Недавно Литва, Латвия и Эстония присоединились к Концепции «рамочных наций», утвержденной НАТО. Согласно этой концепции, европейские страны должны формировать кластеры из крупных и мелких государств во главе с «рамочной нацией». В данном случае прибалтийский кластер возглавила Германия, вокруг военного командования, логистики, управления и разведки которой и осуществляется теперь общее руководство оборонной сферой этой территории.
Кризис жанра
О необходимости создания «новой архитектуры безопасности альянса» впервые заговорили на прошлогоднем саммите НАТО в Уэльсе. А уже в декабре прошлого года немецкий Институт по безопасности и международным делам представил концепцию «рамочных наций». Ее авторы предложили, чтобы маленькие государства альянса группировались вокруг более крупной страны, которая и станет организовывать оборону той или иной территории, а остальные будут подключать свои специализированные возможности, например ПВО или инженерные подразделения. По их мнению, подобный поход позволил бы осуществлять военное планирование более подробно, достоверно и скоординированно. А министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен объявила, что таким образом получится усилить роль старых членов НАТО и продуктивнее вовлечь в процесс новых, а также исправить дисбаланс по разделу «издержки» как с США, так и внутри Европы. Министр призвала дать «европейский ответ европейской проблеме».
Вообще-то, новую концепцию пришлось принимать не от хорошей жизни. Невзирая на растущую напряженность в отношениях с Россией, военные расходы стран НАТО сокращаются и будут дальше сокращаться. Согласно данным, опубликованным руководством альянса в июне, военные расходы стран блока снизятся в нынешнем, 2015 году, примерно на 1,5%. При этом в прошлом году было отмечено снижение на 3,9%. Генсек альянса Йенс Столтенберг отчаянно призывает соблюдать параграф договора НАТО, согласно которому входящие в блок страны обязаны отчислять на военные нужды не менее 2% от ВВП (в последнее время этому правилу следовали лишь Великобритания, Польша и, как ни странно, Греция). Й. Столтенберг взывает: «Мы стоим перед новыми вызовами, и мы больше не можем отвечать на них, расходуя так мало средств».
Что касается Германии, то в течение прошлого десятилетия она пережила ощутимое сокращение своей «оборонки», связанное в том числе и с экономическим кризисом 2008-2009 гг. Сейчас эта политика продолжается – Берлин не увеличивает федеральный бюджет и расходы на бундесвер. Даже наоборот, военный бюджет государства сократился в 2015 году на 3 млрд. долларов по сравнению с прошлым годом. Таким образом, на обеспечение армии страна потратит 1,09% своего ВВП. Для сравнения: в прошлом году на финансирование военных у Германии ушло 1,14% ВВП, а в 2013-м – 1,3%. В стране отменили воинский призыв, что повлекло уменьшение личного состава бундесвера с 220 до 185 тысяч человек. Снижается количество танков, самолетов и бронемашин, да и те, что остались, часто не соответствуют необходимым нормам. Если верить правительственным отчетам, просачивающимся в прессу, бундесвер нуждается в серьезной модернизации своего вооружения и инфраструктуры. Случаи, когда военная техника и оборудование ломаются, происходят все чаще. И вот теперь немцы пытаются восстановить свой военный потенциал, привлекая вклады маленьких государств.
В настоящее время к концепции присоединились уже 16 стран. «Создание совместных сил является неотъемлемой частью предпринимаемых в этом году в нашем государстве мер по гарантии безопасности и осуществлению плана подготовительных действий НАТО. Как Германия, так и другие входящие в группу страны активно участвуют в организуемых в Литве международных учениях, в миссии воздушной полиции НАТО в странах Балтии, выделяют корабли для подразделения альянса, несущего дежурство в Балтийском море. Я уверен, что эта инициатива позволит лучше использовать возможности отдельных государств и опыт обеспечения региональной безопасности», – говорит по этому поводу министр обороны Литвы Юозас Олекас.
По данным возглавляемого им ведомства, члены сформировавшейся вокруг Германии группы планируют совместно расширить возможности логистики, ПВО, систем разведки, медицинской поддержки. Ю. Олекас подчеркнул, что «сотрудничество основано на принципе «умной обороны», при которой страны объединяют ресурсы, создавая потенциал, недостижимый для них по отдельности». По его словам, такое взаимодействие также создает возможности лучше подготовиться к совместным операциям НАТО.
Некоторые геополитики увидели в происходящем ретроспективно-реваншистский оттенок: в XIII веке немецкие крестоносцы завоевали Прибалтику (за исключением Литвы), а потом их потомки в течение столетий удерживали контроль над регионом. И вот теперь, мол, Германия возвращает себе власть над Балтией… Однако, думается, истинный смысл происходящего куда более приземленный, и заключается он в желании «наварить» на «лохах», «впаривая» им чувство безопасности от «злой России».
Кукрыниксы всегда актуальны!
Несите ваши денежки…
Ведь прибалты в полном соответствии с пожеланиями немцев готовы увеличивать свои военные расходы, о чем не устают заявлять представители правительств Литвы и Эстонии. В связи с этим колумнист журнала The Strategic Culture Foundation Финиан Каннингем даже выразил опасение, что, подстегивая своих «юных друзей» выделять больше денег на армию, «старые страны НАТО» могут привести их к «греческому варианту». Здесь, по его мнению, интересы немцев, желающих за счет соседей поправить дела бундесвера, всецело совпадают со стремлением США, да и других правительств, которые поумнее, увеличить число заказов для своего ВПК. При этом, по словам эксперта, будущее «похмелье от излишних военных расходов» грозит, в первую очередь, Польше, странам Прибалтики, а также скандинавским государствам. «Несмотря на происходящее агрессивное военное позерство по отношению к России, возглавляемое США, реальной целью на самом деле может быть не перспектива войны с РФ. А скорее создание атмосферы страха и небезопасности от «российской угрозы» для того, чтобы повысить военные расходы вышеупомянутых членов НАТО», – считает колумнист. Он напоминает, что именно крупные военные расходы, которые Греции не удалось сократить, привели страну к экономическому кризису. Теперь же, по мнению Ф. Каннингема, в ближайшие годы Штаты, а также их немецкие, французские и британские коллеги «выкачают» миллиарды долларов из глупых членов НАТО, боящихся «российского призрака».
Предположение колумниста можно подкрепить множеством примеров. Так, в конце минувшего июня Министерство обороны Латвии заявило, что потратит около 67 млн. евро (доходы всего госбюджета на 2015 год рассчитаны в размере 7,3 млрд. евро) на закупку тактических радиостанций и комплектующих к ним. Имеются в виду модели раций Falcon-II и Falcon-III, которые планируется использовать как для контрактников Национальных вооруженных сил, так и для членов гражданского ополчения «Земессардзе». Отметим, что ни Falcon-II, ни Falcon-III не являются новинкой для латвийской армии – она применяет их еще с 1999 года. «Речь идет об увеличении количества этих радиостанций для того, чтобы улучшить координацию войсковых подразделений. Закупка будет произведена у отдела американской компании Harris Corporation RF Communications Division», – пояснили в Минобороны.
Еще раз подчеркнем: Латвия собирается угрохать почти 67 млн. евро на одни только старые рации! Страна, в которой регулярно проходят акции протеста учителей и пенсионеров, безуспешно требующих повышения зарплат и пенсий! А ведь это лишь «цветочки» – впереди крупные закупки у США зенитных комплексов Stinger, разработанных еще в 1980-е. Неудивительно, что многие возмутились: вместо того чтобы поддерживать социальную сферу, мотивируя оставшееся население не выезжать из и так обезлюдевшей страны, власти тратят народные денежки на заваль с американских военных складов.
Впрочем, активно приобретать военную технику Латвия начала еще в 2014 году, когда Минобороны решило купить у Великобритании 123 единицы «малопользованной и восстановленной гусеничной бронетехники» (боевые машины Scimitar, вооруженные 30-мм пушкой, бронетранспортеры Spartan, Sultan и Samson, оснащенные пулеметами калибра 7,62 мм, а также медицинские бронетранспортеры Samaritan). Общая сумма сделки составит около 70 млн. евро. В свою очередь, гражданское ополчение «Земессардзе» получит 800 противотанковых гранатометов Carl Gustaf шведского производства, а также 50 грузовиков Scania и 50 вездеходов Mercedes Benz на общую сумму 4 миллионов евро. Вся автотехника закупается в Норвегии, где она состояла в долгосрочном резерве.
Или другой пример: в мае Литва договорилась с Германией о приобретении 16 самоходных артиллерийских установок из арсенала бундесвера. Однако, хотя Министерство обороны в Вильнюсе и сообщило, что, дескать, сделка состоится «на выгодных условиях» для покупателя, литовские власти оказались умнее латышских: они не стали раскрывать народу цифры стоимости приобретаемой техники. Ранее Вильнюс получил первую партию переносных зенитно-ракетных комплексов GROM производства польской компании MESKO S.A. Это оружие обошлось литовцам в 34,041 млн. евро. В дальнейшем они планируют купить также системы противотанковой обороны средней дальности.
А вот и новости из Эстонии: Таллин решил разжиться в Нидерландах 44 бэушными БМП CV90. Стоимость контракта опять же не разглашается, но, по оценкам экспертов, она составит порядка 100 млн. евро. Кроме того, подписан договор о приобретении у США 350 противотанковых ракетных систем Javelin на 55 млн. долларов. Кстати, в апреле главы правительств Литвы и Эстонии договорились о покупках оружия вскладчину, так как по отдельности это выходит слишком дорого. Теперь военные эксперты из обоих государств договариваются о том, на что именно пустить «еврики», изъятые из кармана «совокупного» налогоплательщика.
Закупая в США, Великобритании, Германии бэушную военную технику, страны Балтии помогают «рамочным нациям» освобождать склады от старья и набивать карманы
Таким образом, общий смысл происходящего хорошо понятен: «подтаскивая» малые страны в «оборонные кластеры НАТО», руководство блока придумало хороший способ доить их. Потому что в этом для Запада и заключается по большому счету суть нынешнего геополитического кризиса: заставить крупные суммы перекочевать из карманов рядового народонаселения на счета промышленников и генералов.