Международный комитет кредиторов все-таки согласился реструктуризировать украинские долги на сумму около $15 млрд. Держатели 13 выпусков еврооблигаций уже получают через клиринговые системы новые ценные бумаги с процентом 7,75% годовых и сроком погашения с 2019 по 2027 г. взамен старых. Таким образом, Киев добился списания 20% своего внешнего долга по еврооблигациям на сумму $3 млрд и отсрочил выплаты по внешним обязательствам до 2018 г. на $8,5 млрд.
Присоединиться к комитету на таких же условиях украинское правительство предлагает России (напомним, речь идет о возврате кредита в $3 млрд), а в случае отказа грозит полным мораторием на выплату долга. Москва на уступки не идет и предупреждает Киев о тяжелых последствиях дефолта для его экономики.
Вместо денег – лотерейный билет
Можно только догадываться, что творилось на переговорах представителей украинского правительства с кредиторами за закрытыми дверями. Весь процесс длился семь месяцев, за которые Киев несколько раз рапортовал об успехе, но нужные бумаги так и не были подписаны. Сначала решили ограничиться устными договоренностями, затем не могли собрать кворум. По ходу переговоров кто-то перепродал украинские еврооблигации мировым финансовым коллекторам Aurelius и Elliott, прославившихся «выбиванием» долгов из дефолтной Аргентины. Но в итоге что-то заставило кредиторов пойти Киеву навстречу. Если, действительно, все без исключения участники переговоров получили взамен старых новые еврооблигации, то до 2019 г. вопрос по украинским долгам можно считать закрытым.
Кроме повышения ставки по новым облигациям до 7,75%, кредиторам в качестве бонуса предлагают так называемые государственные деривативы, выплаты по которым будут осуществляться отдельно и которые рассчитываются довольно замысловатым образом. Суть в том, что с 2021 по 2025 г. Украина должна выплачивать владельцам этих бумаг до 1% от своего ВВП, а в период 2025-2040 гг. можно и больше. Получается $1,3-2 млрд в год. За весь период до 2040 г. набегает серьезная сумма, которую эксперты оценивают в $22-25 млрд. Закавыка здесь в том, что, если ВВП Украины не достигнет $125,4 млрд или не будет расти более 3% в год, выплаты по бумагам и вовсе не осуществляются. Такие условия делают украинские «государственные деривативы» ничего не гарантирующим лотерейным билетом на далекое будущее. Москва от таких условий отказывается и хочет получить свои деньги в срок.
Финансовое Косово
Невыплата Украиной долга России будет означать дефолтную ситуацию, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В таком случае Москва оставляет за собой право обратиться в судебные инстанции и параллельно постарается заблокировать реформу МВФ, позволяющую продолжать финансирование страны-банкрота. Однако сделать это будет непросто. По старым правилам Фонд не может кредитовать страны, имеющие просроченные долговые обязательства, но 29 октября стало известно, что МВФ готовится изменить существующий порядок ради Украины. У РФ нет права вето в организации, потому нововведения можно будет отклонить только простым большинством голосов. «У России лишь 2,5 процента [голосов]. Поэтому я ожидаю, что реформа будет принята», – прокомментировал ситуацию директор МВФ от России Алексей Можин.
Как сообщил помощник главы России Юрий Ушаков, 15 ноября на полях саммита G20 Владимир Путин планировал обсудить вопрос урегулирования украинского долга с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард (пока о результатах встречи информации нет). Ранее российский президент предлагал Фонду погасить украинский долг и оставить в силе существующий порядок международного кредитования. Логика В. Путина очевидна: пример Киева может быть заразителен для других стран, что подточит основы платежной дисциплины стран-должников. $3 млрд явно не стоят слома существующей мировой финансовой системы.
К сожалению, вопрос с Украиной сильно политизирован и шансов, что руководство МВФ прислушается к Москве, не так много. Все это напоминает признание независимости Косово, когда Запад прогнул всю международно-правовую систему под свои сиюминутные интересы.
Худший вариант
Все идет к дефолту Украины при продолжении накачки ее кредитами от МВФ. Для России это – худший вариант из всех возможных. Конечно, первым делом Москва подаст в суд, но кристально чистой объективности от Лондонского арбитража ожидать не следует. Во-первых, Киев приложит максимум усилий для затягивания процесса, и тяжба может затянуться на долгие годы. Во-вторых, итоги исков по делу ЮКОСа лишний раз показали, что в таких щепетильных вопросах геополитический контекст разбираемого в международных судах дела превалирует над формальной законностью. Эксперты предупреждают, что при желании дефолт Украины заинтересованные стороны смогут оправдать форс-мажорными обстоятельствами. Это может быть ссылка на военную агрессию со стороны РФ в каких угодно формах. Можно сослаться на госпереворот, гражданскую войну. На крайний случай Украина может официально объявить войну России. Фиксация судом чего-либо из вышеперечисленных «фактов» будет означать, что Киев Москве ничего не должен.
Менее шокирующий путь – признать обязательства Украины перед Россией «одиозным долгом». Подобный случаи бывали, и прецедент уже создан. Это долг, накопленный преступным режимом, используемый не для улучшения жизни рядовых граждан, а на ее ухудшение. В очередной раз пнуть многострадального В. Януковича, а заодно и освободить нынешний Киев от обязательства платить по долгам бывшего «пророссийского» режима европейской Фемиде большого труда не составит.
Еще один вариант – «исландский дефолт». В этой стране в 2010 г. прошел референдум, где население отказалось признавать долг Великобритании и Нидерландам государственным. В случае с Украиной можно будет обойтись и голосованием в парламенте.
Наконец, даже если Лондонский суд признает правоту Москвы в этом споре, Киев могут обязать выплачивать долги «по возможности». Например, по $10 млн в год. Фактически это ничем не лучше «реструктуризации», когда деньги обещают выплатить маленькими порциями и когда-нибудь потом.
России эти $3 млрд действительно нужны. На эти деньги должны быть реализованы инфраструктурные проекты, и они уже заложены в будущем бюджете. Времена в экономике сейчас не самые лучшие, дефицит государственной казны в следующем году – 2 трлн 360,2 млрд рублей ($35,4 млрд), и покрывать его планируют главным образом (2,1 трлн рублей) за счет резервного фонда. На конец 2016 г. в «государственной кубышке», накопленной во времена высоких цен на нефть, останется всего около 1 трлн рублей.
Как с гуся вода
Главное, что Москва не сможет адекватно (в финансовой сфере) ответить Киеву на просрочку платежей. Вывод активов российских банков из Украины мог бы дать нужный эффект два года назад, но теперь они подешевели и безнадежно там застряли. Вывод того, что осталось, большого эффекта не произведет. Тем более что Москва смотрит на российские банки как на свои стратегические зацепки в украинской экономике и не пойдет на их ликвидацию, даже в случае если они продолжат генерировать убытки.
Официальное объявление Украиной дефолта никого не удивит, в Киеве уже готовятся к такому развитию событий. Об отказе погашать обязательства перед Москвой неоднократно заявляли и премьер-министр Украины Арсений Яценюк, и министр финансов Наталья Яресько. Последняя открыто признала, что денег на выплату нет, и, если МВФ не прикажет, гасить долг перед Россией точно не будут.
В пропагандистском смысле, который так важен в современной украинской действительности, для А. Яценюка пасть жертвой «российской финансовой агрессии» – лучший подарок под занавес его премьерства. А в экономике ситуация настолько плоха, что дефолт станет лишь констатацией известного всем положения вещей. «Уже все упало, все развалилось, все рухнуло, и даже если Украина не заплатит $3 млрд, уже ничего ей не поможет. Ни «плюс», ни «минус» не имеют значения. Даже если МВФ заплатит $3 млрд – ничего не поможет. Руина они и есть руина», – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Так что России, пожалуй, следует искать асимметричный ответ.