать сферу сотрудничества Армении как с ЕАЭС, так и с другими объединениями (прежде всего, с Европейским союзом).

Пока же на таможенных пунктах Армении идет пересмотр номенклатуры товаров, проходящих через границу. Речь идет о списке в несколько десятков тысяч товаров, который будет идентифицирован с соответствующим списком ЕАЭС. Предполагается, что на первом этапе это создаст некоторые затруднения для компаний импортеров и экспортеров, поскольку около 20 лет страна пользовалась общим списком товаров, одобренным органами СНГ.

В целом в процессе оформления членства Армении в ЕАЭС по-прежнему остается ряд нерешенных технических вопросов. По словам заместителя министра финансов Павла Сафаряна, по 800 наименованиям импортируемых Арменией товаров переговоры продолжаются. 2 октября проект бюджета на 2015 год был направлен на утверждение правительства. Между тем до 15 октября другой замминистра финансов Сурен Караян вел в Москве переговоры по ставкам таможенных пошлин, однако, по имеющейся информации, их список так и не был до конца согласован. В частности, Казахстан задается вопросом о целесообразности изъятий для Армении по ввозным таможенным пошлинам на автотранспортные средства. Это дало основание П. Сафаряну высказать мнение, что Россия является единственной страной, которая хочет видеть Армению в ЕАЭС.

Согласно расчетам Министерства финансов Армении, в случае согласования всех спорных позиций дополнительно в бюджет поступит 180 млн. долларов, это порядка 60 млрд. драмов. Если направить их в экономику, это может обеспечить 1% прироста ВВП, а это 14 млрд. налоговых доходов. А глава парламентской комиссии по экономическим вопросам Вардан Айвазян в ходе обсуждения проекта госбюджета в постоянных комиссиях Национального собрания сообщил, что от членства в Евразийском экономическом союзе Армения в виде таможенных поступлений может получить от 270 до 300 млн. долларов в год. «Вступление в ЕАЭС положительно повлияет на реальный рост ВВП, поскольку мы получим дополнительные поступления, на доходную часть также повлияет положительно, а на инфляцию может оказать негативное влияние», – заявил в ходе обсуждения проекта бюджета-2015 в парламентских комиссиях и П. Сафарян.

Компетентные финансовые органы в Ереване также провели предварительный анализ того, как скажутся введенные Западом санкции против России на экономике Армении. По их оценке, объемы трансфертов от армянских трудовых мигрантов сократятся до конца года на 25%, и это скажется на росте ВВП, который был запланирован в 5,2%. Предполагается, что к концу года рост ВВП составит порядка 3%. В целом негативное воздействие на рост ВВП Армении от санкций западных и союзных им государств оценивается в 2%. Конечно, возможны колебания как в сторону увеличения, так и уменьшения этого показателя. Запланированный в бюджете рост ВВП на 2015 год составляет 4,1%, но пока нет никакой ясности в том, будет ли он обеспечен в сложившейся ситуации.

Одновременно с непростой социальной ситуацией в стране происходят сложные политические процессы, зримым проявлением которых стала мощная митинговая кампания, инициированная тремя оппозиционными парламентскими партиями («Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс» и «Наследие»). Напомним, в октябре в Ереване состоялись два многотысячных митинга, суть требований которых сводится к тому, что президенту страны С. Саргсяну следует отказаться от идеи проведения «конституционной реформы» с тем, чтобы трансформировать Армению в парламентскую республикуКроме того, оппозиция настаивает на мирной и конституционной смене власти в стране через досрочные парламентские и президентские выборы. При этом предполагается внести ряд существенных поправок в действующее избирательное законодательство, что должно минимизировать возможность выборных фальсификаций, в том числе с использованием пресловутого административного ресурса.

Одновременно с трибуны митинга лидером партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном была озвучена своеобразная дорожная карта мирной и конституционной смены власти, а также объявлено, что для более высокого уровня мобилизации общества объединенная оппозиция намерена начать открывать свои штабы по всей стране.

В свою очередь, лидер партии «Армянский национальный конгресс» первый президент Армении Левон Тер-Петросян в своем выступлении на митинге 24 октября достаточно подробно остановился на вопросах членства Армении в ЕАЭС. Суть его высказываний сводилась к тому, что оппозиция поддерживает участие страны в евразийских интеграционных процессах, выражая уверенность в том, что в составе ЕАЭС Армению можно превратить в правовое государство, соответствующее европейским или общечеловеческим ценностям. Глава АНК напомнил о своих более ранних интервью, где он характеризовал процесс сближения Армении с ЕАЭС как необратимый, что «означает, что в обозримом будущем наша страна будет жить в рамках этой структуры. Соответственно, любые конвульсии в связи с этой реальностью отныне являются запоздалыми, бессмысленными и вредными». Кроме того, он привёл в пример Украину, которая «…на сегодня оказалась в столь плачевном состоянии».

По словам лидера АНК, Армения, став членом ЕАЭС, претендует в будущем оказаться в ряду процветающих и мощных государств. «Неужели кому-то сложно понять, что хотя бы в случае 10% потерь, выпавших на долю Украины, Армения исчезла бы с карты мира? Странно, что даже Запад воспринял это нормально, в то время как некоторые люди продолжают выступать против ЕАЭС. Горстка людей никоим образом не желает считаться с реальностью, пытаясь спровоцировать в Армении искусственные антироссийские настроения и не понимая, что нет даже почвы для этого», – заявил Л. Тер-Петросян. Не лишним было также указание на то, что в антироссийских акциях в Армении участвует не более 30 человек, включая журналистов, освещающих эти акции. Конечно, не 30, добавим от себя, но всё равно это абсолютное меньшинство армянского общества. Пусть и проявляющее чрезмерную активность.

Лидер партии «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян – за членство Армении в ЕАЭС…

Некоторые представители ангажированных организаций и групп говорят о якобы неизбежной в случае окончательного присоединения Армении к ЕАЭС потере страной своего суверинитета. Отвечая на это, Л. Тер-Петросян отметил: вступая в состав любого международного союза, государства так или иначе частично теряют свой суверенитет. «Существует устав, которому подчиняются все эти государства – США, Франция и другие. А это означает, что если даже вместо ЕАЭС Армения подписала бы соглашение об ассоциации с ЕС или даже вступила бы в ЕС, она все равно бы лишилась части суверенитета, возможно, даже большей, нежели в случае с ЕАЭС. И Армения будет такой же суверенной страной в составе ЕАЭС, какими являются РФ, Беларусь и Казахстан». И действительно, в пору рассуждений о «европейском рае» тема суверинитета, мягко говоря, не слишком педалируется. Что лишний раз свидетельствует в пользу искусственного характера подобного рода пропагандистских конструкций оппозиции.

Итоги оппозиционного митинга не остались без внимания в посольстве РФ в Ереване. 25 октября на коротком брифинге для журналистов посол России Иван Волынкин отметил, что «вступление Армении в ЕАЭС поддерживают почти все представители оппозиции. Членство Армении в ЕАЭС – правильное стратегическое решение, которое вовсе не означает, что тем самым закрываются двери для сотрудничества с другими странами».

«Почти все» – это, безусловно, намек на партию «Наследие», депутат от которой недавно побывавшая в США Заруи Постанджян уже объявила сторонников членства страны в ЕАЭС в предательстве национальных интересов страны.

А депутат от партии «Наследие» Заруи Постанджян – против

В то же время многотысячные акции оппозиции не преследуют своей целью оказать давление на руководство страны с тем, чтобы оно отказалось от членства в ЕАЭС. Это указывает на то, что процесс ратификации договора в парламенте не столкнётся с противодействием основной части депутатов, представляющих оппозицию: две из трех партий, проводящих многотысячные митинги, документ поддержат.

Тем не менее можно предположить, что парламентские дебаты будут непростыми, ибо желающих разобраться с деталями представленного документа может оказаться достаточно много. Тем не менее из общего количества в 131 депутата против договора вряд ли проголосует более десятка.

Однако ратификация договора – это не финальная точка процеса, а не более чем пролог к новому этапу экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС. Предстоят еще и непростые переговоры с ВТО, необходимо будет тщательно обходить геополитические рифы и, наконец, максимально эффективно использовать открывающиеся возможности.

_____________

Фото – ru.aravot.am

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3079
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика