Центральная Азия как центр Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Центральная Азия как центр Евразии

Хотя страны Центральной Азии не входят в состав участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, решения, принятые на состоявшемся 10-11 ноября в Пекине саммите организации, открывают перед государствами региона значительные перспективы развития и повышения их влияния на огромном пространстве от Лиссабона до Токио и от Канберры до Мурманска.

* * *

Прошедшая на фоне сложнейшего мирового геополитического противостояния встреча азиатско-тихоокеанских партнеров, словно специально состоялась для того, чтобы усилить роль Центральной Азии. Прежде всего, речь идет о решении Китая выделить 40 млрд. долл. в Фонд Шелкового пути и оказать помощь соседним странам в подготовке 20 тыс. специалистов в течение пяти лет. Предусматривается создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, штаб-квартира которого будет располагаться в Пекине, с прогнозируемым уставным капиталом в 100 млрд. долл. Начало работы АБИИ планируется на конец 2015 г. Этот проект увязывается с реализацией китайского плана «Нового шелкового пути» и «Морского шелкового пути», в которых заинтересованы многие страны АТР, Центральной и Южной Азии.

Китайский лидер Си Цзиньпин подчеркнул, что его страна будет оказывать содействие в строительстве транспортных, электрических, телекоммуникационных сетей и других объектов инфраструктуры странам, находящимся вдоль «Экономического пояса Шелкового пути» (Сиань – Урумчи – Казахстан и страны Средней Азии – Ближний Восток и Европа). Кроме того, планируется создание единой зоны свободной торговли в странах АТЭС.

Это крайне выгодно государствам Центральной Азии, поскольку при реализации этих проектов регион становится центром пересечения всех торговых путей, получая одновременно выходы как на пространство Тихого океана, так и Европы. Дополнительным успехом саммита можно считать и урегулирование ряда потенциальных угроз и противоречий, грозящих превратить ЦА из зоны стабильности и экономического развития в раздираемую крупными геополитическими игроками территорию противостояния.

Напомним, что США до последнего момента пытались сорвать китайский план по созданию азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли. 10 ноября прибывший на саммит АТЭС Б. Обама провел в американском посольстве в Пекине встречу с представителями 12 государств, которые выступают в поддержку Транстихоокеанского партнерства (ТТП), куда не входят Россия и Китай. Единственной целью альтернативного АТЭС договора являлось снижение влияния Китая и России в АТР. Тем не менее все государства-участники саммита присоединились именно к китайскому предложению. По словам президента РФ В. Путина, АТЗСТ является реальной альтернативой ТТП и базируется на более удобных и понятных принципах, предполагающих равенство всех сторон. (1) Важность именно такого сценария для стран Центральной Азии вполне очевидна, поскольку реализовать свои экономические интересы в наиболее динамично развивающемся регионе мира они способны лишь в рамках проектов, участниками которых являются Китай и Россия. РФ уже заявила о том, что Евразийский союз, в котором также принимают участие Казахстан и ведущая переговоры о вступлении Киргизия, готов присоединиться к этой зоне свободной торговли. Таким образом, ЗСТ должна объединить как евразийский проект на пространстве бывшего СССР, так и тихоокеанские процессы экономической интеграции, которые при других условиях могли бы выступить конкурентами.

Что касается эпохального проекта «Шелкового пути», его значение именно в нынешнем варианте для центральноазиатского региона сложно переоценить. Напомним, что в 1993 г. в Брюсселе Европейская комиссия озвучила американскую концепцию «Нового шелкового пути», которая предусматривала интеграцию в мировую экономику новых независимых государств Центральной Азии через разветвленную транспортную и коммуникационную сеть ТРАСЕКА. Хотя в 1998 г. страны ЦА под давлением США подписали соглашения о создании железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, проект так и не получил развития. Причиной является то, что главной задачей проекта было отнюдь не развитие инфраструктуры, а лишь разрушение глубоких экономических и инфраструктурных связей ЦА с Россией. В частности, по словам эксперта Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса А. Фархади, «Соединенные Штаты должны взять инициативу в свои руки и выработать долгосрочную стратегию для региона. Мы должны проложить в регион Новый шелковый путь, потому что если мы этого не сделаем, то этот пробел восполнят другие, например Россия, Китай».

По традиции во время саммита АТЭС лидеры стран-участниц надевают костюмы, выдержанные в стиле принимающей страны

* * *

Помимо формирования единого и дружественного геополитического пространства, где Центральная Азия неизбежно станет ключевым регионом, формирование «Нового шелкового пути» несет государствам этого региона прямые экономические выгоды. Если в первоначальном китайском проекте «шелковый путь» должен был проходить через Центральную Азию на Ближний Восток, агрессивная политика США сделала этот маршрут невозможным. Разрушенные нападениями Вашингтона Афганистан, Ирак и Сирия слабо подходят для создания там торговых путей. Прокладка нового маршрута «шелкового пути» становится невозможной без России, что, в свою очередь, резко повышает важность Центральной Азии.

В этом контексте совершенно логичным выглядит предложение президента Казахстана Н. Назарбаева, заявившего, что, «поскольку Казахстан находится в самом сердце азиатского континента, мы бы хотели внести предложение о том, чтобы перенести штаб-квартиру проекта Шелкового пути в Алматы. Соединив государства Азии и Европы, этот маршрут станет крупнейшей транспортной системой в мире». (2) Отлично понимая роль страны в формировании всеевразийского пространства торговли, Н. Назарбаев в обращении к соотечественникам презентовал новую программу развития страны «НҰРЛЫ ЖОЛ – путь в будущее» (3), которая, среди прочего, предусматривает разработку плана инфраструктурного развития.

Уже сейчас видно, что планы, на реализацию которых выделяются огромные средства из стабилизационного фонда Казахстана, тесно связаны с проектом «Нового шелкового пути». В частности, речь идет о развитии транспортно-логистической инфраструктуры по принципу хабов. Инфраструктурный каркас должен связать макрорегионы с Астаной и между собой магистральными автомобильными, железнодорожными и авиа линиями. Планируется реализовать автодорожные проекты Западный Китай – Западная Европа, Астана – Алматы, Астана – Усть-Каменогорск, Астана – Актобе – Атырау, Алматы – Усть-Каменогорск, Караганда – Жезказган – Кызылорда, Атырау – Астрахань. Будет продолжено создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны, например, паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты–Ерсай. Президент поручил правительству проработать вопрос строительства или аренды терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.

Одновременно прозвучавшее на саммите АТЭС предложение В. Путина (4) государствам АТР принять участие в создании трансазиатского транспортного хаба, включающего в себя модернизацию Транссиба, БАМа, строительство «сухих» и обычных портовых комплексов, означает, что Казахстан за счет строительства собственной транспортной инфраструктуры получит прямой выход на крупнейшую российскую транспортную сеть. Перспективным для государств ЦА является и участие в создании экономического логистического хаба в Крыму, который позволит направить товарные материальные потоки не только через Черноморские проливы на Ближний Восток, в Северную Африку и Европу.

* * *

Главной предпосылкой для обеспечения безопасности Центральной Азии является преодоление бедности и дисбалансов социального развития, приводящих к вовлечению значительной части населения в криминальный бизнес, наркоторговлю, международные террористические организации и формирующих питательную среду для совершения «цветных переворотов». Решения саммита АТЭС в значительной мере могут повысить уровень жизни населения за счет развития инфраструктуры, притока инвестиций, создания новых рабочих мест, развития малого и среднего бизнеса, повышения уровня образования населения и т.д.

Помимо предусмотренных решениями саммита инвестиций, только за последний год Китай влил в центральноазиатский регион как минимум 150 млрд. долл., на 60 млрд. были заключены двусторонние контракты со всеми республиками ЦА. (5) Инвестиции также позволят вытеснить из региона, в частности, Всемирный Банк, ЕБРР, МВФ, предъявляющие государствам региона заведомо невыгодные для их экономик условия. Важным в плане обеспечения безопасности является и сокращение за счет этого влияния в регионе США – главного вдохновителя дестабилизации, наркоторговли, терроризма и сепаратизма в Центральной Азии.

Именно поэтому проект «Нового шелкового пути» получил позитивную оценку президента Узбекистана И. Каримова, заявившего, что «Узбекистан видит в этом возможность углубления торгово-экономических связей и добрососедских отношений между странами. Это новый исторический шанс для стабильности, развития и процветания региона». Узбекский лидер особо подчеркнул позитивный опыт строительства железной дороги Ангрен – Пап. (6) Его мнение разделяет и посол Китая в Узбекистане Сунь Лицзе, отметивший, что большую выгоду для местных жителей представляют проекты промышленной зоны «Джизак», а также индустриального парка «Пэншэн», где имеются компании по производству кафеля, кожи, обуви, мобильных телефонов, колбас, водопроводных кранов, пищевых продуктов для домашних животных. (7)

Сложно переоценить важность вовлечения в экономическую зону «шелкового пути» и Таджикистана, который, благодаря строительству международной автодороги протяженностью 1400 км от границы с Китаем до северной границы, вышел из коммуникационного тупика и получил сообщение с севером, востоком и югом. Хотя череда государственных переворотов в Киргизии ограничила сотрудничество с этой страной в сфере строительства международных транспортных и торговых коридоров, Бишкек активно работает над реализацией проекта трубопровода Китай – Центральная Азия, который проходит через все пять стран региона. По мнению киргизского политолога М. Сариева, для страны важно совместить участие в ТС с Россией и реализацию концепции «шелкового пути», благодаря чему Киргизия получит широкие возможности для своего развития, а Россия «ключ к важному узловому пункту, которым является республика». (8)

Необходимо отметить и положения декларации пекинского саммита о противодействии коррупции, являющейся тормозом развития Центральной Азии. Если подобные инициативы Запада направлены, прежде всего, на подрыв государств ЦА и совершение государственных переворотов в интересах США, то формирование масштабных евразийско-тихоокеанских экономических, инфраструктурных проектов обеспечит реальную борьбу с коррупцией, что отвечает интересам всех участников амбициозных программ развития межрегионального сотрудничества.

Хотя заявленные участниками саммита АТЭР цели и программы – дело далекого будущего, их реализация способна превратить Центральную Азию в настоящий центр Евразии, связывающий огромные пространства России с инвестиционным потенциалом Китая, Европу с Азией, Японию с Францией, Белоруссию с Австралией.

__________

Фото – http://chinababe.ru/society/2014/11/14/apec-fashion/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4633
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика