По оценкам Минторга США и исследовательских центров ЕС (2015 г.), совокупный ущерб Запада от санкций, предпринятых против России, к концу сентября превысил 65 млрд. евро. Причем в эту сумму, подчеркнем, не входят убытки от ответных мер РФ в сфере продовольственного импорта. С учетом же этих убытков означенная сумма ущерба превышает 100 млрд. евро. Цифра астрономическая, но гораздо более серьезными для Запада могут оказаться политические последствия экономического прессинга на Россию.
В 2014-2015 годах до 70 отраслевых и межотраслевых ассоциаций Северной Америки, региона ЕС, Австралии обращались к своим правительствам или парламентам с предложениями отменить или хотя бы ослабить антироссийские санкции. Из-за последних более чем на треть снизили свои мощности более 700 предприятий, что, соответственно, привело к значительным сокращениям рабочих мест на тех же предприятиях. В этих обращениях резонно отмечается, что антироссийские санкции, наряду с их экономической взаимоущербностью, усугубляют геополитическую обстановку в мире, и без того сложную, дестабилизируя также общемировую хозяйственную систему.
Концентрированным обобщением таких мнений является недавнее заявление президента Американской торговой палаты в РФ Алексиса Родзянко: «США вряд ли станут ужесточать экономические санкции против России, несмотря на призывы конгрессменов. Исполнительная власть не может не проявить гибкость в данном вопросе. Эти угрозы – на мой взгляд, некий пиар, попытка политически направить события в нужное русло. По-моему, нет и не предвидится «аппетита» ни у Европы, ни у США для дополнительных санкций в нынешней политико-экономической ситуации».
Весьма характерный штрих: по данным международной аналитической компании QB Finance, против российских компаний, чья продукция регулярно закупается в США (ракетные двигатели, химудобрения, чугун, титановое сырье, мазут, лесоматериалы) санкции в большинстве случаев не введены. А это, соответственно, – важный канал для встречного экспорта из США в РФ. Кроме того, некоторые территории США (Пуэрто-Рико, Восточное Самоа), наряду с автономными от США тихоокеанскими «Федеративными Штатами Микронезии» (ФШМ) и «Республикой Маршалловых островов» (РМО), во-первых, пользуются автономией в сфере налоговой и внешнеэкономической политики, а во-вторых, с учетом этого фактора не включены в режим антироссийских санкций. Более того: те же ФШМ и РМО по-прежнему – с 2011 г. – включены в ЕАЭС в режим экономических преференций.
Такого рода факторы имеют и очевидную политическую значимость для российско-американских отношений. А тот факт, что упомянутые территории не подключены к антироссийским санкциям, показывает, что американская администрация всё же понимает последствия полной санкционной блокады России.
Отношение в мире к санкциям против России, введенным в 2014 г.
Кстати, стоимость реэкспорта разнообразной промышленной продукции с этих американских территорий в РФ за 2014 г. – сентябрь 2015 г. возросла более чем вдвое. Причем до 90% суммы данного реэкспорта – это в основном высокотехнологичная продукция, произведенная в самих США или за рубежом с участием американских компаний. Вдобавок американские инвестиции в РФ – уже вложенные и планируемые – всё в большем объеме регистрируются/перерегистрируются под «флагами» тех же автономий США.
Представители американского бизнеса, можно сказать, обобщили свою позицию касательно антироссийских санкций в ходе недавнего российско-американского бизнес-форума в Москве. По словам президента «Реджент банк» (США) Шона Коуплена, «российский рынок в определенной степени недооценен из-за санкций, но он остается крайне привлекательным и перспективным для совместных и международных проектов. Эти возможности нужно активнее использовать». В свою очередь, глава группы компаний «Росс» (США) Уорен Росс отметил, что «российская экономика сегодня переживает непростые времена, в том числе из-за санкций. Но, если смотреть с более широких позиций, действовать необходимо уже сейчас, расширяя сотрудничество по всем направлениям».
В контексте «более широких позиций» подразумевается, скорее всего, растущее взаимодействие России и Китая, обусловленное в том числе западной санкционной политикой в отношении РФ. Активное российско-китайское сближение беспокоит Запад не столько даже в экономическом, сколько в политическом ракурсе.
Отражением упомянутого беспокойства и, следовательно, озабоченности политическими последствиями антироссийских санкций является интервью в конце июля с.г. журналу «Фокус» (Германия) известного шведского предпринимателя и финансиста Маттиаса Вестмана. Он считает, что «санкции лишь ослабили экономику США и особенно Европы». Если же рассуждать в более широком контексте, то, как полагает г-н Вестман (да и не он один), «Запад «загнал» Россию в объятия китайского дракона. А такое можно расценить как действие, совершенное в состоянии умопомешательства. В открытую войну с ядерной Россией США вступить испугались, потому они начали беспрецедентное экономическое давление, точнее – подавление, для которого Белый Дом начал искать подходящие предлоги...»
Кстати, в ходе недавнего визита на Кубу делегации деловых кругов стран и территорий Карибского региона представители бизнеса автономного от США острова Пуэрто-Рико отмечали, к чему привели санкции против Кубы – к её большему озлоблению против США и быстрому сближению с Москвой. Но эти последствия, по мнению пуэрториканских бизнес-кругов, ничему не научили вашингтонских политиков, поскольку они ту же ошибочную «методику» используют теперь против России, хотя ее экономические, политические и военные возможности несопоставимо мощнее кубинских. Потому для США в связи с антироссийскими санкциями и их последствиями обостряются прежние и возникают новые геополитические проблемы, не говоря уже о проблемах экономических.
Весьма характерно, что США и их «санкционные» союзники не вводили и не вводят санкций против стран-партнеров России по ЕАЭС и ОДКБ, а с Белоруссии прежние санкции недавно сняты. Тем самым Запад дает понять этим странам, что их тесные взаимоотношения с «подсанкционной» Россией нежелательны и им лучше воздержаться от поддержки российской стороны в противостоянии с Западом. Похоже, такие «намеки» власти других стран ЕАЭС/ОДКБ поняли, поскольку их реакция на введение санкций против России была весьма прагматичной. Выражено только сожаление в связи с санкционным режимом в отношении РФ, а более жесткой реакции на эти меры Запада со стороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана так и не последовало.
Тем временем всё активнее политизируются и настроения западноевропейского бизнеса в отношении антироссийских санкций. Причем в этом тренде наблюдается растущий антиамериканский акцент. Многие СМИ стран ЕС считают, что США в буквальном смысле унизили Евросоюз, навязав ему санкции против РФ. Отмечаются при этом двойные стандарты, столь характерные для США. Такого рода оценки в наиболее полной мере изложены во французской «Фигаро» в конце сентября с.г.: «Нам нужно следовать политике наших интересов и остановить торговые санкции против России. Сделаем это, не спрашивая разрешения у американцев. Давайте действовать так же прагматично, как и они... Россия – не ребенок, которого можно лишить сладкого за грубость за воскресным семейным обедом. В сфере международных отношений понятие «наказание» может быть очень опасным...»
Отмечается также растущая роль России в коллективном противодействии международному терроризму: «Западу, совершенно очевидно, нужна Россия в борьбе с общим врагом – радикальным исламизмом. Поэтому Франции, стране Шарля де Голля, нужно срочно уделить большое внимание политике отношений с Россией! Альянс с Россией еще никогда не шел Франции во вред». К слову, газета задается вопросом: «Разве мы ввели хоть какие-то санкции против Америки за ее незаконное вторжение в Ирак в марте 2003 года?»
Все возрастающее давление американского и европейского бизнеса на «свои» правящие круги уже приносят некоторые результаты. А именно: международное рейтинговое Fitсh Ratings, расположенное в США, заявило в середине октября с.г., что «риск ужесточения санкций против российской экономики снизился. Вероятность введения мер, которые могут затронуть платежную систему или торговлю РФ, уменьшилась».
Похоже, этот прогноз небезоснователен: Госдепартамент США 24 ноября вывел из-под американских санкций контракты «Рособоронэкспорта» и его дочерних предприятий, «заключенные с правительством США на поставки запчастей, ремонт, техосмотр и обслуживание вертолетов Ми-17, предназначенных для оказания помощи силам безопасности Афганистана или для решения задач глобальной борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом».
По данным того же агентства Fitсh Ratings, зарубежные инвесторы надеются, что санкции будут полностью отменены к лету 2016 года.
_____________________
Фото – www.facebook.com