Россия заинтересована в создании зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе – об этом 24 мая на встрече с коллегами из стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) заявил заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. Чиновник считает, что снятие торговых барьеров будет «способствовать созданию дополнительных рабочих мест в РФ, а также предоставит возможность отечественным компаниям зарабатывать».
Масштаб интеграционных процессов на восточных границах России сложно переоценить. Сегодня на долю участников АТЭС приходится 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира.
Тропические переговоры
Во время переговоров на курортном филиппинском острове Борокай глава российской делегации С. Воскресенский призвал участников встречи снизить тарифы для некоторых видов экологической продукции. Замминистра напомнил, что речь идет о 54 наименованиях товаров (генераторы, газовые турбины, оптическое оборудование, комплектующие), экспорт которых в страны АТР исчисляется сотнями миллионов долларов. Достижение прогресса в диалоге с участниками форума будет для России означать «лучшие правила торговли и условия доступа на внешние рынки, снижение торговых барьеров», подчеркнул С. Воскресенский.
Обсуждались и другие вопросы. Филиппинский министр торговли и промышленности Грегори Доминго назвал неравенство и бедность основной угрозой для экономик АТЭС. Лекарством от этой болезни он считает «расширение торговли» и «поощрение инвестиций» для обеспечения стабильного роста экономики. Хозяин встречи также призвал участников форума активно вовлекать малый бизнес в процессы интеграции и приграничного сотрудничества, «что, несомненно, отразится на региональной экономике в целом».
Директор политического департамента секретариата АТЭС Денис Хью проинформировал участников переговоров, что в прошлом году ВВП экономик АТЭС увеличился на 2,4%. «Прогноз на ближайшее время сохраняется оптимистичным», в ближайшие год-два рост ВВП в регионе составит 3,2%, сообщил он.
Мягкий союз
Межправительственный форум АТЭС был создан в 1989 г. как консультативный орган без жесткой административной структуры и устава. Изначально организацию учредили 12 стран (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и США). В 1991 г. к АТЭС присоединились Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг и КНР, в 1993 г. – Мексика и Папуа-Новая Гвинея, а еще через год – Чили. Последними ряды организации пополнили Перу, Россия и Вьетнам (1998 г.). Так как в самостоятельном качестве в проекте участвуют Китайский Тайбэй и Гонконг, членов форума принято называть «экономиками».
Высший орган АТЭС – ежегодные встречи глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи профильных министров. Экономика-председатель избирается на один год, в течение которого она определяет приоритеты деятельности организации. Административно-технические функции выполняет секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре, состоящий из исполнительного директора, его заместителя и дипломатов от каждого участника форума. Конкретными направлениями объединения занимаются более 50 комитетов, подкомитетов и рабочих групп.
Спектр целей АТЭС довольно широкий – от противодействия терроризму до развития человеческого потенциала и улучшения экологии, но главным направлением работы объединения еще в 1994 г. названо создание в регионе зоны свободной торговли и инвестиций. В практическую плоскость идею о ЗСТ перевел китайский лидер Си Цзиньпин в прошлом году на 22-м саммите АТЭС в Пекине. Полноценно достичь этой цели в указанные сроки (2020 г.) мало реально из-за большого разрыва в развитии между участниками и существующего формата АТЭС. Интеграция «экономик» форума базируется на принципах не взаимности, добровольности и консенсуса, которые не способствуют быстрому прогрессу.
Кандидат экономических наук из МГИМО Екатерина Арапова считает создание полноценной ЗСТ АТЭС в ближайшее время малореальным. Она подчеркивает, что, кроме «китайского» интеграционного проекта, в регионе существует «японская» инициатива Всестороннего регионального экономического партнерства и «американская» концепция Транс-Тихоокеанского партнерства. Они охватывают более узкий круг участников и конкурируют как с ЗТС АТЭС, так и между собой. Россия как в «японском», так и в «американском» вариантах вычеркивается из региональных интеграционных процессов.
Российский интерес
Тесные связи РФ с экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона – свершившийся факт. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России со странами АТЭС в 2014 г. вырос на 1,3% и составил $211,2 млрд. Для сравнения: по предварительным данным Минэкономразвития, за тот же период торговля с ЕС сократилась на 8,8%, со странами СНГ на 12,6%, а со странами Таможенного союза – на 7%. На долю АТЭС приходиться 27% всех экспортно-импортных операций в России, больше только у Евросоюза (48,2%). Вместе страны АТЭС и ЕС совокупно обеспечивают 34 внешнего товарооборота России.
Разворот «лицом» к АТР поможет Москве решить целый ряд стоящих перед ней задач. Это и открытие новых рынков сбыта вместе с удешевлением импорта, и развитие восточных территорий (Сибири, Дальнего Востока), и дополнительный приток инвестиций, и развитие системы образования. Глобальный контекст участия России в АТЭС – формирование единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, о чем неоднократно говорили и Владимир Путин, и глава МИД Сергей Лавров.
В своих планах Россия имеет такого серьезного союзника, как Китай. Его инфраструктурный проект «Экономический пояс Шелкового Пути» – практическая реализация российской идеи «сухопутного моста» между АТР и ЕС.
Китай руководствуется несколькими мотивами, объясняет руководитель программы Московского Центра Карнеги «Россия в АТР» Александр Габуев в своей статье в «Вестнике АТЭС». В экономике Пекин будет продолжать стимулировать рост ВВП и высокий уровень занятости населения за счет реализации крупных инфраструктурных проектов. Повышение стоимости рабочей силы у побережья заставляет Поднебесную создавать новые производства для рынка ЕС во внутренних западных районах страны. Но в таком случае возникает проблема доставки. Внутренняя железнодорожная сеть и порты, находящиеся на востоке, работают на пределе возможностей. К тому же геополитически Китай сильно зависим от морских путей доставки, а потому новый Шелковый путь в Европу решает целый ряд проблем для Пекина.
К тому же «российский» маршрут скоростной дороги в ЕС имеет ряд неоспоримых преимуществ перед «закавказским» и «иранским». Главным из них является Евразийский союз. По пути с конвейера до конечного потребителя в Европе китайская продукция пересечет лишь две таможенные границы (ЕАЭС и ЕС), что значительно уменьшит ее стоимость. Интерес России, Казахстана, Киргизии и Беларуси понятен: налаженный товаропоток между двумя крупнейшими мировыми экономическими центрами принесет немалые дивиденды транзитным странам. Именно поэтому, работая в рамках АТЭС, Москва не раз отмечала, что отстаивает консолидированную позицию всех стран ЕАЭС.
С Евразийским союзом связан еще один ракурс интеграции в АТР – «межблоковая коммуникация». Данную экспертную концепцию создали специалисты Центра исследований АТЭС. По их мнению, анализируя современные международные процессы, важно говорить не о сотрудничестве отдельных стран, а о взаимодействии между экономическими блоками. Форум АТЭС является идеальной экспериментальной площадкой для диалога таких организаций, как АСЕАН (страны Юго-Восточной Азии), НАФТА (Канада, Мексика, США) и ЕАЭС. Потому в краткосрочной перспективе стоит ожидать продолжения комплексного сотрудничества между странами по ряду гуманитарных, финансовых и таможенных вопросов, но не более.
Формирование полноценной ЗТС АТЭС требует целого ряда изъятий, уступок и льгот для наименее развитых стран сообщества, а главное – консолидированной позиции основных стран-участниц (Китай, Россия, США, Япония) по данному вопросу. Но ее пока не предвидится.
__________________
Фото – http://tass.ru/politika/1582763