Состоявшийся недавно саммит ШОС в Уфе принял ряд документов, важнейшим из которых стала Стратегия развития до 2025 г. Благодаря ей, а также приему в состав Шанхайской организации сотрудничества Индии и Пакистана организация вышла на новый уровень. Кроме того, после снятия санкций ООН против Ирана отпали последние ограничения для принятия этого государства, давно уже желающего войти в состав организации. Партнёрами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал, а Белоруссия стала наблюдателем. В связи с этим перед ШОС открываются реальные перспективы разрешения ряда замороженных и потенциальных конфликтов.
* * *
Наиболее известным, длительным по времени и потенциально опасным конфликтом, урегулирование которого может стать гигантским шагом вперёд в миротворческих усилиях ШОС, является ситуация, давно сложившаяся между новыми членами организации – Индией и Пакистаном.
Эти два государства возникли в результате отказа Великобритании от своей колонии. Уходя из Индии, британцы поделили её территорию на два будущих государства, учитывая конфессиональные предпочтения населения. При этом ряду территорий предоставили возможность самостоятельного выбора государственной принадлежности. Но не путём референдума, а согласно решению действующего на тот момент правителя. Правитель провинции Джамму и Кашмир, индуист по вероисповеданию, проигнорировал мнение мусульман, составлявших около 80% населения, выступив за присоединение к Индийскому государству. Это привело к межконфессиональному конфликту, поддержанному пакистанскими вооружёнными отрядами, и северная часть провозглашённого индийским штата Джамму и Кашмир оказалась под фактическим контролем Пакистана.
Впоследствии между двумя странами произошло несколько вооружённых конфликтов из-за северных территорий штата. Однако после обретения обоими государствами ядерного оружия продолжения столкновений не последовало: уж больно страшные «дубинки» оказались в руках обеих стран, и их руководители посчитали благоразумным не испытывать судьбу провоцированием новых военных действий.
Факт вступления государств в ШОС уже дал свои плоды: их руководители в Уфе договорились о том, что индийский премьер Нарендра Моди посетит с официальным визитом Пакистан в 2016 г. Столь редкое явление для двух государств даёт серьёзный шанс минимум на потепление отношений между ними. А максимум на то, что кашмирская проблема, зародившаяся ещё в 1949 г., будет благополучно разрешена.
Главы государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, главы государств и правительств стран – наблюдателей в ШОС и главы делегаций международных организаций (Уфа, 10 июля 2015 г.)
* * *
Ещё один территориальный спор, который имеет шанс на урегулирование в рамках ШОС, относится к двум государствам-наблюдателям – Азербайджану и Армении. Речь идёт о проблеме Нагорного Карабаха, некогда армянского анклава на территории Азербайджана. В результате межнационального конфликта, развязанного ещё в 1988-1989 гг., едва получившие независимость бывшие советские республики оказались в состоянии войны друг с другом. В результате трёхлетней войны за Азербайджаном остались небольшие участки бывшей НКАО. В то же время практически вся бывшая автономная область и азербайджанская территория, отделяющая Карабах от Армении, контролируются Ереваном.
Уже более 20 лет между двумя странами идут дипломатические баталии о судьбе спорных территорий, время от времени перерастающие в пограничные столкновения. С другой стороны, ещё с советских времён земли Армении отделяют от основной азербайджанской территории Нахичеванскую автономную республику, что после Карабахской войны создаёт существенные трудности в сообщении Азербайджана с нахичеванским анклавом.
Ситуация вокруг конфликта настолько напряжена, что между государствами отсутствует железнодорожное сообщение, а ряд трубопроводов из Азербайджана в Армению заглушены. Напряженность привела к тому, что вновь строящиеся трубопроводы Баку предпочитает тянуть на территорию Турции по более протяжённому маршруту через Грузию, а не через Армению.
Разумеется, столь застарелый и острый территориальный спор невозможно разрешить быстро, но, как известно, примирение возникает во время совместной взаимовыгодной деятельности. И ШОС является отличной площадкой для поиска точек соприкосновения в проектах, способных вызвать интерес у обоих кавказских государств.
* * *
Самые же сложные отношения – между двумя наиболее населёнными странами мира Индией и Китаем. Причин для напряжённостей много. Это и пограничные споры, вызвавшие в прошлом не одно боевое столкновение с применением бронетехники и авиации. Часть территории северного Кашмира, называемая Аксай Чин и примыкающая к Синцзяну, контролируется Пекином, что оспаривает Дели. В последние годы серьёзно обострились китайско-индийские споры за водные ресурсы, поскольку в планах КНР, испытывающей серьёзные проблемы с водой, «поворот рек», текущих в Индию. Индийское правительство всерьез беспокоится, что изменение русла в верховьях основных водных артерий приведет к водному дефициту в самой Индии. Очень болезненно воспринимают в Дели и китайско-пакистанские проекты постройки автодорог и трубопроводов по спорной территории Кашмира.
Впрочем, как Дели, так и Пекин настроены на конструктивный дипломатический диалог, хотя и позиционируют друг друга в качестве главных экономических соперников. При этом первые лица государств в 2014-2015 гг. впервые за долгие годы обменялись дружественными визитами, прошедшими в их родных городах, что подчёркивает их стремление продемонстрировать взаимное уважение.
Знаки внимания поддерживаются и реальными экономическими делами. Так, во время визита Н. Моди в Китай только на встрече с китайскими бизнесменами в Шанхае был подписан 21 контракт на общую сумму в 22 млрд. долл. Реализуется совместный проект по созданию «экономического коридора» Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма.
* * *
Наиболее острый внутренний конфликт Центральной Азии – это Афганистан, ставший наблюдателем в ШОС, минуя статус партнера. После этого этапа следует полная интеграция в организацию. Страна пребывает в весьма плачевном экономическом состоянии после 35 лет непрестанных внутренних войн, чередующихся присутствием на его территории иностранных военных контингентов. Ситуация осложняется тем, что американские военные власти подтолкнули население страны к превращению её в главного поставщика наркотиков для Европы. Мало того, наркотрафик из Афганистана непосредственно связан с американскими военными базами, через которые происходит ротация армейцев и поставка грузов для них.
Несмотря на былое противостояние в ходе Афганской войны, и у России, и у Китая, и у Пакистана сохранились неплохие связи в стране. Кроме того, в многонациональном Афганистане проживают крупные этнические группы узбеков и таджиков, а Узбекистан и Таджикистан были в числе создателей ШОС. Одним же из главнейших направлений деятельности ШОС является борьба с наркотрафиком. Поэтому организация имеет значительные шансы повлиять на снижение внутренней напряжённости в Афганистане путём привлечения его к совместным экономическим проектам. В частности, через Афганистан должно пройти одно из ответвлений «Нового шёлкового пути», призванного связать Китай с Ираном и Ближним Востоком.
* * *
В предложенном США проекте «Нового шёлкового пути», который предусматривал исключение России из схемы транспортного коридора, соединяющего Китай с Европой, Вашингтон сам оказался лишним, и Пекин быстро перехватил инициативу. Но уже не на американских условиях, а руководствуясь собственными прагматическими интересами. Лоббируемый Штатами маршрут из-за созданной ими же «дуги нестабильности» на Ближнем Востоке сегодня непроходим, поскольку ряд государств на этом маршруте втянут в боевые действия с боевиками ИГИЛ.
Реально реализовать проект лишь двумя маршрутами – морским через Индийский океан и Суэцкий канал или сухопутным – через Казахстан, Россию и Белоруссию. Морской, более протяжённый по расстоянию и срокам поставок, тем не менее позволяет связать КНР с ближневосточными партнёрами. Альтернатива ему – сухопутный транспортный коридор, включая трубопроводный, проходящий через Пакистан.
Возрождение «Шёлкового пути», ставшее одной из главных тем саммита ШОС в Уфе, уже благотворно сказывается на снижении напряжённости в регионе, поскольку о своём желании присоединиться к проекту и принять участие в создании инфраструктуры проекта заявил целый ряд государств. Например, Индия высказала желание продолжить транспортный коридор из китайского города Каши в пакистанский порт Гвадар до своей территории. Экономические перспективы этого маршрута даже превысили политические претензии к тому, что маршрут коридора проходит по спорной территории Кашмира. Ну а после снятия международных санкций с Ирана и устранения препятствий для приёма этой страны в ШОС миротворческий потенциал организации прирастёт новыми возможностями.
Таким образом, деятельность Шанхайской организации сотрудничества имеет все основания если не окончательно решить, то хотя бы минимизировать конфликтную ситуацию в регионе. В первую очередь, между государствами, являющимися её членами, наблюдателями или партнёрами. Поскольку основана эта деятельность на древней, понятной всем мудрости: торговать выгоднее, чем воевать.
______________
Фото – kremlin.ru