Возвратившись в лоно России, Крым стал активно встраиваться в её информационное поле, что сопровождалось масштабными изменениями в массмедийной среде. Эта трансформация ещё не завершилась, но общая конфигурация и основные компоненты нового информационного ландшафта республики уже различимы.
* * *
События конца февраля – марта 2014 г. поместили Крым в фокус мирового внимания. На полуостров прибыло множество журналистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Для оказания им содействия в Симферополе открылся специальный пресс-центр. Между тем многие иностранные корреспонденты в своей деятельности вовсе не стремились к объективности и честности. Это были «солдаты» информационной войны, развязанной Западом против России. Они намеренно извращали суть происходящего в Крыму, в чём несложно убедиться, просмотрев публикации ведущих западных изданий в период «крымской весны».
Необходимость противодействия оголтелой антироссийской пропаганде, исходящей от Запада и Украины, осознавалась крымской общественностью. В начале марта неравнодушные журналисты и патриоты объединились в «интернет-ополчение». На базе движения «Крымский фронт» был запущен информационный пресс-центр, предоставлявший возможность выступить всем желающим – общественникам, политикам, представителям национальных общин и просто неравнодушным к происходящему на полуострове крымчанам.
В мировом масштабе Россия нередко проигрывает информационные сражения, но на крымском информационно-идеологическом поле боя ей удалось быстро победить. Переломным моментом стало включение на территории полуострова трансляции российских телеканалов вместо украинских. Во-первых, это означало вхождение Крыма в информационную орбиту России и предвещало воссоединение с ней. Во-вторых, данная мера позволила уберечь крымчан от психологических потрясений, оградить их от беспрерывных потоков лжи и антироссийской истерии, распространяемой украинскими телеканалами.
Вслед за телеканалами на территории полуострова начали вещание российские радиостанции, а российские газеты и информационные агентства стали открывать свои филиалы и создавать корреспондентские сети. Круглосуточную трансляцию в Крыму запустила государственная радиостанция «Голос России», своё представительство в Симферополе открыла правительственная «Российская газета». Штат сотрудников увеличила крымская редакция газеты «Московский комсомолец», а международное информационное агентство «Россия сегодня» создало отдельную рубрику под названием «Крым сегодня». Свои корпункты на полуострове развернули РИА «ФедералПресс» и еженедельник «Аргументы и факты».
В середине марта начало работу информационное агентство «Крыминформ», учреждённое руководством Крыма для надёжного и оперативного освещения событий на полуострове и вокруг него. По всей видимости, оно должно заменить прежнее ведущее государственное интернет-СМИ республики – Крымское информационное агентство.
В июле в Симферополе состоялась презентация интернет-портала «Зеркало Крыма», в команду основателей которого вошёл президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов. В августе вышла в свет еженедельная газета «Новый Крым», собравшая в своём коллективе маститых крымских журналистов с богатым опытом работы.
В сентябре громко заявил о себе новый медиахолдинг «Скиф-Медиа», претендующий на крупный сегмент крымского медийного рынка. По информации СМИ, его собственником является близкий к кругам В. Януковича украинский олигарх Сергей Курченко. В холдинг входит новое информагентство «Крым Медиа», крымские издания газет «Теленеделя», «Коммерсант» и «Комсомольская правда» («Скиф-Медиа» купил лицензии на их издание в Крыму). Также в планах медиакомпании приобретение лицензий на вещание в Крыму ряда российских радиостанций.
В начале ноября на базе гостелерадиокомпании «Крым» было зарегистрировано пять новых СМИ: телеканалы «Первый крымский» и «Крым 24», а также радиостанции «Крым», «Крым. Точка» и «Море». В то же время профильные структуры в республиканском правительстве озадачились проблемой вывода крымской тележурналистики из застоя.
10 ноября с представителями крымских СМИ встретился министр внутренней политики, информации и связи РК Дмитрий Полонский
* * *
Помимо новых СМИ, в крымском информационном пространстве продолжают работать и некоторые прежние. Например, газета «Крымские известия» остаётся официальным печатным изданием парламента Республики Крым. А «Крымская газета», одна из старейших на полуострове, была преобразована в государственное учреждение РК и получила статус официального печатного органа крымского правительства.
По всей вероятности, продолжат свою деятельность на полуострове и «старые» крымские СМИ российского патриотического толка. К ним следует отнести газету «Крымская правда», интернет-издание «Крымское Эхо», информационные порталы «Новоросс.info» и «Непокорённый Крым», информагентство «Русский навигаторъ», севастопольский новостной портал «ForPost» и другие. За исключением «Крымской правды», перечисленные информационные ресурсы не могут похвастаться высокими рейтингами цитируемости и обширной читательской аудиторией, но именно они годами помогали поддерживать в Крыму русский дух, без которого возвращение в Россию могло бы не произойти.
При обзоре информационного ландшафта Крыма выделяется также условная группа частных крымских СМИ, чья редакционная линия основывается на чёткой подстройке под власть. В эту группу входят телеканалы ТВ FM, ТВ FM 1 и ТВ FM 2 (холдинг «Медиагрупп "ФМ"»), информационное агентство «Е-Крым» и Транс-М-радио (ООО «КрымМедиаХолдинг»), а также медиапара в составе телекомпании ИТВ и газеты «Крымский телеграф». Как правило, принадлежат такие массмедиа известным крымским политикам и бизнесменам.
Интеграцию Крыма в информационную систему России тормозит то обстоятельство, что многие крымские СМИ до последнего затягивают с переходом в правовое поле РФ. Так, по данным Роскомнадзора, по состоянию на середину октября перерегистрировались в соответствии с российским законодательством лишь 48 средств массовой информации, что составляет около 15% из всех СМИ Крыма и Севастополя. Это притом, что оформить российскую лицензию по упрощённой процедуре и без госпошлины можно лишь до 1 января 2015 г.
Возможно, в какой-то степени уменьшению числа СМИ, желающих зарегистрироваться по российским правилам, способствовали недавно принятые Советом Федерации изменения в закон «О средствах массовой информации». Они касались ограничения доли участия иностранного капитала в учреждении российских СМИ. В то же время немало крымских интернет-изданий существует как раз за счёт иностранных грантов, либо находится в собственности украинских бизнесменов. По сведениям экспертов, в последние годы пребывания Крыма в составе Украины до 90% республиканской прессы контролировалось Киевом. После воссоединения полуострова с Россией украинские телеканалы и информагентства свернули свои крымские редакции и корреспондентские пункты.
Показательно, что российские либерально-оппозиционные СМИ не заняли сколько-нибудь заметных позиций на крымском медиарынке. Ни радиостанция «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь», ни «Новая газета» и сайт «Slon.ru», ни другие аналогичные по направленности ресурсы не пользуются популярностью у крымчан и не оказывают зримого влияния на их настроения. Исключение составляют лишь информационные агентства «Аргументы недели» и «Новый Регион», закрепившиеся в Крыму ещё в годы украинской власти.
* * *
Но не всё так безмятежно. На полуострове по-прежнему функционирует ряд информационных агентств и веб-сайтов, являющихся оружием Запада и его марионетки-Киева в информационной войне против России на крымском фронте. В первую очередь к ним относятся интернет-сайт «Крым. Реалии» (проект американского «Радио Свобода») и портал «События Крыма». Оба этих ресурса прямо или косвенно финансируются из западных фондов, управляются из-за пределов Крыма и нацелены на демонизацию России, очернение имиджа Крыма в мире и нагнетание гражданской напряжённости в регионе. Тут невольно вспомнишь строки Сергея Михалкова: «Наше хают и бранят… А сало... русское едят!»
Несколько меньшую предвзятость к России и освещению событий в Крыму демонстрируют портал «Новости Крыма за 15 минут», крымско-татарский телеканал «ATR», радио «Meydan», информационное агентство «Крымские новости» (QHA) и интернет-издание «Центр журналистских расследований». Первые три принадлежат российскому бизнесмену Ленуру Ислямову, четвёртый получает помощь от турецких доноров, а пятый имеет финансовую поддержку по линии посольства США на Украине, агентства США по международному развитию (USAID) и международного фонда «Возрождение».
Средства массовой информации, являющиеся, по сути дела, агентами информационного влияния Запада и украинского режима в Крыму, громко жалуются на ущемление свободы слова и прессинг со стороны «оккупационных властей» полуострова. На поверку выясняется, что они скорее пытаются назначить «виноватого» в собственных проблемах, связанных с финансированием или несением ответственности за нарушения российского законодательства. Здесь уместно вспомнить отключение от вещания «Черноморской ТРК» из-за накопившихся долгов перед Радиотелевизионным передающим центром Крыма, а также предостережения крымской прокуратуры в адрес газеты нелегального меджлиса «Авдет» и крымско-татарского телеканала «ATR» о недопущении пропаганды экстремизма.
* * *
Ограниченные в возможностях безнаказанно вести антироссийскую подрывную деятельность в крымской прессе информационные диверсанты устремились в блогосферу и социальные сети. Виртуальные плацдармы у них были подготовлены заранее.
В последние годы американские спонсоры выделяли средства на реализацию в Крыму программ по обучению молодых блогеров, пишущих на социально-политические темы. Например, в октябре прошлого года «Крымский независимый центр политических исследователей и журналистов» при поддержке посольства США на Украине презентовал проект «Поддержка и развитие сети крымских блогеров». Скорее всего, сегодня эта «сеть крымских блогеров» втянута в разразившуюся информационную войну против России. Неспроста же заокеанские грантодатели оплачивали её создание.
Информационная война ведётся и в социальных сетях, имеющих особую популярность у молодёжи, в том числе крымской. В них появилась масса групп и сообществ, насквозь пропитанных антироссийской пропагандой и специально сориентированных на крымскую аудиторию. В эти группы активно завлекают крымскую молодёжь, пытаясь привить ей ненависть к России и всему русскому. Также важно учитывать, что Соединённые Штаты неплохо освоили методику вовлечения представителей молодого поколения в различные «цветные революции» с помощью социальных сетей.
* * *
Интеграция Крыма в информационное поле России повлекла за собой перестройку всей массмедийной конструкции полуострова. Но уже сегодня можно констатировать, что Крым не является слабым звеном в системе информационной безопасности России. Серьёзных угроз для неё на крымском фланге не просматривается, хотя имеют место целенаправленные попытки привнести в регион деструктив извне. Достойно им противостоять – совместная задача Российского государства и крымского народа.
____________
Фото – http://www.mlg.ru; http://www.novoross.info/; http://minfo.rk.gov.ru