Последние события не международной арене свидетельствуют о продолжающемся росте напряженности в отношениях между странами Запада и Россией. В это своеобразное противостояние, которое в настоящий момент уже вышло на новый этап, когда в США и Евросоюзе на любое действие или бездействие Москвы смотрят как на подготовку к нападению, не могла быть не втянута и Республика Беларусь. Минск, который позиционирует себя в качестве союзника России во внешнеполитических и военных вопросах, сегодня просто обязан искать пути более серьезного военно-политического сотрудничества со своим восточным партнером.
И дело здесь не только в том, что из-за украинского кризиса перед белорусским военно-промышленным комплексом открываются прекрасные перспективы, но и в том, что последние годы демонстрируют непреодолимое желание западных стран сделать все возможное, чтобы создать вокруг России пояс из враждебных и нестабильных государств. Чего стоят одни планы США по развертыванию системы ПРО в Европе и непрекращающееся наращивание военного потенциала стран НАТО и их союзников. Например, Швеция, которая формально не является членом альянса, в 2014 г. серьезным образом расширила свое сотрудничество с ним, а также увеличила оборонный бюджет на 2015 г., «чтобы лучше отреагировать на возможное разрастание украинского кризиса». Польша не прекращает заявлять о своей готовности расположить у себя на территории американские базы, что порой доходит до полного абсурда: польский министр обороны Т. Семоняк заявил, что «мы стараемся этого добиться, об этом говорим…мы привыкнем к виду американских союзников, которые будут ездить по Польше».
Страны Прибалтики неустанно просят выделить им дополнительные средства на модернизацию армии и участвуют в практически непрекращающихся военных учениях в непосредственной близости от российских, да и белорусских границ. Так, до 17 апреля продолжались крупнейшие учения ВВС Эстонии в 20 километрах от границы с Россией, в которых принимали участие боевая техника и около 300 военнослужащих из США. С 13 по 24 апреля на территории Литовской республики прошли очередные учения НАТО под громким названием «Огненный гром», в которых приняли участие 450 военнослужащих из Литвы, Польши, Португалии и США.
Все вышеперечисленное является лишь малой толикой тех угроз, которые сегодня нависли над Восточной Европой. Это прекрасно понимают и в Москве, и в Минске, а потому вопросы обороны уже не первый год стараются решать совместными усилиями, либо на двухсторонней основе, либо используя площадку Организации Договора о коллективной безопасности. Об этом, в частности, заявил недавно приезжавший с рабочим визитом в Минск генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа. На встрече 13 апреля с А. Лукашенко он обсудил наиболее острые вопросы постсоветского пространства и проблему расширения НАТО. Необходимо отметить, что по вышеозначенным проблемам позиции Белоруссии и ОДКБ абсолютно идентичны: «Что нас больше всего беспокоит – попытка НАТО ввязаться в этот процесс, в те события, которые происходят в Украине. Это направление инструкторов, это участие в информационно-психологических операциях, это наращивание тяжелого вооружения, в том числе перегрузка контингента Соединенных Штатов Америки. Делается это демонстративно».
К сожалению, слова Н. Бордюжи о том, что ситуация с вмешательством западных стран в дела независимых государств, подобная сложившейся на Украине, наблюдается и по другим направлениям, являются правдой. Начинают обостряться замороженные конфликты (Нагорный Карабах, Приднестровье), усиливается исламский радикализм (ИГИЛ), который стал проникать на территорию России – все это и многое другое говорит сегодня о том, что ни России, ни Белоруссии в ближайшей перспективе жить спокойно вряд ли удастся. И потому совершенно не случайно выглядит желание белорусской стороны укрепить военно-техническое сотрудничество со своим восточным партнером.
При этом в Москве дальнейшее сближение с Минском также считают крайне выгодным. Например, размещение в Белоруссии российских авиационных частей и сотрудничество в противовоздушной обороне на тех направлениях, где наблюдается особая активность стран НАТО. Поэтому неслучайно в Министерстве обороны РБ недавно прозвучало заявление о том, что до конца 2015 г. Россия поставит в республику четыре зенитных ракетных дивизиона С-300, которые будут размещены в Витебской, Брестской и Гродненской областях. К тому же к 2020 г. белорусами будет закуплено и несколько дополнительных ракетных комплексов «Тор-М2», которые уже состоят на вооружении 120-й зенитной ракетной бригады, а в радиотехнические войска республики поступит на вооружение новая техника: радиолокационная станция «Роса» и современный радиолокационный комплекс «Восток». Необходимо отметить, что подобные мероприятия необходимы не только Белоруссии, но и России, которая попросту не может себе позволить «ослепнуть» на северо-западном направлении, так как даже постройка радиолокационной станции (РЛС) в Смоленске проблему не решит.
Комплексы С-300 серьезно усилят единую систему ПВО России и Белоруссии
Еще одной важной особенностью двухстороннего сотрудничества является наличие на белорусской территории российских военных объектов, которые не имеют статуса иностранной военной базы. По оценкам аналитиков, организация собственной российской группировки ПВО на западных границах потребует от Москвы около 5 млрд. долларов США. Поэтому использование белорусских аэродромов как объектов передового базирования самолетов российской дальней авиации выглядит наиболее оптимальным. В перспективе же вполне можно ожидать создания Единой региональной системы ПВО, которая будет представлять собой «коалиционную группировку войск противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, развернутых в Восточно-европейском регионе коллективной безопасности». Этот вопрос, как и идея развития миротворческих сил ОДКБ, будет обсуждаться на предстоящем в мае заседании военного комитета Организации Договора о коллективной безопасности в Таджикистане.
Однако только военного сотрудничества и размещения военных частей на западных рубежах ОДКБ, а значит, и России сегодня уже явно недостаточно. Немаловажным становится и военно-техническое сотрудничество, которое должно не только обеспечить ВПК обеих стран заказами, но и создать прочную базу для дальнейшего развития военной техники. Об этом, в частности, уже неоднократно говорилось на самом высоком уровне. Например, совсем недавно председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии С. Гурулев отметил, что в условиях мировой экономической нестабильности сотрудничество предприятий оборонно-промышленного комплекса двух стран может выйти на новый взаимовыгодный уровень: «Сейчас руководству Беларуси и России важно создать благоприятный климат для того, чтобы сами предприятия нашли наиболее комфортную форму интеграции, целью которой является достижение положительного научно-технического, индустриального результата».
Сегодня именно ВТС с Россией является основным направлением работы ВПК Белоруссии, который поддерживает связи с двумя сотнями российских оборонных предприятий. Данное обстоятельство определяется тем, что у двух стран имеются общие политические и военно-стратегические интересы, а также высокая степень экономической интеграции. Помимо этого у наших стран существует опыт тесного военно-технического и производственного сотрудничества еще со времен Советского Союза, когда в структуре белорусского оборонного комплекса около 90% номенклатуры продукции представляли собой комплектующие для вооружения, собиравшегося в России.
Основными направлениями ВТС двух государств следует назвать:
- взаимные поставки конечных боевых систем и военной техники;
- поставки комплектующих и элементов для вооружений, производимых предприятиями российского ВПК;
- совместная разработка и производство новых вооружений, а также модернизация и ремонт ранее выпущенной техники;
- сотрудничество в области экспорта вооружений третьим странам.
По мнению военных аналитиков, к наиболее перспективным направлениям белорусско-российского ВТС можно отнести производство и разработку тех видов вооружений, которые могут найти спрос на мировом рынке оружия. Это связано, в первую очередь, с тем, что в последние годы наметилась определенная конкуренция между ВПК двух стран, даже несмотря на их разный потенциал. Российские производители уже освоили производство некоторой части специальной продукции, ранее выпускавшейся в Белоруссии, а потому местным производителям стало необходимо искать новые рынки сбыта и вступать в определенное экономическое противостояние с россиянами. На этой волне А. Лукашенко еще несколько лет назад потребовал провести модернизацию ВПК страны, который должен не только повысить эффективность белорусской армии, но и «создать предпосылки для роста экспорта услуг в области модернизации вооружения и военной техники».
К сожалению, особого прорыва в данной области из-за нехватки средств до сих пор не видно, хотя определенные подвижки все-таки имеются. Доказательством этого является создание белорусской реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез», которая, по имеющейся информации, будет представлена на всеобщее обозрение на параде 9 мая. По своим характеристикам «Полонез» имеет вдвое большую дальность огня, чем российская РСЗО 9К58 «Смерч», а значит, и обладает большим экспортным потенциалом.
Однако это скорее исключение, нежели правило. В основном белорусские оружейники продолжают работать вместе с российскими коллегами, обеспечивая оборонный комплекс партнера своей продукцией: белорусскими запчастями укомплектованы танки Т-90С, Т-72С и Т-80У, боевые машины десанта и пехоты, артиллерийские системы, противотанковые зенитные комплексы, средства ближнего боя и стрелковое оружие. Особое место занимает продукция Минского завода колесных тягачей, который выпускает тяжеловозы, практически полностью идущие в Россию. Именно на шасси МЗКТ устанавливаются российский ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», РСЗО «Ураган», зенитно-ракетные системы С-300 и С-400.
Колесные тягачи Минского завода, подобно танкам, грязи не боятся
Помимо этого, в тесной кооперации с российскими партнерами находятся белорусские предприятия «Пеленг» и «Интеграл», которые сегодня планируют занять освободившееся место украинских производителей. Так, по недавнему сообщению вице-премьера РФ Д. Рогозина, «Пеленг» должен заместить украинские прицелы для российских самоходных противотанковых комплексов «Хризантема». И по всей видимости, это только начало, так как белорусы уже нацелились на достаточно большой кусок оборонного заказа России, из которого по тем или иным причинам были вынуждены уйти прежние производители.
Правда, в данном случае есть один довольно неприятный момент: рассчитывая самостоятельно получить максимум прибыли от сложившейся ситуации, Белоруссия может отказаться от запланированных совместных проектов в ВТС с Россией. Об этом свидетельствует недавнее заявление белорусского руководителя о том, что продавать МЗКТ никто не собирается, так как это предприятие сегодня стало крайне прибыльным и останется таковым, по всей видимости, в будущем. Схожая ситуация наметилась и в ситуации с «Интегралом» и «Пеленгом», которые планировалось включить в структуры «Российской электроники» ГК «Ростехнологии» и Федерального космического агентства «Роскосмос» соответственно.
Однако, несмотря на ряд противоречий, ВТС двух стран продолжает развиваться. Военно-техническая кооперация, совместные разработки, белорусско-российские штабные учения и тренировки, расположение на территории Белоруссии российских военных подразделений и ряда объектов военно-технической инфраструктуры – все это свидетельствует о том, что наши страны не намерены отказываться от дальнейшей интеграции. Более того, многие военные эксперты говорят о том, что именно белорусско-российское ВТС является одним из основных инструментов, оказывающим решающее влияние на поддержание стратегической безопасности в центре Европы.
Например, только в Белоруссии из всех стран бывшего СССР, за исключением России, осталась радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении под Барановичами (была поставлена на боевое дежурство в 2002 г. и отслеживает небо практически над всей Западной Европой). Остальные же подобные станции при «содействии» западных стран приказали долго жить: станция в Латвии была уничтожена, а станции подо Львовом и на Кавказе так и не достроили. Более того, в Белоруссии возле небольшого города Вилейки находится пункт управления подлодками, предназначенный для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике. Это означает, что России не просто выгодно, но и стратегически необходимо иметь в лице Белоруссии надежного военного союзника, а Белоруссии, в свою очередь, важно знать, что Россия прикрывает территорию республики своей военной мощью.
На этом фоне утверждения ряда политиков и прозападных экспертов, что Минск продает свою независимость Москве, абсолютно неуместны, так как, в отличие от ряда европейских стран, белорусы не зовут на свою территорию иностранную армию, а готовы защищать собственную независимость вместе с русскими, нравится это кому-то или нет.
______________________
Фото – http://www.rg.ru/2014/07/10/favorit-site.html; http://bdg.by/news/bussiness/27267.html