- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Как сделка по иранской ядерной программе отразится на экономике Армении

После заключения соглашения 14 июля в Вене по ядерной программе между Ираном и «шестеркой» (20 июля СБ ООН единогласно принял резолюцию в поддержку соглашения, достигнутого в столице Австрии) в Ереване начались дискуссии о том, что даст этот международный дипломатический прорыв Армении. В частности, возникает вопрос о том, как имплементация этого соглашения скажется на национальной экономике.

Кратко характеризуя сложившуюся после подписания соглашения в Вене ситуацию, министр экономики Армении Карен Чшмаритян отметил, что «это (предполагаемая отмена антииранских санкций. – Ред.) будет дополнительным кислородом для нашей экономики». Официальные лица в Ереване полагают, что позитивный тренд может быть обозначен только после того, когда станет ясен график снятия с Ирана как международных, так и односторонних (американских) санкций. При этом министр экономики не согласен с тем, что снятие санкций с Ирана почти наверняка приведет к стабильному падению цен на нефть и период относительно низких цен на углеводородное сырье может продлиться достаточно долго.

Однако здесь не все так однозначно, поскольку парадоксом складывающейся ситуации является то, что экономическая ситуация в стране, где нет запасов углеводородного сырья и которая не является его транзитером, в значительной степени зависит именно от цен на… нефть. Дело в том, что экономика Армении, как известно, в значительной степени зависит от денежных трансфертов, получаемых от армянских трудовых мигрантов, работающих за рубежом, прежде всего в России. (1)

Снятие международных и односторонних санкций приведет к тому, что Иран в достаточно короткий срок вернется на международный рынок углеводородов, прежде всего нефти. Это обстоятельство будет способствовать снижению цен на данный вид сырья, хотя вряд ли дополнительные объёмы с иранских месторождений приведут к каким-либо качественным сдвигам на мировом энергетическом рынке. В серьезном повышении цен на нефть пока не заинтересованы крупные поставщики нефти на мировой рынок, участники ОПЕК, т.к. высокая цена может сделать конкурентоспособными компании (прежде всего американские), которые организуют добычу нефти с использование технологий гидравлического разрыва пласта.

Другой блок вопросов, связанных с соглашением по иранской ядерной программе и его возможных последствиях для экономики Армении, касается двусторонних и многосторонних экономических проектов. В связи с этим отметим следующие важные обстоятельства. У Армении отсутствуют серьезные проблемы с Ираном, прежде всего в сфере безопасности. Другое дело, что в последние годы наблюдается некоторый «застой» в двусторонних отношениях. Последние обусловлены многими обстоятельствами. В частности, для Тегерана очень важно, что Армения является членом ОДКБ, никогда не претендовала на вступление в НАТО и никогда не упоминала о возможности предоставления своей территории для осуществления каких-то антииранских операций. Тегеран же никогда не участвовал в блокаде Армении и дважды проваливал антиармянские резолюции в Организации исламского сотрудничества (ранее – Организация Исламская конференция); армянские общины в Сирии и Ливане поддерживают режим президента Башара Асада, который является союзником Тегерана.

В целом экономические связи Армении и Ирана достаточно сильно отстают от политических. Однако, по мнению посла Ирана в Ереване Мохаммада Реиси, достигнутое в Вене соглашение открывает широкие возможности для двустороннего сотрудничества. В частности, речь могла бы идти о строительстве железной дороги из Ирана в Армению, в результате которого страна может стать транзитным звеном между Черным морем и Персидским заливом.

Правда, реальный объем товарооборота между странами составляет всего 300 млн. долларов, хотя есть договоренность о доведении его до 1 млрд. долларов. По большому счету армянская сторона, по положению на сегодняшний день, может мало что предложить иранскому рынку, который достаточно специфичен (например, армянские вина и коньяки там никому неинтересны). «При большом желании Армения не может стать даже средним игроком на иранском рынке. Кроме того, структура армянской экономики такова, что у нее нет большого наименования товаров, которые могли бы быть необходимы иранской стороне», – отмечает армянский иранист Севак Саруханян.

Именно «застоем» объясняется то, что Ереван и Тегеран никак не могут прийти к согласию вокруг реализации новых проектов. Прежде всего речь идет о строительстве вышеупомянутой железной дороги Иран – Армения (здесь нужны серьезные инвестиции: на отрезок от Мегри до Севана потребуется 3,2 млрд. долларов); о новом высоковольтном электрокоммуникационном коридоре между двумя странами; о Мегринской ГЭС.

Последние два проекта непосредственно связаны с финансовым содействием Ирана, поскольку в Армении нет средств для строительства подобных мощностей. При этом следует учесть то обстоятельство, что проект железной дороги Иран – Армения утратит свою значимость после ввода в эксплуатацию железной дороги Кезвин–Решт–Астара, который соединит иранскую железнодорожную систему с азербайджанской. В условиях снятия международных и односторонних экономических санкций с Ирана возрастает вероятность реализации проекта нового высоковольтного электрокоммуникационного коридора и Мегринской ГЭС. Правда, как нам представляется, это произойдет не сразу, а через несколько лет, когда тенденции в реализации сделки по ядерной программе Ирана станут достаточно устойчивыми. В случае разморозки иранских авуаров в США и других западных странах ближневосточная страна получит необходимые средства для реализации крупных проектов, среди них могут оказаться и совместные с Арменией.

Армения, несмотря на все ее проблемы, по-прежнему остается желанным местом для посещения иранских туристов, которые чувствуют здесь себя достаточно комфортно (в пиковый период их численность достигает 25-30 тыс. человек). Серьезную конкуренцию нашей стране в вопросе переориентировки туристического потока из Ирана мог создать Тбилиси, и казалось, что иранские путешественники начнут массово приезжать в Грузию. Однако этого не произошло. В 2014 году грузинские власти приняли решение о порядке пребывания в стране иностранцев, фактически упразднившее право и возможность иранцев посещать Грузию без въездной визы.

По оптимистичным прогнозам президента Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсена Газаряна, отмена санкций приведет к резкому росту торговли с Ираном и будет способствовать развитию работающих в Армении иранских малых предприятий. В настоящее время в Армении функционирует около 3 тысяч иранских фирм, как правило, мелких. Прямые инвестиции в 2014 году, по официальным данным, составили всего 45,6 млн. драмов (менее 100 тыс. долларов).

Даже чисто панорамный обзор двусторонних армяно-иранских отношений, прежде всего в экономическом блоке, указывает на наличие в них значительного нереализованного потенциала. С учетом этого можно сказать, что вышеупомянутая сделка по иранской ядерной программе и предстоящее снятие с Тегерана международных и односторонних санкций окажут неоднозначное влияние на экономику Армении. В краткосрочной перспективе (6 месяцев) будут превалировать, скорее, негативные факторы. Что касается среднесрочной перспективы (приблизительно 2-3 года), то пока не представляется возможным дать достаточно корректный прогноз по развитию армяно-иранских экономических отношений, а также экономики Армении в привязке к подписанным в Вене соглашениям.

Можно предполагать, что активное развитие торгово-экономических и финансовых взаимосвязей Ирана со странами Евразийского экономического союза уже в ближней перспективе создаст дополнительные предпосылки к более глубокому взаимодействию сторон. Нельзя исключать, что между ЕАЭС и Тегераном через некоторое время могут начаться переговоры о создании зоны свободной торговли. По утверждению армянского экономиста Ашота Арамяна, «российские компании переводят часть своего бизнеса в Армению, некоторые сейчас изучают этот рынок с тем, чтобы, не подвергаясь санкциям, экспортировать свои товары в страны Европейского союза». Вполне возможно, Армения могла бы стать важной площадкой сотрудничества и для хозяйствующих субъектов России и Ирана, включая атомную и альтернативную энергетику, развитие железнодорожной инфраструктуры, совместные проекты в сфере сельского хозяйства.

Очевидно, новый импульс двусторонним отношениям способен придать визит в Армению президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани, который ожидается до конца этого года.

_______________

Фото – russian.eurasianet.org

(1) Так, по итогам 2008 года был зафиксирован рост ВВП Армении в 13,7%. Через системы банковских переводов в Армению было переведено 1 млрд. 167 млн. долларов США. В тот же 2008 года Россия выручила от продажи нефти на мировом рынке 161 млрд. долларов. В 2011 году рост ВВП Армении составил 2,2%, объем трансфертов вырос до 1 млрд. 136 млн. долларов. Объем российской нефтяной выручки был рекордным за последние 7 лет, составив 181,8 млрд. долларов. По итогам 2014 года рост ВВП Армении составил 3,5%, объем частных трансфертов из-за рубежа снизился до 1 млрд. 220 млн. долларов. Объем российской выручки от продажи нефти снизился и составил 153,8 млрд. долларов.

 
Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2556
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика