Власти Кыргызстана, возможно, впервые за всю историю независимости показали молниеносную работу в сфере внешней политики. Напомним, 17 июля Кабинет министров страны во всеуслышание заявил о намерении расторгнуть соглашение по сотрудничеству с правительством Соединенных Штатов Америки от 1993 года. Поводом для столь кардниального решения стала награда Госдепа «Защитник прав человека», присужденная кыргызстанскому правозащитнику Азимжану Аскарову, который осужден на пожизненный срок за разжигание межэтнической вражды, организацию массовых беспорядков и соучастие в убийстве сотрудника милиции в июне 2010 года.
Посольство США крайне негативно отреагировало на ситуацию, прямо заявив, что помощь, предоставляемая более 20 лет для борьбы с экстремизмом, повышения экономического роста и создания рабочих мест, улучшения системы образования, а также программы поддержки демократического развития Кыргызстана будут прекращены.
Ну а в Госдепартаменте США, похоже, не поверили в серьезность намерений властей маленькой, далеко не богатой страны. Главное внешнеполитическое ведомство Кыргызстана в своем заявлении связало политику Вашингтона по отношению к нашей стране с двумя факторами: выводом американской военной базы в прошлом году из международного аэропорта «Манас» и назначением главой дипмиссии Ричарда Майлза. Последний, как известно, «прославился» своей работой в таких горячих точках, как Югославия и Грузия и даже заслужил прозвище «убийца государств».
Пока заокеанские партнеры обсуждали ноту протеста МИД Кыргызстана, правительство республики перешло от слов к делу. 21 июля премьер-министр Темир Сариев поставил жирную точку в вопросе, подписав документ о разрыве партнерства по этой линии.
Стоит отметить, что по соглашению товары и другая собственность, предоставляемые по программам помощи США, ввозились в республику без таможенных пошлин и налогов. А гражданскому и военному персоналу автоматически предоставлялся дипломатический статус. Кыргызстан был единственным государством в Центрально-Азиатском регионе, где Америка имела подобные договоренности.
Прощай, особый статус!
«Скорей всего, это вынужденное решение со стороны наших властей. Последние события вокруг кыргызско-американских отношений в преддверии парламентских выборов, а также в связи со сближением Кыргызстана с ЕАЭС вызывают некоторые опасения у руководства страны, – считает политолог Марс Сариев. – В соглашении был пункт о предоставлении дипломатического статуса гражданам США. Не исключено, что были опасения, что этот момент мог использоваться как канал финансирования для дестабилизации внутренней обстановки в стране. Нельзя исключать и роль НПО и других грантоедов в этом вопросе. Кыргызстан выбрал один вектор развития – российский, в дальнейшем мы полностью перепрофилируемся на финансовую помощь России и, возможно, Китая. Прошедший саммит БРИКС в Уфе это показал».
По мнению аналитика, случившееся, безусловно, отразится на двусторонних взаимоотношениях Кыргызстана и США, но страшных последствий республике пока ждать не стоит. Но следует опасаться вмешательства Вашингтона в дела республики в будущем. «Американские власти не ожидали такого поворота событий. Кыргызстан нанес удар по имиджу США в Средней Азии. Они вышли из разряда особенных, и теперь будут, как все. С одной стороны, – заключает М. Сариев, – мы лишимся помощи в области образования. Гражданские активисты теперь будут давить на эмоции студентов и родителей школьников, мечтающих учиться в американских школах и университетах. Однако здесь есть одно «но». Я уверен, что рано или поздно Вашингтон попытается получить выгоду из сложившейся ситуации и начнет проводить свою политику в Кыргызстане более жестко, к примеру руками энпэошников. Такой сценарий был в Ираке, Иране и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Ситуация может усугубиться в любой момент, и у нас могут произойти события, аналогичные украинским. Тогда нам будет не до учебы за границей и не до поставок дешевых компьютеров в местный Белый дом».
Марс Сариев убежден в том, что США не оставят попыток раскачать ситуацию в Кыргызстане
Тревожный пазл
«Денонсация соглашения с США – это вполне корректное реагирование на сам факт присуждения премии Госдепа Азимжану Аскарову. Денонсация соглашения не означает разрыв дипломатических отношений. Она лишь отменяет отношения особой дружбы, – говорит еще один политический эксперт Шерадил Бактыгулов. – Многие рассматривают награждение Аскарова премией Госдепа как предупреждение о возможном влиянии США на ситуацию в стране. Также настороженно стоит относиться и к назначению Ричарда Майлза временным поверенным в делах США в КР. Если мы еще посмотрим на предупреждающие окрики Запада по законопроекту об иностранных агентах, по проекту закона о запрете гей-пропаганды, то в принципе складывается достаточно тревожный пазл для Кыргызстана».
Политолог подчеркнул, что уже прозвучали мнения, будто решение правительства КР о денонсации соглашения с США может повлиять на сотрудничество нашей страны с такими финансовыми институтами, как Азиатский банк развития и Всемирный банк. Однако, по его словам, на самом деле не все так страшно, как пытаются преподнести приверженцы прозападных принципов.
«Американцы заявляют, что за 20 лет было оказано помощи более чем на 1 миллиард долларов. При этом структура помощи не раскрывается. Но помощь, которая оказывается, в большинстве своем реализуется через сеть логистических компаний, которые не менее 60 процентов денег оставляют себе как производственные издержки, операционные расходы. Таким образом, мы не знаем, сколько из этой суммы действительно пришло в Кыргызстан. Если мы посмотрим по инвестициям в нашу страну, то США нет даже в первой семерке стран-инвесторов. Львиная часть американской помощи приходится на поддержку некоммерческих организаций и различных проектов», – считает Ш. Бактыгулов.
Шерадил Бактыгулов: учитывая последние окрики Запада, для Кыргызстана складывается тревожный пазл
* * *
Сегодня в кыргызстанском обществе нет единого мнения о том, что же на самом деле произошло между официальным Бишкеком и Вашингтоном. Одни предполагают, что действия США – это ответ Кыргызстану на вывод военной базы из аэропорта «Манас». Другие уверены, что, присудив премию преступнику, американцы таким образом отреагировали на присоединение республики к ЕАЭС. Ну а третьи усмотрели в случившемся поддержку оппозиционеров, которые, к слову, не раз наведывались на Капитолийский холм.
Независимо от всех этих предположений, важно, что власти Кыргызстана продемонстрировали готовность адекватно реагировать на попытки заокеанских политиков вытирать о страну ноги.