В конце октября руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов ответил на вопрос о том, как именно будет строиться взаимодействие «материковых» государств Евразийского экономического союза со странами, не имеющими с ними общей границы, например с Арменией. В перспективе эта схема вполне может быть использована и как модель для сотрудничества с другими «внешними» государствами.
Технология такого взаимодействия довольно проста. Для доставки товаров из Армении в другие страны ЕАЭС и обратно будут использоваться автомобильные перевозки через территорию Грузии посредством пропускного пункта Верхний Ларс – Казбеки или морские перевозки – через порт Поти. Использование этих маршрутов уже обсуждается с грузинскими и турецкими таможенниками. «Пункт пропуска Верхний Ларс – Казбеки подвержен изменению климатических условий, – пояснил А. Бельянинов. – Периодически пропускной пункт закрывается, например, из-за схода лавин, поэтому мы рассматриваем также и другие варианты. Авиационные перевозки тоже никто не закрывал. Другое дело, что это дорогостоящий вид транспорта». Для обсуждения всех этих вопросов в ноябре запланирована четырехсторонняя встреча с участием российских, грузинских, турецких и азербайджанских таможенных служб.
Такая модель, естественно, не лишена недостатков, которые тем не менее отнюдь не являются непреодолимым препятствием для участия Армении в евразийской интеграции. До сих пор опыта сотрудничества со страной, не имеющей с «континентальными» государствами ТС общей границы, у евразийской «тройки» не было. По признанию А. Бельянинова, это создает дополнительные сложности. Однако решаться они должны не таможенными службами, а методами логистики – транспортировки армянских товаров в страны ТС через территорию других государств.
Ключевое значение для реализации модели «внешнего» членства Армении в ТС, который с 1 января 2015 г. превратится в ЕАЭС, приобретает Грузия. Альтернативой ей мог бы служить Азербайджан, но отношения между Ереваном и Баку из-за карабахского конфликта остаются крайне натянутыми и потому основной объем товарооборота Армении со странами СНГ осуществляется именно через Грузию. У Тбилиси, в свою очередь, после «пятидневной» войны 2008 г. сохраняются конфликтные отношения с Москвой. Грузия, в частности, категорически отказывается возобновить железнодорожное сообщение России с Арменией по одному из самых удобных маршрутов – через территорию Абхазии вдоль побережья Черного моря. Более того, в рамках «Восточного партнерства» с ЕС Тбилиси намерен обустроить свои пограничные пункты, планируя начать их строительство на границах с Азербайджаном и Турцией.
Правда, после ухода с поста президента М. Саакашвили в российско-грузинских отношениях наметились позитивные сдвиги. Стремясь нормализовать отношения, Россия постепенно снимает торговые ограничения, введенные в период кризиса. Так, с 10 ноября Россельхознадзор разрешил поставки на российский рынок грузинских сушеных ягод и фруктов. О важности российского рынка для Грузии в интервью «Российской газете» рассказал заместитель председателя правительства Грузии Каха Каладзе. По его словам, за 10 месяцев этого года его страна экспортировала почти 50 млн. бутылок вина в 42 страны, получив в качестве доходов казны 158 млн. долл., что на 49% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом доля России в экспортных поставках грузинского вина составила 32 млн. бутылок, или 64%. И это в условиях, когда с 2006 по 2013 г. грузинские вина на российский рынок вообще не поставлялись. Обострять в такой ситуации отношения с Москвой Тбилиси невыгодно.
Ситуация может серьезно обостриться в случае попытки реализации в Грузии украинского сценария, о вероятности которого аналитики заговорили после отстранения от должности в начале ноября министра обороны Ираклия Аласании, сторонника М. Саакашвили и евроатлантической интеграции. В крайнем случае, Ереван может воспользоваться альтернативными транспортными коммуникациями через Турцию и Иран, которые вряд ли обрадуются возникновению на Кавказе очередного очага нестабильности с перспективой ее перерастания в новую региональную войну.
Несмотря на отсутствие общей границы с «континентальными» странами ТС, перспективы членства в этом объединении власти Армении оценивают позитивно. По словам премьер-министра республики Овика Абрамяна, продукции, произведенной на территории страны, будет легче выходить на огромный рынок с населением 170 млн. человек. «Создается возможность без таможенных пошлин ввозить сырье из стран ЕАЭС, – заявил он в интервью ТАСС, – что существенно поднимет конкурентоспособность армянской продукции на рынках третьих стран».
При ведении торговли внутри Евразийского союза таможенное оформление товаров не производится, в результате чего сокращаются финансовые издержки и сроки оформления документов. Вместо этого на товар оформляется сертификат соответствия, который действует как в самой Армении, так и в других государствах союза. В состав ЕАЭС Армения, как подтвердил 14 ноября президент Серж Саргсян, намерена окончательно войти к 1 января 2015 г.
Модель «внешнего» членства в ТС и ЕАЭС может представлять интерес для тех стран СНГ, которые, как и Армения, не имеют с «материковыми» государствами союза общей границы. Таджикистан, например, заявив о намерении вступить в ТС, оговорился, что делать это имеет смысл только после присоединения к союзу Киргизии, так как транспортное сообщение республики с Казахстаном и Россией через территорию Узбекистана сегодня затруднено. Между Душанбе и Ташкентом, так же, как у Еревана с Баку, сохраняются весьма напряженные отношения, связанные с целым рядом нерешенных экономических и политических проблем. Узбекистан, в частности, долгое время блокировал поставки в Таджикистан по железной дороге грузов, которые могли быть использованы для возведения Рогунской ГЭС. Однако пример Армении показывает, что при желании решить проблемы логистики и транспортного сообщения с партнерами по Евразийскому союзу можно даже при отсутствии общей границы.
Схожая модель может представлять интерес для зарубежных государств, которые планируют работать с ЕАЭС на основе создания не Таможенного союза, а зоны свободной торговли. Возможность такого взаимодействия с Евразийским союзом в настоящее время рассматривает Индия, которая, по словам профессора Дипломатической академии МИД РФ А. Володина, планирует тем самым резко расширить свои внешнеэкономические возможности. Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индией может способствовать и активизации давно обсуждаемого проекта транспортного коридора Север-Юг, который позволит связать рынки Южной Азии, стран СНГ и Европы. Помимо Индии возможность создания зоны свободной торговли с ТС рассматривают Вьетнам, Сирия, Египет, Израиль, Сербия, Черногория и Новая Зеландия. Почти все они имеют выход к морю и могут задействовать морские перевозки, что значительно удешевляет доставку грузов.
По словам председателя правительства РФ Д. Медведева, ЕАЭС может также создать зону свободной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. «Мы [ЕАЭС] в индивидуальном порядке ведем переговоры о создании зон свободной торговли, ближе всего продвинулась Социалистическая Республика Вьетнам», – заявил глава российского правительства на саммите АСЕАН 13 ноября. Более того, модель взаимодействия с Вьетнамом уже почти согласована.
Если этот опыт окажется удачным, то его можно использовать и в отношении остальных стран АСЕАН, которые об этом просят. Речь в данном случае идет не о Таможенном союзе, который предусматривает гораздо более глубокий уровень интеграции, включая введение единого таможенного тарифа и создание наднациональных регулирующих органов, а именно о зоне свободной торговли. Принимать эти страны в состав ЕАЭС, в рамках которого будет обеспечено свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, не планируется.