Президент РФ Владимир Путин принял решение о присоединении России к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Об этом на днях заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на открытии международного Азиатского экономического форума в Боао (КНР).
Как отметил И. Шувалов, «используя институциональные возможности ЕАЭС и инструменты других инициатив в регионе, Россия и ее партнеры смогут расширить сотрудничество (с другими странами АБИИ. – Ред.) не только в области поставок энергоресурсов, но и в сфере высоких технологий в транспорте, промышленности, строительстве, в сфере связи и в сельском хозяйстве». Кроме того, по мнению первого вице-премьера РФ, «свободное движение товаров и капиталов в рамках ЕАЭС сближает экономики Европы и Азии, что перекликается с инициативой "Экономического пояса Шелкового пути", выдвинутой китайским руководством».
Упомянутая инициатива предусматривает формирование общего экономического пространства (ОЭП) КНР, России и всех стран Центральной Азии. В дальнейшем такое пространство планируется распространить на страны Юго-Восточной Азии, Закавказья и западного региона экс-СССР. Можно сказать, стержневым направлением сотрудничества в этом обширном регионе станет создание новых и модернизация действующих транзитных коридоров между Европой и Азией. Причем создание ОЭП в рамках «Экономического пояса Шелкового пути», по многим оценкам, позволит увеличить объем торговли России с другими странами-участницами этого «пояса» более чем на треть, в сравнении с уровнем 2013-2014 гг.
Что же касается самого АБИИ, данный проект КНР выдвинула в июне 2014 г. Китайская сторона заявила тогда, что «многие страны Азии разочарованы низкими темпами реформ и другими проблемами в таких всемирных финансовых организациях, как МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк Развития». А многие китайские эксперты и СМИ отмечали при этом, что упомянутые структуры действуют, прежде всего, в интересах США, Европы и Японии.
Затем 24 октября 2014 г. в Пекине было заключено соглашение об основании банка, подписанное 21 страной (КНР, Индией, Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами, Пакистаном, Бангладеш, Брунеем, Камбоджей, Казахстаном, Лаосом, Мьянмой, Монголией, Непалом, Оманом, Катаром, Кувейтом, Шри-Ланкой, Узбекистаном и Вьетнамом). К проекту присоединились также Саудовская Аравия, Новая Зеландия, Швейцария, Германия, Италия, Таджикистан. Основные же союзники США в регионе – Япония, Австралия, Канада, Южная Корея – отказались от участия в проекте в качестве соучредителей.
Церемония подписания соглашения об учреждении АБИИ. Пекин, 24 октября 2014 г.
Относительно финансовых возможностей новой межазиатской структуры: первоначальный объём ее уставного капитала в 50 млрд долларов почти на 65% внесён КНР, остальные первые «вкладчики» – Пакистан, Индия, Сингапур и Вьетнам. В дальнейшем капитализацию АБИИ намечается довести до 130-150 млрд. долл. А согласование уставных и других документов этой структуры запланировано завершить к концу текущего года.
Примечательна тенденция к трансформации данной структуры в общемировую. Во-первых, по имеющейся информации, полноправными ее участниками наверняка станут Великобритания и Франция. В последнем случае это связано с тем, что, хотя в составе Франции многочисленные острова в Южной и Центральной акваториях Тихого океана (в статусе заморских департаментов и территорий), США и их союзники в регионе по-прежнему против участия Франции в Азиатско-Тихоокеанском сотрудничестве (АТЭС). Кстати, эта линия проистекает еще с середины 1940-х, когда Вашингтон и Лондон стали проводить совместную политику по вытеснению Франции из АТР (как и с Ближнего Востока). Впрочем, и Великобритания, располагая островами Питкерн в юго-восточной части Тихого океана, тоже остаётся вне АТЭС. Заметим в этой связи, что на французских территориях Тихого океана обращается региональный франк, эмитируемый Францией, а на Питкерне – британский фунт. Понятно, что включение этих валют в обращение в регионе АТЭС едва ли укрепит влияние доллара, как и в целом геополитические позиции США в означенном регионе.
Во-вторых, высокоиндустриальный Тайвань (т.е. «Китайская республика на Тайване») не поддается попыткам США отстранить эту территорию от АБИИ. Посол Тайваня по особым поручениям Винсент Сяо в конце марта заявил, что «участие страны (Тайваня. – Ред.) в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций считается возможным». Более предметно высказался в те же дни президент Тайваня Ма Инцзю: «Мы должны принять активное участие в работе АБИИ, а не стоять в стороне от этого процесса». Интерес к участию в АБИИ проявляют также многие латиноамериканско-тихоокеанские страны, не принимаемые в АТЭС.
По имеющимся оценкам, проекты по развитию транспортно-логистической и портовой сети в дальневосточном и восточносибирском регионах РФ могут быть как минимум на четверть обеспечены финансированием со стороны АБИИ. Что, соответственно, усилит позиции России на евроазиатском рынке транзитных услуг, позволив увеличить грузотранзитные доходы страны на 20-25%. Обращает на себя внимание в этой связи недавнее заявление замглавы Минэкономразвития РФ Станислава Воскресенского: «Средства АБИИ могут быть направлены на финансирование инфраструктурных проектов России. При этом квота, порядок работы и представительства в банке подлежат обсуждению в многостороннем формате».
Словом, формирование в мире многополярной финансово-экономической системы с участием России явно ускоряется.
Между тем экономическое, да и политическое тяготение к Азиатско-Тихоокеанскому региону даже, казалось бы, главного союзника США в регионе – Японии становится сильнее предписаний Вашингтона. Посольство Японии в КНР заявило на днях, что эта страна «намерена присоединиться к организованному по инициативе Китая Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций приблизительно в июне текущего года».
Это при том, что Япония издавна контролирует Азиатский банк развития (АБР), но эту структуру многие государства региона считают «филиалом» МВФ, причем подконтрольным больше США, чем Японии. Понятно, что такой тренд в региональной оценке АБР рискует оставить Японию вне рамок формирования новой азиатско-тихоокеанской финансово-экономической системы. Отметим в этой связи, что на днях на острове Окинава прошли новые акции протеста против сохранения военных объектов США на этом острове. Впрочем, по имеющимся данным, всего на японской территории – до 200 таких объектов.
Характерно также, что, по упомянутому заявлению японского посольства в КНР, «на принятие решения по АБИИ повлияло мнение крупного бизнеса нашей страны, который настаивает на присоединении к новому финансовому учреждению. Правда, решение стало несколько запоздавшим, но тем не менее оно благотворно отразится на будущем развитии японского предпринимательства».
Похоже, КНР и другие страны-участницы, включая Россию, форсируют процесс формирования АБИИ. СМИ ряда этих стран отмечают, что затяжка в означенном процессе будет на руку тем, кто планирует «обвалить» многие валюты и в целом экономики некоторых наиболее развитых стран региона. Как это было, например, в конце 1990-х с быстро развивающейся Малайзией. Которая, заметим, до обвала ее финансовой системы в 1998-м, инспирированного извне, выдвигала аналогичный межазиатский инвестиционно-экономический проект.
А относительно форсирования процесса – вот информация агентства «Синьхуа» от 1 апреля: «В Алматы 30-31 марта прошло 3-е совещание представителей стран-учредителей АБИИ по подготовке к созданию этой структуры. Участники мероприятия приветствовали приобретение статуса стран-учредителей Иорданией, Люксембургом, Великобританией и Швейцарией, а также провели эффективные и содержательные дебаты по подготовленной Многосторонним временным секретариатом уточненной версии устава АБИИ... Согласно плану по подготовке создания АБИИ, все стороны должны к середине текущего года согласовать и подписать заключительную версию устава банка. После ратификации документа всеми странами-учредителями структуры ожидается, что АБИИ будет официально учрежден до конца года».
Кстати, у АБИИ – небезынтересная предыстория. Создать схожую структуру, причем включающую все развивающиеся и некоторые соцстраны, руководство КНР предлагало ещё в конце 1960-х. В Пекине в тот период утверждали, что КНР тем самым воплощает аналогичную инициативу СССР, всесторонне изложенную на экономическом совещании 49 государств в апреле 1952 г. в Москве (по созданию финансово-экономического, в т.ч. торгового, блока развивающихся и соцстран). Но, как утверждала тогда китайская сторона, «эту инициативу похоронили империалисты, хрущевско-брежневские и югославские ревизионисты».
Имелся в виду предложенный Китаем «Банк поддержки стран третьего мира и подлинно социалистических стран». Он, по имеющимся данным, фактически был создан в Китае в начале 1970-х. Причем в качестве «подлинно социалистических стран» в нём участвовали Албания, Румыния, КНДР, Демократический Вьетнам, Лаос.
После кончины в 1976-м Мао Цзэдуна не появлялось никакой официальной китайской информации, существует ли эта структура. Но, судя по огромной кредитной и инвестиционной помощи многим странам- участницам банка и после 1976 г. (причем эта помощь стала оказываться и Югославии), резонно предположить, что данная структура в той или иной форме продолжила свою деятельность.
P.S.
Похоже, АБИИ становится привлекательным проектом для всё большего числа стран. Так, правительства Дании, не участвующей в еврозоне, и Австралии 29 марта заявили о своем присоединении к этой структуре в качестве государств-учредителей.
_______________
Фото – http://forbes.ua/business/1391686-v-mirovuyu-ekonomiku-vryvaetsya-kitajskaya-kopiya-vsemirnogo-banka