Ведущие политологи и военные эксперты собрались в минувшую среду в столице Кыргызстана на круглый стол, чтобы обсудить проблемы безопасности как в глобальном, так и местном масштабах. В свете последних событий в Бишкеке – уничтожении группы боевиков «Исламского государства» (ИГ), - тема более чем актуальна. Специалисты озвучили свои версии проведения самой антитеррористической операции, ее причины и следствия, а также дали ей оценку.
Обмен мнениями несколько раз переходил в жаркие споры, градус которых зашкаливал. Говоря о методах борьбы кыргызстанских силовиков с террористами, эксперты разделились на два противоположных лагеря. Одни указывали на «топорное» и безграмотное проведение спецоперации со стороны руководства силовиков, другие отстаивали свою точку зрения – на войне, как на войне. Вопросов у тех и других накопилось немало. Ответы на них, несмотря на градус дискуссии, эксперты попытались найти сообща.
Бандит – не значит террорист
«У меня, как у отставного генерал-майора, очень много вопросов к тем, кто руководил этой спецоперацией. Первое: почему они поделились информацией о терактах с общественностью? Этого нельзя было делать. Факт того, что два гражданина Казахстана пытались попасть в Сирию через Кыргызстан, еще не означает, что они готовили теракты у нас. Как теперь власти докажут это в суде? В противном случае общество не поймет их. Почему бойцы уничтожили бандитов, а не попытались взять их живыми и даже не провели переговоры?» – задается вопросами экс-секретарь Совета безопасности КР генерал-майор ГКНБ Марат Иманкулов.
Отставной военный также «проехался» и по самой спецоперации. «Судя по новостным сюжетам, на месте ЧП был бардак. Кого там только не было – и журналисты, и толпы зевак. Подчеркну, что ребята из «Альфы» – настоящие герои. Но вот их руководители действовали непрофессионально. У нас в республике есть положение об антитеррористическом центре, в котором каждый пункт четко прописан, проще говоря, там поименно указано, кто и чем должен заниматься в подобных случаях. Это не было соблюдено. А все из-за того, что у нас в силовых структурах кадровая чехарда», – отметил он.
По мнению Марата Иманкулова, искоренить терроризм «огнем и мечем» не удастся. Тут нужен более комплексный подход. «У нас множество ячеек радикально настроенных представителей бандформирований. Исламисты почти 20 лет шли к своей цели – созданию халифата. И он уже создан на сегодняшний день. Сила и оружие сами по себе не помогут искоренить терроризм. Не поможет и закрытие границ. Необходимо разработать нормальную государственную идеологию, которая сможет противостоять идеологии исламистов. В большинстве своем эта работа правительства. Посмотрите, что сейчас происходит: школьники и студенты наповал увлекаются религией. Каждый из них знает, что такое джихад. На самом же деле, это все извращенная форма трактовки. А кумирами нового поколения являются лидеры бандитских формирований. Но это не вина молодых, а их беда. Нужно ликвидировать безграмотность общества. Пока этого не произойдет, ситуация будет только ухудшаться», – заключил бывший секретарь СБ.
О чем говорить с радикалами?
По многим ключевым моментам с экспертом не согласился другой участник мероприятия – генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов.
«Терроризм от всего прочего отличают три вещи – это непредсказуемость места, времени и результата, – парировал аналитик. – Можно сколько угодно говорить о том, как была реализована эта спецоперация, но мы – простые граждане – видели только её финал. Поэтому не можем судить о том, насколько профессионально она была проведена. Мы же в финале видели только две вещи: нулевые человеческие потери среди гражданского населения и четверых раненых бойцов спецназа. Что бы ни говорили по этому поводу скептики, надо понимать одну простую вещь. Мы до сих пор живём прежними штампами, среди которых присутствует и такой: прежде чем обезвредить террористов, с ними надо вести переговоры. Но обстоятельства всё чаще таковы, что террористы на переговоры не идут. У нынешних террористов цель только одна: уничтожить как можно больше мирного населения. У них нет никаких требований – политических, финансовых и прочих. Для боевиков с качественно «промытыми» мозгами погибнуть – наивысшее благо. Поэтому я лично смутно представляю, о чём можно было с ними вести переговоры».
Эксперты разошлись во мнении, насколько профессионально действовали спецслужбы при ликвидации террористической ячейки
По мнению Д. Орлова, угроза терроризма есть всегда и везде, даже в странах, которые называют благополучными. И сейчас никто не застрахован от того, чтобы не стать жертвой террористов. «Сегодня перед государствами стоит задача: свести угрозу терроризма к минимуму. И надо уяснить себе, наконец, что миром правят интересы, а терроризм – один из способов соблюдения этих интересов. Наблюдается интересная закономерность: теракты происходят в 99 случаях из 100 там, где имеется что-то, что представляет интерес с точки зрения геополитики и мировой экономики», – отметил он.
Аналитик, также поделился своей точкой зрения, на что именно власти страны должны сделать упор в борьбе с такой заразой, как терроризм. «Прежде всего, необходимо лишить террористов их питательной среды – денег и кадров. В отношении денег делается много: перекрываются каналы их поступления. Но ведь и террористы не стоят в этом смысле на месте: они практически перестали пользоваться банками. Необходимые суммы переправляются через курьеров, которые внешне ничем не отличаются от простых смертных».
С «кадровым» вопросом у террористов проблем также нет, рассуждает аналитик. Каждому человеку свойственно чувство справедливости, и пока в государстве и обществе царит несправедливость, недостатка в новобранцах у террористических ячеек не будет. Молодому человеку достаточно время от времени рассказывать о том, как живут его правители, попутно говоря что-то вроде: «Этот мир прогнил до основания – в нём творятся неправедные дела. С нами ты добьёшься справедливости, которой не смог добиться от власти». С молодежью работают профессиональные психологи, которые чётко знают, чего она желает.
«Повысить гражданское самосознание в условиях всеобщей несправедливости и чудовищного социального расслоения можно только путём их ликвидации. Пока всё это присутствует, никакая государственная пропаганда не будет иметь нужного для успешной борьбы с терроризмом эффекта», – сделал вывод Д. Орлов.
Солидарным с главой центра «Стратегия Восток-Запад» оказался военный эксперт Токтогул Какчекеев.
По его мнению, спецоперацию в Бишкеке 16 июля, которая пусть и была отработана с некоторыми погрешностями, все же можно назвать успешной. «Сегодня мы обвиняем всех и вся, но вспомните 11 сентября, когда США с мощнейшей сетью спецслужб проморгали атаку террористов. А что говорить о нас? События 16 июля - это продолжение цепочки, которая тянется более 15 лет, – считает политолог. – О каком гуманизме вы говорите? Не секрет, что любая школа террористических учений учит лишь убивать. Переговоры с такими людьми бесполезны. Самый лучший бандит – мертвый бандит».
* * *
Единственное, в чем сразу же сошлись политологи и военные эксперты, так это в выводе о том, что Кыргызстан на нынешнем этапе своего развития не в силах в одиночку противостоять даже малочисленным вооруженным исламским радикалам. Стране нужна помощь. А подставить ему свое «сильное плечо», по мнению специалистов, сегодня могут только Россия и другие партнеры по ОДКБ.
_________________
Фото – maxpark.com