Концепция внешнеполитического развития Белоруссии за последние годы не претерпела существенных изменений и по-прежнему основывается на стремлении получить максимальную выгоду от международного сотрудничества. При этом политические дивиденды, а также вопросы идеологического характера уже давно отошли на второй план, уступив место экономическим мотивам, от которых в настоящее время зависит будущее страны. Именно поэтому руководство Белоруссии с крайним оптимизмом восприняло решение недавнего саммита в Уфе наделить республику статусом государства-наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества.
Заявку на получение данного статуса республика подала еще в 2005 году, а в 2010 году стала партнером по диалогу. Теперь же Белоруссия, пускай и не став еще полноправным членом ШОС, получила дополнительную возможность реализовать здесь собственные интересы. В соответствии с положением о статусе наблюдателя страна получила право присутствовать на открытых заседаниях Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС и совещаниях руководителей министерств и ведомств; участвовать (пока без права голоса) в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию органов ШОС, распространять через исполнительного секретаря организации письменные заявления по интересующим её вопросам; получать доступ к документам и решениям соответствующих структур организации.
На первый взгляд, может показаться, что получение статуса наблюдателя не сильно улучшило позицию Белоруссии в ШОС, так как и прежде белорусская делегация могла участвовать в различных совещаниях, научных и экспертных встречах, а также заседаниях некоторых рабочих групп. Однако на самом деле подвижки серьезные. Теперь Минск сможет не только присутствовать на мероприятиях ШОС, но и распространять свои письменные заявления по вопросам, входящим в компетенцию организации, что дает прекрасную возможность ознакомить членов организации с конкретными возможностями взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Именно на это, в первую очередь, и рассчитывают белорусские власти. По словам министра иностранных дел РБ В. Макея, «Белоруссия готова как европейская страна стать своеобразным западным коридором Шанхайской организации и внести свой вклад в ее деятельность». «Для нас интересны проекты в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, ряд других проектов», – пояснил он.
Необходимо отметить, что большинство стран-членов ШОС, в том числе Россия и Китай, изначально поддерживали стремление белорусов получить статус наблюдателя. При этом, как отмечали в белорусском МИД, долгое время не удавалось «найти взаимопонимание по этому вопросу с Узбекистаном». Однако, как показал саммит в Уфе, все разногласия удалось преодолеть, в чем, к слову, не последнюю роль сыграла Россия: именно Москва, в свое время продвинувшая Белоруссию в ШОС, сделала все возможное для постепенного повышения здесь её статуса. И абсолютно неудивительно, что именно В. Путин еще до официального принятия решения сообщил прибывшему в Уфу А. Лукашенко, что вопрос о повышение статуса республики уже решен положительно.
Белоруссия с точки зрения своего географического расположения далека от основных торговых путей и большинства экономических и геополитических интересов стран-участниц Шанхайской организации. Однако, если разобраться, что именно представляет собой ШОС, то становится очевидно, что белорусам есть где развернуться.
Полноправными членами организации в настоящее время являются Россия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а после саммита в Уфе к ним должны присоединиться Индия и Пакистан. Дополнительно в организации есть четыре наблюдателя: Афганистан, Иран, Монголия и Белоруссия. Заинтересованность в сотрудничестве выразили Армения, Турция, Шри-Ланка, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал (часть из этих стран уже имеют статус партнеров). Общая площадь государств-членов ШОС составляет более 30 млн. кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население – 1,5 млрд. человек, или 1/4 от общей численности людей на планете. Совокупный валовой внутренний продукт ШОС уже составляет 11,6 трлн. долларов США. Все это свидетельствует о том, что данная структура не является «клубом нищих и неудачников», как это часто любят заявлять на Западе, и имеет весьма неплохие перспективы для своего развития.
Тем более что сама организация уже переросла свои первоначальные задачи и теперь готова идти дальше. Напомним, что первоочередными целями ШОС являлись: укрепление стабильности и безопасности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия, а также экономического сотрудничества. Теперь же организация все больше стала принимать очертания серьезного экономического союза, что стало особенно заметно после саммита в Уфе. Например, в итоговой декларации было отдельно прописано, что «государства-члены продолжат работу над созданием Фонда развития ШОС и Банка развития ШОС с целью стимулирования торговых и инвестиционных связей в регионе». Более того, в рамках организации планируется создать новый институт – Международный центр проектного финансирования, который должен будет поддерживать инновационные проекты и способствовать экономическому развитию стран-участниц.
Все вышеперечисленное имеет непосредственное значение и для Белоруссии как с экономической, так и политической точек зрения. Белорусское руководство, для которого сегодня главной задачей является выживание местной экономики при сохранении существующего политического режима, рассматривает ШОС в качестве одной из альтернатив спасения. В первую очередь речь идет об инвестициях и расширении рынков сбыта местной продукции. Это связано с тем обстоятельством, что промышленность республики, выпускающая неконкурентоспособные товары, крайне нуждается в модернизации, денег на которую у правительства сегодня нет. Кредитование со стороны стран «Большой семерки», а также международных финансовых структур, таких как МВФ, Всемирный банк и т.п., малоперспективно, что и толкает Минск на поиск средств в Азии, в первую очередь в Китае. Поэтому ШОС рассматривается белорусскими властями в качестве дополнительной площадки для переговоров и поиска инвестиций.
Дополнительно в Минске рассчитывают на расширение различных зон свободной торговли в пределах ШОС и других интеграционных объединений, в которые включена страна. Данная организация, объединяющая большую часть азиатского региона, уже сегодня готова сотрудничать с Евразийским экономическим союзом, и Белоруссия, как один из учредителей ЕАЭС, просто не может остаться в стороне. Тем более что Минск всерьез рассчитывает занять одну из ключевых позиций в современной концепции Пекина «Новый Великий шелковый путь». По словам главы внешнеполитического ведомства республики, Белоруссия «сохранила статус индустриального ядра на пространстве ЕАЭС, поэтому может предоставить ШОС и свою промышленность, и технологии, и знания, и специалистов», став своеобразным логистическим и промышленным звеном на западном направлении.
Шансы на это есть, и немалые, так как недавно стало известно, что страны ШОС планируют открыть шесть новых маршрутов международных автоперевозок, некоторые из которых вполне могут пройти через территорию республики. Например, через РБ может быть проложена не только высокоскоростная железнодорожная магистраль «Нового шелкового пути», но и автомобильные дороги, связывающие Запад и Восток.
Таким образом, к наиболее перспективным направлениям сотрудничества Белоруссии и ШОС можно отнести: появление новых инвестиций и рынков сбыта, реальная технологическая кооперация со странами ШОС, расширение различного рода зон свободной торговли, а также усиление транспортно-логистического сотрудничества. Конечно, говорить о реальных выгодах ближайшего времени еще очень рано, особенно учитывая специфику Белоруссии и нынешнюю ситуацию в мировой экономике. Однако в случае, если страны ШОС и дальше будут следовать своей генеральной линии, направленной на сотрудничество и противостояние американскому диктату, Минск вполне может рассчитывать на определенные экономические дивиденды.
Помимо перспективы в области экономики, участие в ШОС интересно Белоруссии и с политической точки зрения. С расширением статуса в организации у официального Минска появилась дополнительная возможность наладить общение с руководством стран азиатского региона, что в условиях постоянного давления со стороны ЕС для белорусов крайне важно. Тем более что в отличие от Запада, в ШОС существует равноправный диалог на основе экономического взаимодействия, и открыто никто никому не навязывает свою волю. Дополнительно к этому участие в ШОС придает международному статусу Белоруссии более серьезный характер. Активизация контактов с азиатскими странами, по мнению ряда аналитиков, важна не только сама по себе, но и способствует укреплению позиций Минска в переговорном процессе как с Брюсселем и Вашингтоном, так и с Москвой.
Рассчитывать на то, что белорусская экономика уже завтра начет получать прямые дивиденды, конечно, не стоит. Но и недооценивать участие республики в ШОС также нельзя. Сотрудничество Белоруссии, России и Китая, которое пока большей частью основывается на двухсторонних связях, может в рамках Шанхайской организации сотрудничества выйти на совершенно новый уровень, что серьезным образом изменит экономическую и политическую ситуацию на всем континенте. Белорусам удалось при помощи России занять не последнее место в данном процессе. Теперь по большому счету только от самого Минска зависит, сможет ли он воспользоваться предоставленной ему возможностью или нет.
____________________
Фото – news.tut.by