После очередной «элегантной» победы на выборах Александр Лукашенко в пятый раз стал президентом Белоруссии. Срок новый, а проблемы у республики и ее главы остались старыми. Одна из главных и, можно сказать, самых сложных задач – получение финансовой помощи от внешних кредиторов: либо России, либо Международного валютного фонда.
С января 2009 года по апрель 2010 года Белоруссия получила по программе МВФ stand-by 3,5 миллиарда долларов. Согласно условиям программы сотрудничества, официальный Минск обязался реформировать национальную экономику, но своих обязательств не выполнил, поэтому получил отказ в новых кредитах.
Россия длительное время регулярно кредитовала союзное ей государство, вложив в белорусскую экономику десятки миллиардов долларов взамен на клятвы «батьки» в «вечной дружбе», «славянском братстве», на прикрытие западных границ и т.п. Но когда Россия действительно нуждалась в поддержке, в первую очередь политической, то Александр Григорьевич, откровенно говоря, нередко уходил в тень, пытаясь получать дивиденды от противоречий между Востоком и Западом.
После воссоединения Крыма с Россией и начала гражданской войны в Донбассе Евросоюз ввел санкции, которые, по замыслу их инициаторов, должны были «разорвать в клочья» экономику России, вызвать массовое недовольство населения и смену правящего режима и в конечном итоге привести страну к распаду. «Эксперты» по разные стороны границ, не жалея черных красок, прогнозировали наступление полного коллапса со всеми вытекающими из него последствиями. Будущее же «синеокой» они связывали с евроинтеграцией.
По всей видимости, у «самого верного нашего союзника» не выдержали нервы, и он подался в Киев, к П. Порошенко, чтобы тот, в случае чего, перед Западом нужное словечко замолвил. В канун выборов «батька» выпустил политических заключенных и сделал вид, будто в первый раз слышит о размещении российской авиабазы в Белоруссии. Одним словом, Лукашенко в трудный час отвернулся от своего стратегического союзника ради возможности завести сомнительную дружбу с Вашингтоном и Брюсселем.
К глубокому огорчению многих своих «доброжелателей», Россия после введения Евросоюзом экономических санкций не развалилась на «удельные княжества», не стала изгоем в мире, а наоборот – укрепила свои позиции на международной арене. С её мнением вынуждены считаться лидеры ведущих мировых держав, что зримо подтвердил недавний саммит G20 в Анталье. Более того, считай, в одиночку она начала войну против ИГИЛ.
А что же делает в это время «верный союзник»? 19 октября оппозиционный белорусский сайт «Хартия-97», сославшись на американский портал BuzzFeed, опубликовал информацию, из которой следовало, что США закупили у Белоруссии 700 противотанковых ракет «Конкурс» и 36 соответствующих пусковых установок для сирийских повстанцев, воюющих с правительственными войсками президента Б. Асада. 22 ноября в телепередаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Е. Сатановский заявил, что Лукашенко продает Катару оружие советского производства. Как говорится, ничего личного – только бизнес. Двойная выгода: можно казну пополнить и США посодействовать в решении их глобальных задач, получив взамен содействие в выделении кредитов МВФ. Блажен тот, кто верует…
27 сентября директор-распорядитель Международного валютного фонда К. Лагард на встрече с А. Лукашенко отметила положительные моменты в применении Минском мер, рекомендованных МВФ, но посчитала их недостаточными для стабилизации ситуации в стране и посоветовала президенту заняться комплексной переориентацией экономической политики. Однако так называемая переориентация, заключавшаяся в проведении полной либерализации во всех сегментах валютного рынка, ограничении финансирования госпрограмм, отказе от повышения заработной платы, не устраивает белорусского лидера, поскольку может привести к серьезным социально-экономическим, а затем, возможно, и политическим последствиям. Тем не менее руководство Белоруссии сочло условия МВФ приемлемыми и начало переговоры.
А что еще оставалось делать белорусским властям, если Москва отказала предоставить кредит в 2,5 миллиарда долларов, а выделила лишь 110 миллионов – главным образом, на обслуживание процентов по предыдущим кредитам. Другое дело, что в Минске следовало бы задуматься, почему последовал отказ?
С 9 по 20 ноября миссия МВФ изучала экономическое состояние страны. Вследствие закрытого формата встреч и переговоров представителей Фонда с белорусскими чиновниками нет никакой содержательной информации о достигнутом результате. Предоставляемые для СМИ сообщения обтекаемы. Так, глава миссии МВФ в Белоруссии П. Долман заявил, что на переговорах удалось добиться значительного прогресса в обсуждении экономических мер. Речь идет о шагах в экономической политике, которые необходимы для достижения договоренности по поводу трехлетней программы механизма расширенного финансирования. В свою очередь, правительство и Национальный банк республики сообщили о сближении позиций сторон. В то же время отмечается, что совместные меры по обеспечению устойчивости развития белорусской экономики и повышению ее конкурентоспособности должны быть «комплексными и всеобъемлющими», поэтому стороны продолжат их обсуждение.
Однако сообщений о выделении Белоруссии кредита пока нет. Неопределенность в этом сложном вопросе явно не добавит очков А. Лукашенко во время переговоров с В. Путиным, которые должны состояться в Москве 26 ноября.
«Это правильно будет, что после президентских выборов в Белоруссии, как обычно, я посещаю не чужую мне Россию, как бы кому-то ни нравилось. Думаю, это будет правильно, и это ответ на многие вопросы», – сказал А. Лукашенко послу РФ в РБ А. Сурикову 16 ноября. Он сообщил, что по «линии Белоруссия–Россия у нас состоится ряд мероприятий», которые пройдут как в двустороннем формате, так и в многостороннем «с участием других президентов». В частности, будут обсуждены вопросы, касающиеся сотрудничества Москвы и Минска в форматах Союзного государства, Евразийского союза, других интеграционных объединений, строительства БелАЭС и пр.
«Ожидается, что продолжится обсуждение вопроса о создании российской авиабазы в Белоруссии, – уточнил помощник президента РФ Юрий Ушаков. – По этой теме было несколько раундов переговоров, но, очевидно, что эта тема еще до конца не закрыта и будет обсуждена на высшем уровне между президентами двух стран».
По мнению заведующего отделом Белоруссии Института стран СНГ А. Фадеева, «главная цель визита – получение очередного льготного кредита, обычно они просят что-то около 3,5 миллиарда долларов». «Я думаю, Лукашенко будет ставить эту проблему, для него это актуально, и избежать этого он не сможет», – считает эксперт.
С нашей точки зрения, во время переговоров вопросы кредитования и размещения авиабазы в Барановичах будут тесно увязаны между собой и станут предметом своеобразного торга. Исходя из опыта разрешения подобного рода проблем А. Лукашенко, он и на этот раз будет пытаться получить кредит взамен на клятвы в «вечной дружбе», а решение по авиабазе спустить на тормозах, дабы не вызывать раздражение со стороны Запада.
Насколько жестко и последовательно руководство России будет отстаивать национальные интересы страны на переговорах, спрогнозировать сложно. Раньше оно далеко не всегда добивалось от своего «стратегического союзника» выполнения договоренностей, прощая белорусскому лидеру его необязательность. Но тогда было мирное время. Сегодня же Россия ведёт войну с ИГИЛ и должна позаботиться о надежности своего тыла…