Мнение о том, что подразделения НАТО стягиваются в Прибалтику исключительно ради гипотетической войны с Россией, – не совсем верное. Есть свидетельства и о том, что власти региона готовятся к «русскому восстанию» и намерены его подавлять. Естественно, такие свидетельства вызывают глубочайшую тревогу у местных русскоязычных жителей.
С кем собирается воевать американский спецназ в Латвии?
Не так давно под Вильнюсом состоялись вызвавшие серьезный резонанс учения польских, литовских и украинских военнослужащих – отрабатывалось подавление восстания населения некоей области «Латгала» (явный намек на русскоязычную Латгалию, находящуюся на востоке Латвии). Однако эти маневры стали далеко не единственным «звоночком тревоги». 13 ноября житель Риги выложил в социальной сети фотографии американских вояк, крадущихся с оружием в руках по одной из улочек пригорода латвийской столицы, и сопроводил их постом следующего содержания: «Это не Сирия, не Ливия, не Ирак и не Афганистан. Это даже не зона карательной операции в Новороссии, это тихий городок одной из стран Европы. Да, это Рига утром 13 ноября 2015 года!!! Это не полигон или учебный центр, это жилой район города Торнякалнс. И это настоящие солдаты НАТО в полной экипировке с оружием идут в боевом порядке, демонстрируя зачистку!!!! Ни одно СМИ Латвии не сказало ни слова – полный информационный вакуум!»
Известный правозащитник и общественный деятель, представитель Конгресса неграждан профессор Александр Гапоненко откликнулся на известие следующим образом: «Третья мировая война начнется с Латвии. Американские солдаты проводят зачистку русских районов Риги. Торнякалнс».
Здесь же в Латвии в конце октября прошли учения американского спецназа. В Адажи в присутствии посла США в Латвии Нэнси Петит состоялась операция по задержанию неких условных «повстанцев». Поддержку спецназовцам в этом оказали вертолеты Black Hawk. После того как латвийские военные опубликовали фотографии американских участников маневров, специалисты обратили внимание на одну деталь: в экипировке бойцов не угадывался войсковой спецназ. Герои этой фотосессии – бойцы в летных комбинезонах и с укороченными версиями автоматов Heckler & Koch Gewehr 36, которые в США используют только некоторые подразделения S.W.A.T. (полицейский спецназ).
Латвийский оппозиционный политик Владимир Линдерман указывает: «Американский спецназ в Латвии на полигоне Адажи отрабатывает упражнение по задержанию «повстанцев». Разбирающиеся люди утверждают, что это не армейский, а полицейский спецназ, т.е. заточенный именно на подавление внутренних беспорядков. На учениях присутствовала посол США в Латвии Нэнси Петит. Так что все по-взрослому. Те же компетентные люди утверждают, что полицейский спецназ США находится в Латвии и Эстонии на постоянной основе. Это не армия, а полиция, и, если подходить формально, международные договоренности о размещении войск как бы не нарушаются. Обратите внимание, что спецназ дислоцирован в Латвии и Эстонии, в Литве его нет. Есть только одно логичное объяснение: в Литве, в отличие от Латвии и Эстонии, доля русского населения незначительна. То есть русские жители Прибалтики воспринимаются как угроза».
Группа захвата одного из силовых ведомств США отрабатывала в Латвии тактику задержания неких мифических «повстанцев»
Предположение вполне себе вероятное, особенно если учитывать, что нечто подобное происходит и в Эстонии. Там в северо-восточном регионе Ида-Вирумаа состоялись недавно совместные учения местной префектуры полиции и погранохраны и добровольческого военизированного формирования «Кайтселийт». Силовики «подавляли» бунт: на учениях отрабатывалась защита государственных и муниципальных объектов города во время условных массовых беспорядков. Отметим, что в Ида-Вирумаа (крупнейший город Нарва) около 80% населения составляют русскоязычные жители. В Нарве более 90% населения – русские. Факт проведения учений эксперты расценили как доказательство того, что Таллин действительно всерьез опасается восстания местных русских, униженных неравноправным положением, массовым безгражданством и гонениями на родной язык.
Обратим внимание и на то, что министр внутренних дел Эстонии Ханно Певкур рассказал о необходимости участия спецназа США в охране границы республики с Россией. Об этом он заявил в ходе встречи в Вашингтоне с министром внутренней безопасности Джехом Джонсоном. «В связи с созданием в этом году спецподразделения пограничной охраны (в Эстонской Республике. – Авт.), одна из конкретных возможностей такой помощи — приглашение пограничного спецназа США для подготовки нашего подразделения. Мы также ждем участия спецназа ФБР в больших общеевропейских учениях в Эстонии в будущем году», – сообщил Х. Певкур.
Было бы неверным считать, что ожидания межэтнического конфликта в Прибалтике появились лишь после начала кризиса на Украине. Тем более что в той же Латвии имеются свои традиции ожесточенных столкновений. Достаточно вспомнить революцию 1905 года, когда и Рига, и Даугавпилс превратились в сущий ад – кипели жаркие сражения уличных бунтовщиков с полицейскими, жандармами и солдатами. Если кого-то утешает отдаленность тех событий во времени, то можно вспомнить 13 января 2009 года – то, что произошло тогда, можно рассматривать как своеобразную «репетицию» к еще более массовым возмущениям. Тем более что за прошедшие годы недовольство народа властью только усилилось. Достанет ли у политиков и общественных деятелей ума не допустить дело до взрыва?
Наиболее часто политологи стали говорить о возможном конфликте, когда Латвия подверглась первому удару кризиса семь лет назад. Именно события 13 января 2009 года, когда в Старой Риге произошли массовые беспорядки, подавлять которые пришлось с помощью слезоточивого газа, дубинок и резиновых пуль, привели к обострению экстремистских настроений. Полицейские задержали тогда около 140 участников беспорядков, в большинстве своем ранее не попадавших в поле зрения правоохранительных органов и не принадлежавших к каким-либо радикальным организациям.
Впрочем, тогда бунтовщики выставили чисто социальные требования, а сейчас куда большую актуальность приобретает другая причина для возможного конфликта – межэтническая.
Приближается время волков?
В частности, еще в 2012 году общественный деятель радикально-националистического толка Янис Силс (являвшийся одновременно членом гражданского ополчения «Земессардзе» с правом ношения оружия) пугал этническими столкновениями и призывал латышей готовиться к самообороне. Я. Силс пишет, что в Латвии наряду с хозяйственными проблемами обострились и межнациональные отношения. Якобы причина – поведение «пятой колонны». Гремучая смесь экономических и межэтнических проблем уже становится «взрывоопасной» – «и критическая температура приближается». Силс требовал от латышей «срочно задуматься о своей безопасности», особенно тех, кто «живет в русских районах». Радикал называл причины усиления «агрессии» со стороны латвийских русских. Во-первых, это, по его мнению, обида за то, что политическое объединение «Согласие», за которое голосуют большей частью русскоязычные, не попало в правительство («согласистов» до сих пор так и не взяли в Кабмин, несмотря на наличие самой большой фракции в парламенте). Во-вторых, гонения на русский язык. В-третьих, уверенность в том, что мирными, законодательными методами, путем компромисса ничего добиться нельзя.
Я. Силс привел и возможный сценарий «русского бунта». Как он считает, после празднования очередного дня 9 Мая у памятника Освободителям возбужденные «18-40-летние представители бородатого рода» могут решить прогуляться по Старой Риге, «чтобы показать, кто здесь хозяин» – что и послужит причиной столкновений. «К сожалению, полицейских, которые готовы к таким ситуациям, совсем немного», – констатирует радикальный публицист и призывает латышей, не надеясь на полицию, готовиться к самообороне.
«Что я могу посоветовать? В зависимости от статуса и возможности каждого решения могут быть различные:
а) установить контакт с Tēvijas sargi (латышской школой силовых единоборств);
б) начать тренировки по рукопашному бою;
в) приобрести оружие;
г) вступить в «Земессардзе»;
д) вместе с друзьями создать группы взаимопомощи и самообороны».
По мнению Силса, лучше всего объединить все предложенные варианты, то есть одновременно овладеть приемами ближнего боя, вооружиться и создать группу самообороны. При этом взрывоопасную ситуацию в стране якобы изменить уже невозможно. Посему латышам остается лишь готовиться к будущим столкновениям. Примечательно, что свою статью Силс назвал «Para Bellum», напомнив, что это слово из известного латинского изречения: «Si vis pacem, para bellum» («Если хочешь мира, готовься к войне»).
Наглядным показателем роста межнациональной ненависти является и интернет, где люди могут самовыражаться на условиях относительной анонимности. Комментарии под онлайн-версиями статей местных СМИ исполнены ненависти – что на латышском, что на русском языке. Тот же Владимир Линдерман, в адрес которого регулярно поступают угрозы расправы, видит здесь немалый повод для тревоги: «В этом «инкубаторе» могут родиться и «цыплята» вроде Брейвика. И не обязательно на Линдермана может быть направлено их оружие: мы помним норвежскую трагедию. У этих людей та же идеология, что и у норвежского убийцы, – радикальный национализм. Эта идеология утверждает, что за каждым народом якобы закреплен конкретный кусок земной территории, а все остальные, здесь живущие, – опасные и вредные чужаки. И если чужаки что-то начинают «вякать» о своих правах, их можно и убить. Ведь это будет «богоугодным делом», как пишет анонимный комментатор».
В беседе с автором этих строк бывший депутат Сейма Инара Островска высказала такую точку зрения: «Самое опасное, что только может быть, – это столкновение больших масс людей на национальной или религиозной почве. И нам это, безусловно, грозит. Тем более что подобные вещи наблюдаются не только у нас – сейчас во многих странах мира обострилась национальная либо религиозная рознь. Это глобальная тенденция. Еще хорошо, что жители Латвии являются достаточно сдержанными людьми по своему менталитету. Если бы такие страсти, как у нас сейчас, разгорелись в какой-нибудь южной стране, конфликт там был бы обеспечен. Вообще, не дай Бог, конечно… Сейчас обитателям Латвии явно не хватает диалога. А отсутствие общения рождает недопонимание, стремление к демонизации оппонента. К тому же самым негативным образом сказывается факт кризиса в нашем обществе традиционных христианских ценностей…»
Честно говоря, в данный момент не чувствуется никакого желания русскоязычных общин Прибалтики подниматься против властей с оружием в руках. А если кто-нибудь попытается воспользоваться «разогретой почвой» и устроить серию провокаций для начала межэтнического конфликта на стыке рубежей России и НАТО? Времена-то нынче, ох, какие неспокойные…
Боевая техника на улицах прибалтийских городов становится все более привычной деталью
___________________
Фото – www.delfi.lv