Сроки разработки концепции общего рынка энергоресурсов неумолимо приближаются, но его окончательной формулы нет... - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Общий рынок энергоресурсов ЕАЭС – муки рождения

Перспективы и риски создания единой энергетической системы с учетом особенностей энергосистем в странах ЕАЭС сегодня волнуют не только членов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), но также экспертов и специалистов. В Институте стран СНГ прошел круглый стол, посвященный проблемам создания единого энергетического рынка стран ЕАЭС. С подробным докладом о состоянии дел выступила доктор экономических наук Аза Мигранян. По её словам, потенциал взаимовыгодного сотрудничества в нефтегазовом секторе у стран-членов ЕАЭС достаточно высок, но не безоблачен и имеет ряд серьезных проблем, в том числе нестыковок интересов.

В договоре о создании ЕАЭС четко прописаны форматы и этапы создания единых рынков энергоресурсов. В рамках этого положения ЕЭК были разработаны концепции по формированию единого рынка электроэнергии, нефти и нефтегазового продукта, формированию рынка газа.

Электричество

Первым по срокам должен быть сформирован рынок электроэнергии. На сегодня уже разработана концепция, которая будет утверждена в 2016 году и реализована к июлю 2018 года. Это предполагаемые сроки формирования единого рынка электроэнергии. В эту концепцию была введена существенная поправка по требованию всех стран-участников ЕАЭС. Предложено было утвердить формулировку не «единый рынок электроэнергии», а «общий рынок». Это кардинально меняет структуру и методы функционирования на данном рынке.

История эта продолжается давно. Функционирование единой энергетической системы Советского Союза прекратилось фактически в начале 1990-х годов. Спустя десятилетие возникла ситуация, когда большинство мощностей, которые были направлены на совместное использование, либо простаивали, либо разрушались. Например, это относится к мощностям Сибирской распределительной системы, которая была нацелена на перемещение электроэнергии через Казахстан в центральную часть России. Возникли проблемы либо с утилизацией генерируемого электричества, либо поиском возможностей как-то их использовать.

Существуют предпосылки, непосредственно направленные на то, чтобы подумать о создании общей энергетической системы. В первую очередь, это то, что мощность сибирской системы ЛЭП составляет 1100 киловатт, а убытки по ее простаиванию составляют до 18 миллионов долларов в год. В странах ЕАЭС создалась ситуация, когда генерирующие мощности используются для внутренних потребностей на 52%, то есть половина возможностей вырабатываемой электроэнергии может быть экспортирована, покрывая дефицит электроэнергии в странах ЕАЭС; излишки же через объединенную электросистему могут быть экспортированы в третьи страны. Для этого нужно каким-то образом объединить электрогенерирующие системы стран ЕАЭС. Второе – это то, что российская система превосходит все системы стран ЕАЭС в 10-30 раз по мощности. На сегодняшний день внутренние потребности России – 5 Гегаватт, а мощностей имеется на 12 Гегаватт (или на 15 млрд рублей в год). Между тем профицит растет, излишки электроэнергии необходимо каким-то образом реализовывать как в странах ЕАЭС, так и на внешнем рынке.

Однако спрос на эту продукцию в ЕАЭС на сегодня невысокий. Небольшой дефицит электроэнергии имеется в Беларуси, Казахстан за годы независимости нарастил мощности и на 92% удовлетворяет свои потребности. Армения и Киргизия, как это ни странно, на сегодняшний день являются энергодефицитными. Это в большей степени относится к Киргизии, которая является генерирующей страной в вопросах электроэнергии. Но в последние 3-4 года в республике наблюдается устойчивый дефицит электроэнергии, что связано с нерациональным использованием водных ресурсов, с режимом стока вод, который приводит к дефициту воды в соседнем Узбекистане. Это вызывает недовольство и даже угрозы в адрес Киргизии, что вынуждает ее уменьшать расход воды на нужды электроэнергетики на своих ГЭС. Как следствие, из экспортирущей страны она превратилась в импортирующую, уже два года закупая электроэнергию из Казахстана.

Что касается Армении, то ситуация несколько иная. Здесь наблюдается переизбыток производства электроэнергии (с учетом работы атомной станции). Сложность заключается в том, что в ближайшие годы заканчивается срок эксплуатации Армянской АЭС, которая уже один раз останавливалась и перезапускалась. Сегодня решается вопрос продолжения функционирования АЭС, которая на сегодня обеспечивает около 40% производимой электроэнергии, или строительства новой. Второй вариант бюджет республики явно не потянет, кредитовать же пока желающих нет. Говоря про Армению, стоит отметить, что стоимость генерации и стоимость потребления электроэнергии почему-то существенно разнятся. И здесь возникают сложности, которые прошлой весной и летом привели к росту недовольства населения повышением цен на электроэнергию и спровоцировали протестные массовые акции. Имея профицит в производстве электроэнергии в настоящее время, Армения могла бы экспортировать излишки в Иран. Но тот заинтересован в экспорте больших объемов, которые возможно поставлять только через единую энергосистему.

Единый рынок электроэнергии должен решить вопросы, связанные с объединением не только генерирующих и распределительных мощностей, но и формированием единого ценообразования. Предложено три варианта создания общего рынка электроэнергии. Первое – создание единого оптового рынка электроэнергии. Второе – создание региональных субрынков для России, что означало бы дробление единого российского электроэнергетического рынка с тем, что регионы будут иметь равнозначный формат со странами-членами ЕАЭС. Третье – формирование общего энергетического рынка с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе по мощности, и выработка на основе национальной системы координирующих механизмов. По решению Высшего совета ЕАЭС утверждена формулировка по третьему варианту, поскольку она представляется наиболее структурированной и эффективной и менее затратной. На базе этой модели предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут закупать электроэнергию как на базе двухсторонних соглашений и договоров, так и на базе централизованных торгов. Иными словами, предполагается создание фондового рынка электроэнергии.

Доступ к поставщикам стран-партнеров ЕАЭС предполагается делать либо через уполномоченные органы, либо напрямую на спотовом рынке. Будет действовать наднациональный орган – Совет Общего энергетического рынка, которой должен будет координировать системных операторов для работы этого системного рынка.

По прогнозам, в результате внедрения этой концепции не ранее 2018 года предполагается увеличение объемов взаимной торговли электроэнергией в 1,5-2 раза и увеличение экспортного потенциала в два раза. Загрузка генерирующих мощностей увеличится на 7% по текущим значениям. Дальнейший ожидаемый рост ВВП за счет синэнергетического эффекта в совокупности по всем странам-членам ЕАЭС составит 7-7,5 млрд долларов.

По количеству электроэнергии на экспорт можно выделять 30 млрд киловатт часов по данными 2014 года, трансграничные ЛЭП предполагается загружать не на 20%, такова сегодняшняя загрузка, а на 95%, что означает существенное повышение использования имеющихся мощностей. Отдача будет ускоряться и можно будет в дальнейшем планировать серьезную модернизацию электросетей. Соответственно, эффект только по Казахстану дает взаимное увеличение в 250 млн долларов, а использование дешёвой энергии сибирских ГЭС в европейской части станет фактически возобновленной объединенной энергетической системой, которую планируется реанимировать. Предполагается, что рынок электроэнергии будет способствовать фактическому росту ВВП и создаст реальные возможности для существенного развития промышленного сектора. Как известно, без электроэнергии промышленность развиваться не может.

Нефть, нефтепродукты и газ

Потенциал взаимовыгодного сотрудничества стран ЕАЭС в нефтегазовом секторе также достаточно высок, но не безоблачен и отягощён рядом серьёзных проблем и несовпадением отдельных интересов. Концепция по созданию единого (либо общего) рынка нефти и нефтепродуктов представлена на обсуждение. Она дважды рассматривалась, но была отклонена, а в декабре этого года должно быть принято окончательное решение либо о принятии концепции, либо о внесении изменений по пунктам, которые не устраивают участников. О чём же идёт речь?

Концепция строится на тех же позициях, что и концепция по общему рынку электроресурсов. Участников не устраивают вопросы ценообразования, по техническим стандартам, качеству нефти и нефтепродуктов, которые ещё не утверждены техрегламентами ЕАЭС. Есть противоречия у национальных продающих сетей. Разнятся подходы к определению цен на нефть и нефтепродукты. Есть разница между национальными и наднациональными механизмами формирования цен.

В России цена на нефть и нефтепродукты формируется, исходя из котировки международных цен, и, соответственно, она считается рыночной, которую Москва предлагает всем участникам ЕАЭС для заключения всех контрактов на нефть и газ. Минск и Астана придерживаются несколько иного подхода. Минск предлагает, чтобы цены на нефть и нефтепродукты формировались бы с вычетом затрат за очистку продуктов и затрат на транспортировку в ЕАЭС. Данная формула направлена на снижение стоимости. В результате складывается ситуация, когда это выгодно для потребителей, но никоим образом не выгодно производителям. Казахстан также присоединился к этой формуле, что несколько странно, поскольку он сам является продавцом третьим странам нефти, нефтепродуктов и газа. Россия является основным поставщиком нефти и газа для стран ЕАЭС, в том числе и в Казахстан. Поэтому последний заинтересован в низких ценах нефтепродуктов. Здесь позиция России диаметрально противоположна.

Пока единства в формуле цены на нефтепродукты не достигнуто. Минск и Астана предлагают отслеживать качество нефти и нефтепродуктов при перемещении по территории ЕАЭС вплоть до доставки потребителю. Россия против такой позиции, поскольку, с одной стороны, содержание институтов по проверке качества – довольно дорогостоящая система, требующая серьезных финансовых вложений, с другой стороны, поток нефти формируется не с одной скважины одного месторождения, а с нескольких, что затрудняет контроль единого качества. Если принять такой техрегламент, придётся, прежде чем перегонять нефть, подгонять её под требуемые стандарты. А это дополнительные дорогостоящие и затратные технологии. Получается, что Россия должна будет взять на себя затраты на очистку и подгонку под определенные стандарты, а перерабатывающие мощности в Казахстане и Беларуси фактически получат серьезный бонус в формировании цены. Преодолеть имеющиеся разногласия пока не удалось.

По рынку газа концепция находится в еще более зачаточном состоянии, принцип ее функционирования почти такой же. Рынок газа сегодня не актуализируется, несмотря на то, что сроки поджимают. Применительно к рынку голубого топлива ключевым является вопрос ценообразования по рынку нефти.

В отличие от других видов товарных и сырьевых рынков, энергетический рынок является наиболее сложным и здесь в большей степени представлены национальные интересы стран-участников. Поэтому свои позиции каждая страна отстаивает серьезно и достичь компромисса очень сложно.

Недавно вступившие в ЕАЭС Армения и Киргизия также заинтересованы в формировании этих рынков, но у них совершенно другие позиции. Киргизия фактически включена в единую систему, имеет общие выходы к этому рынку, имеет нефтепроводы, газопроводы. С Арменией гораздо сложнее: она находится в транспортной блокаде, должна соблюдать требования МАГАТЭ, связанные с использованием атомной энергии. Надо учитывать и вопрос ценообразования на внутреннем национальном рынке, который сегодня сильно актуализировался.

Вместе или каждый по себе?

Сроки разработки концепции общего рынка энергоресурсов ЕАЭС неумолимо приближаются, в то время как окончательной формулы общего рынка нет. Здесь присутствует изрядная доля вины российской стороны, которая предпочитает доверять разработку основополагающих документов другим участникам ЕАЭС и только на конечном этапе вдруг обнаруживает, что её национальные интересы ущемляются. К сожалению, выработанная еще в советские времена иждивенческая психология, что Россия должна кормить и дотировать все братские республики, несмотря на их рыночную экономику и опыт независимого развития, все ещё не изжита. И начинается долгий процесс согласований и исправлений.

Вместе с тем вряд ли стоит кому-то доказывать, что создание общего энергетического рынка – насущная необходимость, новый и впечатляющий уровень интеграции. Это понимают все игроки. Что же в итоге перевесит: долгосрочная перспектива в сфере энергетики либо же сиюминутные выгоды и интересы каждой из стран-участниц ЕАЭС? Ответ на этот вопрос ещё только предстоит получить.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4249
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика