Все, кто интересуется положением православных христиан на землях Украины, сегодня должны ясно понимать: власть, установленная после февральского переворота и свержения легитимного президента, неприязненно и во многом враждебно относится к Украинской Православной Церкви. В связи с этим положение священнослужителей и мирян УПЦ, особенно на фоне уже начавшихся притеснений и постоянных угроз, вызывает горечь и тревогу.
Причины враждебности известны. И дело не только в упоминании московского патриарха во время богослужения (слово «московский» даже в самом безобидном контексте, благодаря телевизионной пропаганде, часто вызывает злобные судороги), всё значительно глубже.
Церковное, каноническое единство с Русской церковью и Московским патриархатом, пожалуй, последнее, что ещё напоминает о былом единстве народа Руси. А поскольку в основу идеологии государства Украина заложена идея отдельности украинцев и вечной враждебности русских, и поскольку стараниями тех же СМИ как минимум половина населения убеждена в том, что Россия ввела свои войска на территорию Украины, врагам Церкви и противникам единства нетрудно объявить УПЦ чуть ли не агентом агрессора (что уже делается).
Не стоит забывать, что движущей силой «майданной революции» явились представители Галичины, воспитанные в униатстве, а значит, в ненависти к Православию и к России. Напомним, как во время событий на майдане униатские священники (парохи) открыто призывали к убийствам. Теперь же, особенно после выборов Верховной рады, можно говорить о «львовском парламенте». А это ничего хорошего нашей церкви не обещает.
Кроме того, на верху властной пирамиды находятся люди, для которых православная вера является чуждой и вполне достойной гонений. О «пасторе Турчинове» и его протестантской деноминации (баптист) не знает только ленивый. Однако другой влиятельнейший персонаж украинского политикума А. Яценюк, хоть и скрывает свою духовную ориентацию и называет себя с гордостью греко-католиком, на самом деле является членом более всего распространённой в США секты сайентологов. Да, Яценюк отрицает тот факт, что он и его сестра – гражданка США, занимают весьма высокое положение в секте. И есть причина скрывать. Ведь в учении основателя секты сайентологов Рона Хаббарда высказывается симпатия и даже приверженность фашизму. Адептам организации ради «главной цели» разрешается лгать и наносить вред окружающим.
Разумеется, Православная Церковь, проповедующая мир, любовь, единение в Боге, призывающая помнить подлинную историю Святой Руси, вызывает агрессию со стороны сектантов и раскольников всех мастей. И к тому же откровенно мешает главным организаторам февральского переворота – Соединённым Штатам. Их политика уже многие годы направлена на развал России, а в нашей УПЦ они видят стремление к единению, миру, отрицанию выгодной американцам войны, хаоса, экономической разрухи.
Все перечисленные факторы делают положение УПЦ МП на земле Украины весьма тяжёлым. И неудивительно, что в авангарде притеснений стали члены организации, именующей себя «церковью киевского патриархата». Отлучённый от Церкви в 1995 году Михаил Денисенко, он же лжепатриарх Филарет, почувствовал безнаказанность. Как «патриот» разжигая антимосковские настроения и перетягивая на свою сторону крайне правых (по сути, нацистов), он приступил к массовым захватам православных храмов канонической церкви. При этом чинится насилие, и уже льётся кровь.
Вот характерный пример. Совсем недавно пишущий эти строки получил весьма поздний звонок по телефону. Сообщалось: в Переяславе-Хмельницком (120 км от Киева) идёт захват храма УПЦ. Люди в камуфляжной форме с битами в руках срезали замки храма, взломали двери и требуют от собравшихся безоружных прихожан перехода в «киевский патриархат». После двух моих обращений по телефону к людям, связанным с митрополией нашей церкви, стало ясно, что обращаться к милицейскому руководству бесполезно – сотрудники МВД не будут вмешиваться. Во-первых, получили такую установку. А во-вторых, попросту боятся радикалов, которых у нас не преследуют и не судят. К счастью, вмешательство мэра и местных верующих позволило конфликт на время погасить. Однако своих намерений ни радикалы, ни их заказчики «филаретовцы» и не думают оставлять. Подобная наглость имеет лишь одно объяснение – их поддерживает власть. Всего же на Украине, в Ровенской, Тернопольской, Волынской и Львовской областях, уже полностью захвачено раскольниками 10 храмов. И ещё большее количество храмов находится под давлением, угрозами штурма. В том числе величайшая святыня мирового Православия – Киево-Печерская лавра.
А что же президент П. Порошенко? Ведь многие помнят знаменитое фото, где Пётр Алексеевич, одетый в стихарь, с иконой в руках как прихожанин Ионинского монастыря в Киеве идёт с крестным ходом. К сожалению, он не останавливает беззакония. Известно, что УПЦ и её новый предстоятель Блаженнейший Онуфрий не раз обращались за помощью и защитой к высшей власти. Однако положительных результатов не наблюдается. Более того, церковное поведение президента Украины вызывает недоумение. Он, называя себя православным христианином, позволяет себе вместе с семьёй «причащаться» у греко-католиков. Или молиться с раскольниками Филарета. Хотя подобные деяния, согласно канонам, заслуживают отлучения от церкви. Похоже, политическая целесообразность для него важнее веры. Но в таком случае есть ли она у президента вообще?
Осложняет нашу церковную ситуацию и существование всё той же пятой колонны среди священства и епископата, которая ратует за отделение от Московского патриархата и либо создание украинской поместной церкви, либо самочинный переход под омофор Константинопольского патриарха. Эта группа священства и раньше была чрезвычайно активна. Сегодня же, ощутив поддержку в своих попытках внести «национальное», а фактически националистическое в ограду Церкви, она стоит в первых рядах ненавистников и «проклинателей» России, президента Путина и вообще всего русского.
С тяжёлым чувством довелось недавно прочесть на родном приходе что-то вроде листовки-инструкции. Вывешенная на видном месте инструкция гласила о том, что украинская поместная церковь «уже есть», что «московский патриархат» выдуман Филаретом, что «мы» – самая настоящая патриотическая церковь, собирающая средства для бойцов АТО. И главное, без всякого стеснения в ряду поместных церквей вместе с Иерусалимской, Сербской, Грузинской, Русской называлась Украинская поместная церковь. То есть людям предлагалась откровенная ложь, поскольку УПЦ – часть Русской церкви, и никто законным образом этого положения не отменял. После попыток выяснить, чья это «самодеятельность», оказалось: распространить инструкцию, призванную в глазах верующих изобразить нашу церковь национально ориентированной, велел своим приказом благочинный. И ослушаться никто не посмел.
Одним словом, УПЦ и её верные при новой киевской власти поставлены в положение подозрительной «организации», которая подвергается критике и злобным насмешкам «демократических» СМИ и часто вызывает раздражение у высших чиновников (известно, как премьер и сектант Яценюк прилюдно отчитал православного митрополита).
Украинские боевики ведут обстрел Свято-Иверского монастыря и прилегающего к нему кладбища зажигательными снарядами
Службы в Новороссии нередко идут в разрушенных от обстрелов и бомбежек храмах
На что же мы, чада Украинской Православной Церкви, надеемся? На кого уповаем? Поверьте, то, что сейчас будет сказано, не является фигурой речи, но в последнее время стало убеждением.
Надеемся, что Бог услышит молитву Святейшего Патриарха Кирилла, Блаженнейшего Онуфрия и всей полноты Христовой Церкви о мире, о вразумлении заблудших на землях Украины. Надежду нашу поддерживает история единой некогда страны. Мы знаем, как народ Святой Руси по молитвам ко Христу и Богородице не раз был избавлен от нашествия иноплеменников, голода, болезней духовных и телесных. Мы верим нашему новому предстоятелю. Митрополит Онуфрий, как и в тяжких 1990-х, являет миру своё мужество в защите канонов, в борьбе с расколом. Вот и недавно, вопреки «политической осторожности», он отслужил на Куликовом поле панихиду в память убитых, сожжённых и замученных в одесской Хатыни.
Но, повторимся, более всего мы должны помнить евангельскую заповедь «не надейтеся на князи, на сыны человеческия» и уповать на Господа, на молитвы святых, а не на украинскую власть. К тому же рассчитывать там особенно и не на кого.
____________
Фото – http://www.ridus.ru/news/171052