Главный исполнительный орган ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия опубликовала отчет по итогам своей работы в 2014 г. Несмотря на то, что прошедший год для России и союзных ей государств оказался одним из самых непростых со времени распада СССР, в развитии евразийской интеграции есть достижения, значение которых скажется в недалеком будущем. Разумеется, есть и проблемы.
Итоговый отчет ЕЭК можно условно разделить на три части: территориальное расширение ЕАЭС, его взаимодействие с третьими странами, главным образом в форме создания зон свободной торговли (ЗСТ), а также внутреннее экономическое развитие союза, включая устранение торговых барьеров и совершенствование институтов. На всех направлениях в прошлом году были достигнуты определенные успехи, проявившиеся уже в первой половине 2015 г. Одновременно в развитии ЕАЭС наметился и негатив, вызванный противостоянием с Западом и начавшимся экономическим кризисом.
Главным достижением евразийской интеграции в 2014 году ЕЭК считает подписание 29 мая в Астане В. Путиным, Н. Назарбаевым и А. Лукашенко договора о создании Евразийского экономического союза. Его заключение ознаменовало переход от Таможенного союза (2011 г.) и Единого экономического пространства (2012 г.) к более глубокой форме интеграции, предусматривающей свободу «четырех пространств» – движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также выработку скоординированной экономической политики. Подписание договора произошло в самый разгар украинского кризиса, вскоре после присоединения Крыма к России, в связи с чем многие западные обозреватели выражали неприкрытую надежду на то, что оно не состоится. Определенные основания для этого были. Крымский прецедент вызвал сильное беспокойство среди некоторых стран СНГ, увидевших в этом угрозу своей легитимности.
Тем не менее подписание договора состоялось, и это в условиях самого острого за последние полвека противостояния с Западом стало безусловным успехом России. Появление Таможенного союза изначально было воспринято США и ЕС как проблема, за которой маячило возрождение СССР. На экспертном уровне, не предназначенном для широкой публики, американцы, как свидетельствуют публикации «теневого ЦРУ» – фонда «Стратфор», прекрасно понимали, что к воссозданию своей империи Россия вовсе не стремится. «…Сущность российской стратегии после ренессанса государственной власти в России состоит в воссоздании системы взаимоотношений в рамках бывшего Советского Союза, которые будут представлять собой экономическое сотрудничество и создание стратегической глубины, при условии, что Россия не будет брать на себя обязательства за внутреннюю политику других наций, – утверждали аналитики «Стратфора» в апреле 2012 г. – В отличие от Российской империи или Советского Союза, стратегия Путина состоит в том, чтобы строить отношения на взаимной основе без обязательств отвечать за другие народы».
Тем не менее само по себе возникновение на восточных границах ЕС нового экономического объединения во главе с Россией, не интегрированного в западные структуры, вызвало резко негативную реакцию. Появление альтернативного интеграционного проекта со своими правовыми, экономическими и техническими нормами отнюдь не входило в планы Запада, рассчитывавшего на включение постсоветских государств в свою сферу влияния в рамках «Восточного партнерства». Поэтому никакого восторга от появления ЕАЭС США и Евросоюз не испытывали, рассматривая его как препятствие для осуществления своих планов по экономической колонизации территории бывшего СССР. Не случайно президент ВТБ А. Костин, комментируя на Петербургском экономическом форуме отношения России и Запада, отметил, что «возникновение Евразийского союза вообще было воспринят как угроза».
В том же ключе Запад рассматривал и дальнейшее расширение Евразийского союза, который в 2014 г. продемонстрировал в этом направлении значительные успехи. В прошлом году был завершен процесс присоединения к ЕАЭС Армении, которая стала полноправным участником объединения 2 января 2015 г., и принят план интеграции Киргизии, окончательно присоединившейся к ЕАЭС в мае. Между тем США и ЕС в отношении обеих республик вынашивали свои планы. Армения, являющаяся стратегическим плацдармом России в Закавказье, рассматривалась как перспективный участник «Восточного партнерства», призванного постепенно вывести ее из-под экономического и политического влияния Москвы. Киргизия, которая является таким же плацдармом РФ в Центральной Азии, вплоть до июля 2014 г. была местом дислокации крупнейшей в регионе военной авиабазы США. Ее ликвидация, являвшаяся неформальным условием активизации экономического сотрудничества и инвестиций со стороны России, была воспринята американцами крайне негативно, и попытки восстановить базу в том или ином виде активно предпринимаются до сих пор.
Еще одним направлением развития ЕАЭС является заключение соглашений о ЗСТ, в соответствии с которыми стороны, не создавая, как в рамках ТС, общего таможенного пространства, отменяют ввозные пошлины на определенные группы товаров. Интерес к заключению таких соглашений проявили уже более 40 стран, большинство которых находится в Азии. Первой страной, с которой ЕАЭС 25 мая подписал соглашение о создании ЗСТ, стал Вьетнам. По оценкам экономистов, заключение соглашения позволит за несколько лет увеличить двусторонний товарооборот в 2,5 раза – с 4 до 10 млрд. долл. Переговоры о создании ЗСТ ведутся также с Израилем, Индией и Египтом. До недавнего времени их участниками были Новая Зеландия и Европейская ассоциация свободной торговли, объединяющая Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн. Но после начала украинского кризиса все переговоры с европейскими партнерами по их инициативе были заморожены, и единственным ориентиром для ЕАЭС стал «разворот на Восток».
При этом в экономическом плане прошедший год стал самым сложным со времени создания в 2011 г. Таможенного союза. Антироссийские санкции Запада и обвал курса рубля в ноябре прошлого года породили большие диспропорции во внутрисоюзной торговле. Резкое удешевление российских и подорожание импортных товаров, включая произведенные в странах ЕАЭС, привели к сокращению объемов импорта из Белоруссии и Казахстана, продукция которых стала менее конкурентоспособной. Это вызвало недовольство белорусских властей, для которых продовольственный экспорт является одним из главных источников валютной выручки, а Казахстан даже вынужден был ввести временные ограничения на импорт из РФ алкогольных напитков и бензина, грозивших обрушить внутренний рынок. Сложности сохранились и в первом квартале 2015 г. По итогам января-марта объем взаимной торговли стран ЕАЭС сократился почти на треть (30,5%), причем Россия из-за падения рубля пострадала меньше (25,1%), чем Казахстан (31,1%) и Белоруссия (40,6%).
Тем не менее, осознавая временный характер экономических сложностей, страны ЕАЭС продолжили работу над интеграцией различных секторов и отраслей экономики. Вступление с 1 января в силу договора о создании ЕАЭС еще не означает, что все внутренние барьеры на территории союза устранены. Формирование единых рынков будет происходить постепенно, чтобы не нанести существенного ущерба национальным экономикам. Так, с 1 января 2015 года введен в действие перечень из 43 секторов услуг, которые должны составить единый рынок. С 1 января 2016 г. страны ЕАЭС договорились создать единые рынки лекарств и медицинских изделий. Близка к завершению работа по созданию единого рынка труда. С 2019 г. заработает единый электроэнергетический рынок, концепция которого была разработана в 2014 г. В прошлом году начата работа над новым Таможенным кодексом, предусматривающим переход на электронный документооборот и ускорение таможенных процедур.
До конца текущего года ЕАЭС, превратившемуся из первоначальной «тройки» в «пятерку», предстоит сосредоточиться на интеграции Армении и Киргизии, с адаптацией которых к общесоюзным нормам существует еще много проблем, а также на преодолении спада во взаимной торговле. При этом антироссийские санкции и экономический кризис не только создают проблемы, но и открывают новые возможности. Возникает стимул к развитию отечественного производства и освоению новых рынков, на которых ранее доминировали западные компании.