Концепция «Русская школа за рубежом» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

Концепция «Русская школа за рубежом»

Полный текст документа:

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах.

2. Нормативно-правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. № 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» и от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. Происходящие в мире процессы глобализации и интернационализации вызвали резкую активизацию мобильности населения во многих странах и регионах. В результате этого, а также вследствие распада СССР существенно выросло число российских граждан и соотечественников, проживающих в настоящее время за пределами Российской Федерации. По оценкам МИДа России, только в странах Содружества Независимых Государств сейчас проживает около 17 млн. российских граждан и соотечественников, из них на Украине – около 7 млн., в Казахстане – около 5 млн., в Белоруссии – более 1 млн., в Узбекистане – около 1 млн., в остальных странах и регионах мира – более 12,5 млн. человек. Основными странами компактного проживания российских граждан и соотечественников являются: Германия – около 4 млн. человек, США – более 3 млн., Израиль – более 1,5 млн., Латвия – около 750 тыс., Эстония – около 400 тыс., Канада – около 400 тыс., Греция – более 350 тыс., Аргентина – более 300 тыс., Литва – около 220 тыс., Австралия – более 200 тыс., Великобритания – около 200 тыс., Иордания – около 120 тыс. человек.

5. Для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан и соотечественников в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке. В связи с этим общее образование на русском языке за рубежом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образования на русском языке, а также в контексте поддержки, продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.

6. Поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире.

7. Поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, способствует углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

II. Цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве

8. Целями государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве являются:

а) обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений;

в) совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;

г) формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.

9. Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

а) предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке;

б) оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в зарубежных странах;

в) обеспечение востребованности российского образования;

г) культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях;

д) социализация обучающихся и их воспитание на основе нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

III. Направления государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом

10. Для целей настоящей Концепции под русскими школами за рубежом понимаются следующие организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом:

а) специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИДа России, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

б) российские образовательные организации (их филиалы), осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на территории иностранных государств;

в) образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) иностранные организации (государственные и негосударственные), осуществляющие образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

11. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим направлениям:

а) информационная поддержка;

б) методическая поддержка;

в) материально-техническая поддержка;

г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

12. Информационная поддержка русских школ за рубежом предоставляется в целях обеспечения таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера и способствует:

а) укреплению престижа российского образования;

б) обоснованию экономической эффективности организации и функционирования русских школ за рубежом;

в) пропаганде российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания, научных и методических разработок российских педагогов;

г) разъяснению правовых основ и преимуществ российского образования в среде молодежи зарубежных стран.

13. Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования ресурсов сети «Интернет», телевидения, печатных и электронных СМИ и включают создание специализированного интернет-портала «Русская школа за рубежом».

14. Методическая поддержка русских школ за рубежом направлена на организацию и осуществление образовательной деятельности в этих школах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) на основе российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания и включает в себя:

а) предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания;

б) разработку современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования и с учетом соответствующих образовательных программ;

в) организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов;

г) содействие в разработке международных общеобразовательных программ с использованием полилингвального подхода на национальных, включая русский, языках;

д) использование механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов, заинтересованных в продвижении российских образовательных технологий, результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области психологии и педагогики, инновационных методов обучения и воспитания, опыта подготовки по дисциплинам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов.

15. Материально-техническая поддержка русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она включает в себя меры:

а) по улучшению учебных помещений;

б) по совершенствованию учебной, компьютерной техники, информационно-коммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения;

в) по созданию современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом соответствующих примерных основных общеобразовательных программ;

г) по обеспечению учебниками, учебно-методическими пособиями, книгами и электронными образовательными ресурсами.

16. Мероприятия по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом проводятся в формате непрерывного образования, предусматривают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и включают в себя:

а) предоставление работникам русских школ за рубежом возможности получения профессионального образования, а также возможности получения дополнительного профессионального образования в российских образовательных организациях;

б) организацию и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профессионального образования работников русских школ за рубежом.

17. Государственная поддержка предоставляется организациям, включенным в реестр русских школ за рубежом. Ведение такого реестра осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в целях определения конкретных направлений государственной поддержки.

IV. Механизмы реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке за рубежом

18. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, определяет необходимые для этого ресурсы и механизмы.

19. Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность по реализации настоящей Концепции, являются МИД России, Минобрнауки России, Россотрудничество, а также другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

20. МИД России разрабатывает общую стратегию и осуществляет координацию деятельности в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве и поддержку русских школ за рубежом.

21. Минобрнауки России осуществляет меры нормативно-правового и методического обеспечения, связанные с предоставлением общего образования на русском языке, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

22. Россотрудничество участвует в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере международного гуманитарного сотрудничества, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире и осуществляет координацию практических мер по поддержке русских школ за рубежом.

23. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие настоящую Концепцию, действуют в рамках своих полномочий и компетенции и представляют соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

24. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, а также созданные Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 фонд «Русский мир» и Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2011 г. № 678 Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, дополняют деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации настоящей Концепции в рамках своих полномочий и компетенции и действуют согласованно с ними.

25. В целях совершенствования форм и методов поддержки русских школ за рубежом к реализации настоящей Концепции привлекаются российские образовательные организации, общественные организации и объединения, средства массовой информации, государственные корпорации, расширяющие свое присутствие за рубежом, а также бизнес-структуры с учетом их потенциала в области взаимодействия с зарубежными партнерами.

26. Реализацию настоящей Концепции в иностранных государствах координируют загранучреждения МИДа России, представительства Россотрудничества (российские центры науки и культуры) и его представители в составе дипломатических представительств Российской Федерации. Их деятельность дополняют общественные организации соотечественников за рубежом.

27. Поддержка русских школ за рубежом предусматривает систематическое и целенаправленное взаимодействие с официальными структурами зарубежных стран, координационными советами соотечественников, образовательными организациями, осуществляющими преподавание на русском языке в иностранных государствах, а также сотрудничество с российскими обществами дружбы, городами-побратимами, национальными ассоциациями иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений.

28. Настоящая Концепция служит основой для разработки подпрограммы «Русская школа за рубежом» государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», а также подпрограмм других профильных государственных программ Российской Федерации, иных целевых программ, отдельных проектов, мероприятий и инициатив, направленных на поддержку русских школ за рубежом.

Источник: kremlin.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3251
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика