Приднестровье вынуждают искать ответ на натовские планы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Приднестровье вынуждают искать ответ на натовские планы

В конце октября министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил: если Молдова изменит свой военно-политический статус, присоединившись к НАТО, то Приднестровье будет иметь право самостоятельно принять решение о своем будущем. При этом глава МИД РФ дал понять, что Москва в этом случае поддержит процесс самоопределения ПМР.

О Молдове, НАТО и возможности тех или иных сценариев в регионе наш разговор с приднестровским независимым экспертом экс-министром иностранных дел ПМР Владимиром Ястребчаком.

– Владимир Валерьевич, давайте с Североатлантического альянса и начнем. Все мы знаем, что сотрудничество Кишинева и НАТО за последние несколько лет продвинулось уже достаточно далеко. Может ли дойти до членства Молдовы в альянсе?

– Здесь многое зависит от того, как будут складываться внутриполитические процессы в РМ. Сегодня там есть партии, которые агитируют за прямое членство страны в блоке НАТО. И все мы помним, как лидер одной из таких партий в течение определенного периода был исполняющим обязанности президента Молдовы и на этом посту даже председательствовал в СНГ. Речь идет о главе Либеральной партии Михае Гимпу.

Так что, в общем, ничего невозможного нет. Но если подходить с более реалистичных позиций, то нужно учитывать следующее:зачастую вопрос формального членства не является таким уж первостепенно значимым по сравнению с тем, какие меры, какие шаги предпринимаются на практике. Практическая интеграция может быть гораздо более весомой и ощутимой, чем какие-то формальные документы.

Как мы видим, РМ достаточно активно взаимодействует с проектами и программами НАТО, принимает участие в некоторых операциях блока, адаптирует свою армию под стандарты НАТО. Это позволяет РМ эффективно встраиваться в структуры Североатлантического альянса. Далеко не всегда взаимодействие фиксируется на уровне соглашений с НАТО как с военно-политическим блоком. Есть примеры сотрудничества РМ с отдельными странами альянса, прежде всего с Румынией и США. Вашингтон не так давно подарил молдавской Национальной армии военные автомобили. Интеграция же между военными ведомствами Молдовы и Румынии уже не является секретом. Так что сближение РМ с Североатлантическим альянсом имеет много измерений.

На это и обращал внимание Сергей Лавров, когда говорил, что все это мало соотносится с нейтральным статусом Молдовы. В конце концов, такая интеграция вполне может заставить рассматривать вопрос нейтралитета РМ не только с юридической точки зрения, но уже и с тактической.

– Параллельно идет процесс интеграции Молдовы и Румынии. Как далеко он может зайти к концу нынешнего десятилетия?

– 2018 год – знаковый год. Для советской и российской историографии это 100-летняя годовщина аннексии Бессарабии Румынией. Румынские историки называют это событие по-другому – «Великим воссоединением».

Естественно, со стороны Бухареста логично ожидать каких-то новых шагов, которые бы соответствовали этой круглой дате. Для максимальной интеграции двух стран сделано и продолжает делаться очень многое. Мы видим высокий уровень взаимодействия практически между всеми правительственными структурами, не секрет и существование института румынских советников в Молдове. То есть степень фактической интеграции как раз очень велика, и думаю, что ее темпы будут только нарастать, в том числе и после победы Клауса Йоханнеса на президентских выборах в Румынии. На мой взгляд, господин Йоханнес поддержит этот курс.

Для Молдовы после реализации нынешнего соглашения об ассоциации с ЕС возникнет проблема – что делать дальше, как претворять план по европейской интеграции РМ? Ясных перспектив прямого членства РМ в Евросоюзе нет, по моему мнению, это разговор далекого будущего. Потому придется решать вопрос по-другому. И здесь вполне возможно, что тесная интеграция с Румынией станет тем механизмом, который мог бы позволить молдавским властям быстрее влиться уже в ЕС.

– То есть получается, что мы опять возвращаемся к базовым контурам «плана Белковского» десятилетней давности: Молдова – в Румынию, Приднестровью – самоопределение. Вот теперь вопрос по самоопределению. Как оно возможно в условиях, когда ПМР зажата между Румынией, Молдовой и Украиной? Какую роль здесь сможет сыграть Россия? Какая правовая база для этого уже есть, а какую еще предстоит создать?

– Сначала несколько слов по «плану Белковского». Его реализация – это очень оптимистический для ПМР сценарий, поскольку этот план предполагает широкий международный консенсус относительно того, что в случае постепенной интеграции Молдовы в евроатлантические структуры и Румынию автоматически признается право Приднестровья на определение своей судьбы. Такого консенсуса сегодня нет. Напротив, думаю, что предстоящие четыре года будут использованы для того, чтобы сподвигнуть заставить ПМР максимально включиться в евроинтеграционные процессы РМ, присоединиться к зоне свободной торговли «Молдова–ЕС» и т.д. Соответствующие заявления со стороны Брюсселя уже есть.

Потому все не так просто, никто, по крайней мере, из западных партнеров не собирается учитывать или сходу признавать право Приднестровья на внешнее самоопределение. Над этим еще предстоит очень серьезно работать.

Теперь о роли России. Судя по последним действиям, она начала более активно предпринимать шаги, которые позволят говорить о дальнейшей интеграции ПМР в различные российские пространства. Это происходит уже на более надежной институционально-правовой основе, то есть посредством подписания прямых соглашений между министерствами и ведомствами. Мы возвращаемся к тому процессу, который велся в 2006-2007 годах после подписания протокола «Жуков–Смирнов», потом был приостановлен и с прошлого года активизировался вновь, получив новый импульс с подписанием протокола «Рогозин–Шевчук». Россия, в сущности, дает определенный симметричный ответ на европейскую интеграцию РМ.

Что касается иных шагов, то, на мой взгляд, в перспективе нужны будут российско-приднестровские соглашения не только в социально-экономической и культурно-гуманитарной сферах, но и в области обеспечения безопасности. Они необходимы в контексте тех вызовов, с которыми ПМР может столкнуться в ближайшем будущем.

Важно, чтобы все экономические договоренности между Москвой и Тирасполем воплощались на практике. Без создания «подушки безопасности» в экономике, то есть без возможности направлять товарные потоки на российский рынок Приднестровью будет сложно противостоять тем попыткам Кишинева и Брюсселя, о которых мы говорили выше.

Конечно, предстоит еще многое сделать и для того, чтобы гарантировать транзит наших грузов в Россию через украинскую территорию.

– Вот как раз об Украине. На недавних выборах в Верховную раду победу одержали правые, прозападные силы. Как это может сказаться на украинской политике в отношении ПМР? И если уж мы заговорили о выборах, то как вы считаете – в Молдове по результатам голосования 30 ноября сменится конфигурация власти или же сохранится нынешний проевропейский альянс? Каков ваш прогноз парламентских выборов в РМ?

– Что касается Украины, то для Приднестровья главное, чтобы у власти там находились не столько прозападные или пророссийские, а, как ни парадоксально это звучит, проукраинские силы. Которые будут осознавать, что какое-либо давление на ПМР просто не соответствует интересам самой Украины.

Приднестровье, на мой взгляд, нужно Украине как определенная «подушка безопасности» против румынской экспансии. Кроме того, в ПМР большая украинская диаспора и Киев заинтересован в том, чтобы она имела гарантированные возможности для национального развития. Есть в ПМР и интересы украинского бизнеса, украинские инвестиции.

Если же говорить о парламентских выборах в Молдове и о том, что будет после них, то здесь очень многое будет зависеть от того, как поступит молдавская компартия во главе с Владимиром Ворониным. Те сигналы, которые ПКРМ активно посылает как минимум с мая этого года, а то и с осени минувшего года, когда коммунисты отказались от так называемой «бархатной революции» в Молдове, говорят о том, что Воронин, скорее всего, предпочтет договариваться с нынешним проевропейским блоком, а не с возможными партнерами по левой коалиции. Результатом станет то, что курс на европейскую интеграцию РМ сохранится. 

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3778
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика