
Верховная рада приняла закон, в котором фиксируется «героический» статус многочисленных украинских националистических организаций, органов политической власти и других структур, действовавших на территории Украины и за её пределами в ХХ веке. Все имевшие к ним отношение провозглашаются «участниками борьбы за независимость Украины» (с 1917 по 1991 г.), в связи с чем государство намеревается восстанавливать, хранить, чтить и увековечивать их память. Среди множества перечисленных присутствуют нацистские пособники – Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия.
О деятельности конкретно этих «участников национально-освободительного движения» известно достаточно: и о терроре против мирного населения, и об этнических чистках, и о теснейшем сотрудничестве с германскими нацистами. Сегодняшние наследники коллаборационистов (это слово, как и сочетание «нацистские пособники», вызывает у них истерические приступы) изобретают массу способов, чтобы списать все эти эпизоды на посторонние факторы (гитлеровские и советские «провокации», случайности, эксцессы исполнителей и т.д.).
Поэтому особенно актуальным является анализ идейных и политических оснований, на которых действовала ОУН и её детище УПА. Именно идеологические постулаты, содержащиеся в программных документах ОУН и теоретических «трудах» её идеологов, позволяют с полной уверенностью утверждать, что ОУН и УПА принадлежат к числу организаций, обобщённо называемых фашистскими. Героизированные на законодательном уровне украинские радикальные националисты связаны глубоким идейным родством собственно с итальянским фашизмом, германским нацизмом и восточноевропейскими (венгерской, румынской, хорватской) версиями этих тоталитарных идеологий.
Год 1942-й…
…И 2015-й. Принципиальных отличий нет, за исключением одного – нацистским стало все государство Украина
В 1929 г., когда из нескольких национал-радикальных украинских структур образовалась ОУН, один из главных оуновцев С. Ленкавский (с участием небезызвестного Д. Донцова, о котором ещё будет сказано) составил «десять заповедей украинского националиста». Оставляя в стороне истеричный пафос этого «декалога», отметим: для ОУН нация стоит превыше всего и, безусловно, превыше личности. Этот принцип, согласно которому нация является высшей ценностью, был характерен и для фашизма Муссолини, и для гитлеровского нацизма, и для других версий фашистской идеологии.
Всё это в ещё более отчётливой форме выражено в трудах Д. Донцова, который фактически был официальным идеологом ОУН, работавшим по специальному приглашению Е. Коновальца. Его теория «действующего (чинного) национализма» представляла собой максимально радикальную, звероподобную разновидность «интегрального национализма» – так обобщённо называли шовинистические версии национализмов государственных наций в Европе начала ХХ века. При этом рядовые члены ОУН могли и вовсе не читать творений Донцова, зато прекрасно знали его идеи в пересказе своих «вождей». Что же это были за идеи?
На этот вопрос лучше всего отвечает программный труд Донцова «Национализм», написанный ещё до создания ОУН (в 1926 г.), а также работы «Дух нашей древности» и «Крестом и мечом». В этих текстах постулируется следующее: нации находятся в постоянной борьбе, которая делает неизбежной войну; слабые нации должны исчезнуть; интересы нации должна представлять нетерпимая ко всему, что противоречит идеалу, элитная «правящая каста» с особыми свойствами духа, поскольку большинство является тёмной массой; необходимы бескомпромиссность, культ личности вместо воли народа, суровость вместо человечности, вера вместо знания. Ну и тезис, «поражающий» оригинальностью: украинцы являются избранным народом.
То, что донцовские постулаты, которые легли в основу идеологии ОУН, во многом совпадают с тезисами идеологии Муссолини и Гитлера, неудивительно, так как Донцов и оуновцы опирались на общий человеконенавистнический фундамент: вождизм, милитаризм, претензия на избранность. Кстати, «расовую касту», которая должна была править украинцами, Донцов называл «нордийцами».
ОУН полностью переняла основы идеологии Донцова, хотя и корректировала их в угоду конъюнктуре (об этой особенной склонности к «динамике» некоторых групп украинских националистов будет сказано ниже). Так, призыв первого Конгресса ОУН от 1929 г. недвусмысленно указывал: «Только полное устранение всех оккупантов с украинских земель создаст возможность государственного развития Украинской Нации». Идеологические материалы ОУН времён войны – из тех, что использовались для политической подготовки бойцов, они предписывали определять отношение к национальным меньшинствам по принципу «кого, когда расстреливать и вешать». Так, все поляки вне зависимости от политических убеждений считались агентами иностранных разведок и должны были быть уничтожены. Все русские должны были быть уничтожены без дополнительного обоснования (как исконно враждебная нация). Все «жиды – агенты московского империализма» должны были также быть уничтожены, но после «москалей».
Глава Провода ОУН, согласно документу «Устройство ОУН», провозглашался вождём украинской нации и кормчим её освободительных войн – вот он, донцовский вождизм. М. Сциборский, один из главных идеологов ОУН, указывал, что перспективное государство украинцев должно быть национальной диктатурой, а само государство должно быть мононациональным и иметь «корпоративное экономическое устройство». Это уже прямой «привет» классическому итальянскому фашизму.
Важнейшим моментом в идеологических изысканиях абсолютно всех радикальных украинских националистов был антикоммунизм – одно из ключевых свойств всех фашистских идеологий, в котором выражена их основная функция. Поэтому сотрудничество украинских националистов с гитлеровцами было неизбежным.
Любопытный момент: в отличие от идеологов-теоретиков (таких, как Донцов), руководители ОУН не всегда были столь откровенны по некоторым темам. Например, антиеврейская тема до середины 1930-х годов официально не приветствовалась ОУН, некоторые идеологи которой (например, вышеупомянутый Сциборский) призывали к снисходительности по отношению к евреям: мол, в отличие от поляков и «москалей», они не представляют опасности для будущего украинского государства, но даже могут помочь ему. Однако постепенно антисемитские нападения и акции ОУН становятся всё более системными, и идеологи организации становятся откровеннее. Евреев-коммунистов предписывается терроризировать «без предела», а просто евреев «всего лишь» бойкотировать экономически. Наконец, в 1938 г. один из известных оуновцев В. Мартинец предлагает решать «еврейский вопрос» либо изоляцией, либо высылкой, поскольку «евреи – враги Украины».
Такая «динамика» в антисемитской теме объяснялась окончательным смещением оуновской идеологии в сторону германского нацизма: основной союзник определился и соответствующим образом «уточнилась» идеология (кстати, таким же «перекрёстным опылением» занимались идеологи итальянского фашизма и германского нацизма). В инструкции, изданной руководством ОУН(б) весной 1941 г., уже прямо говорилось: «Москали, поляки, жиды – враждебные нам национальные меньшинства», которые должны либо ассимилироваться, либо изолироваться, либо уничтожаться. «Руководителями отдельных областей жизни могут быть лишь украинцы, а не чужинцы-враги». В этой же инструкции провозглашался основной метод реализации такой незатейливой национальной политики – террор.
Я. Стецько, один из лидеров бандеровской ОУН, в своей автобиографии 1941 г. писал: «Я стою на позиции уничтожения жидов и целесообразности перенесения на Украину немецких методов уничтожения жидовства и исключаю их ассимиляцию».
Антисемитизм, полонофобия и, конечно же, русофобия – это прямо вытекает из «фундаментальных» оснований (теорий Д. Донцова, М. Сциборского и др.). Один из главных теоретиков довоенной ОУН М. Колодзинский в 1938 г. писал в «Украинской военной доктрине» (военной, и никакой другой: типично фашистский милитаризм гипнотизировал оуновцев): «Мы хотим не только обладать украинскими городами, но и топтать вражеские земли, захватывать вражеские столицы, а на их развалинах отдавать салют Украинской Империи. Хотим выиграть войну – великую и жестокую войну, которая сделает нас хозяевами Восточной Европы».
В этом плане многочисленные расколы ОУН – на ОУН А. Мельника и ОУН С. Бандеры, выделение ОУН (а впоследствии и УПА) Т. Боровца, различные ответвления в виде Народно-освободительной революционной организации, Украинского главного освободительного совета и зарубежных послевоенных «версий» ОУН – не имеют никакого значения с точки зрения украинского национализма. Гитлеровский нацизм по ходу Второй мировой войны определённо проигрывал, и новые консультанты (будущие кураторы) из англосаксонских государств настойчиво рекомендовали отказаться от неактуального радикализма в отношении нацменьшинств, целиком и полностью сосредоточившись на борьбе с «советским империализмом» (к моменту очевидного коллапса последнего). Оуновцы вынуждены были слушаться, поскольку были безгосударственными, а следовательно – очень услужливыми национал-фашистами.
С точки зрения идеологии никто из украинских националистов, ни одна из перечисленных организаций и ни одна из версий ОУН не отказалась от донцовского «чинного» национализма и от фашистского фундамента. Даже в современные документы наследников ОУН (КУН) перекочевала цель установления украинского государства «на всех украинских этнографических землях» – то есть везде, где живут украинцы. От этого до объявления войны Польше, Белоруссии, Словакии, Румынии, Молдавии – один шаг. С Россией национал-фашистская Украина уже «воюет». Недавно Порошенко заявил о фактической готовности Киева воевать в Приднестровье. В этом свете героизация интегральных украинских националистов вполне логична.
Невозможно отмахнуться от фундаментальных сходств украинского интегрального национализма – этой смеси муссолиниевского фашизма и гитлеровского нацизма в исполнении ОУН, с его идейными человеконенавистническими прародителями – германским национал-социализмом и итальянским фашизмом. Именно эта чудовищная в своей ненависти к человечеству идеология, вслед за её носителями, реабилитируется сегодня на Украине.
______________
Фото – http://dnr-news.com/dnr/14735-na-ukraine-predlagayut-9-maya-otmetit-yubiley-odnogo-iz-liderov-ounupa.html