Откуда берутся рекруты для ИГИЛ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Откуда берутся рекруты для ИГИЛ

Борьба с религиозным экстремизмом становится чуть ли не главной темой новостей и аналитических материалов в прессе, особенно российской и центральноазиатской. Одновременно различные исследовательские и аналитические фонды и центры пытаются изучать тему и доводить свои выводы до читателей и властей. Однако при этом не всегда такие доклады и публикации отражают реальность. Особенно если у них несколько иные задачи и цели.

Удар исподтишка

В опубликованном в октябре докладе ЮСАИД «Боевики из Центральной Азии в Сирии и Ираке – что ими движет и как противостоять вербовке?» дается анализ ситуации и способы противодействия религиозному экстремизму в Центральной Азии с точки зрения интересов Соединенных Штатов Америки. На фоне в принципе верных выводов есть один, который выбивается из общего ряда. Чтобы понять, о чем речь, приведем несколько цитат.

«Для некоторых в Центральной Азии конфликт (с ИГИЛ) является весьма реальным – и доступным – проявлением мощной идеологии, определяющей смысл их жизни. Это особенно актуально для маргинальных мигрантов-работников из Центральной Азии, ставших целевой аудиторией для вербовщиков… Сегодня внимание экстремистских групп в Центральной Азии сместилось от Афганистана и Пакистана к сирийскому конфликту. Этот сдвиг частично обусловлен географией: для призывников – особенно тех, завербованных среди около семи миллионов центральноазиатских рабочих-мигрантов, работающих в трудных условиях и сталкивающихся с дискриминацией и постоянным ужесточением иммиграционных законов в России – гораздо дешевле, проще и реальнее попасть в Турцию и оттуда в Сирию, чем попасть в Пакистан».

«Новобранцы почти исключительно прибывают извне государств Центральной Азии, а главная коммуникация и рекрутинг происходят через Интернет. Миграция и последующая маргинализация или геттоизация ломают важные связи мигрантов с привычными сообществами и лишают их положительных смягчающих факторов: семьи, общины, религиозных лидеров – все это работает для предотвращения боевой мобилизации дома. Большинство случаев вербовки, возможно, происходит, когда граждане покидают территорию своих стран и лишаются поддержки своих сообществ. Без изменения этого фундаментального подхода текущие меры могут не оказать никакого реального влияния на мобилизацию экстремистскими группировками».

То есть основная мысль, развиваемая в докладе ЮСАИД, сводится к тому, что большинство новобранцев ИГИЛ из Центральной Азии вербуются в России, где они живут в условиях, которые якобы способствуют развитию религиозного протестного мировоззрения. Проще говоря, Россия и есть основной поставщик центральноазиатских рекрутов для ИГИЛ.

Это утверждение экспертов ЮСАИД развивают и распространяют всеми возможными способами представители различных зарубежных организаций или местных центральноазиатских НПО, существующих на западные гранты. Например, на состоявшемся в ноябре в Бишкеке круглом столе на тему «Радикализация ислама в Кыргызстане: вызовы и ответы» директор британского Института войны и мира (IWPR) по Центральной Азии Абахон Султоназаров верно назвал основные причины распространения радикальных религиозных идей в регионе, как то: бедность, социальную незащищенность, безработицу, идеологический вакуум. Но при этом отметил, что «проникновение и развитие радикальных идеологий происходит через распространение литературы, проповедей и обучения молодежи внутри и за пределами страны: некоторые перенимают радикальные взгляды в Турции или во время работы в России». Как видим, опять та же мысль – виновата Россия.

Выступавший на форуме докторант Академии управления МВД Российской Федерации киргизский гражданин Бакыт Дубанаев, в свою очередь, отметил: «Что касается вербовки, то большинство граждан было завербовано в России, хотя были и те, кого завербовали в Египте, Турции и Саудовской Аравии».

Остается задаться вопросом, откуда такая информация? На форуме были приведены данные МВД Киргизии, согласно которым в Сирии находятся 500 граждан, уехавших в качестве рекрутов. В то же время спецслужбы говорят примерно о 400 гражданах. То есть даже силовые структуры, в обязанность которых входит в том числе и отслеживание потенциальных боевиков, дают отличную друга от друга информацию. Иначе говоря, источник информации о том, на основе каких данных делается вывод о вербовке основной части центральноазиатских рекрутов именно в России, так и не был озвучен.

Идея о том, что именно РФ является рассадником радикальных боевиков, четко лежит в русле установки Вашингтона о необходимости распространения антироссийских настроений в Центральной Азии, где американцы стали терять свои позиции, уступая их России, особенно после вступления Киргизии в ЕАЭС. Как ни покажется странным, но в определенной степени это выгодно и центральноазиатским силовикам, приводящим непроверенные данные ЮСАИД, чтобы хоть частично снять с себя ответственность.

Борьба на отдельном фронте ограниченным вооружением

Причинами распространения религиозных экстремистских идей чаще всего называют безработицу, социальные проблемы, коррупцию, беспредел правоохранительных органов и религиозную безграмотность. Но если подъем экономики, строительство нормальной социальной инфраструктуры или искоренение коррупции – дело долгих лет и огромных денег, то противопоставить заслон экстремистской пропаганде вполне реально уже сейчас.

Известный в Киргизии теолог Кабыр Маликов не раз отмечал на различных форумах, что большинство имамов не владеют необходимой подготовкой, религиозными знаниями, чтобы доносить до верующих каноны классического ислама в то время, когда даватисты (пропагандисты) запрещенных религиозных организаций владеют приемами нужной и выгодной трактовки Корана и других источников. Они умеют входить в доверие к людям и, в отличие от имамов, не сидят в мечетях и не ждут, когда к ним за разъяснениями придут верующие, а сами идут в народ.

В то же время общественные деятели бьют тревогу, утверждают, что многие жители Киргизии, особенно сельчане, стали светскому образованию предпочитать религиозное. Они также утверждают, что количество мечетей в стране стало превышать количество школ. При этом медресе – религиозных исламских школ  -  также становится все больше. Однако, как считает руководитель Центра исламского образования Дилмурод Орозов, нормальное религиозное образование тоже необходимо детям. Пусть лучше ребенок узнает об исламе в медресе, из уст священника, проповедующего классический, мирный ислам, чем наслушается экстремистских идей от даватиста.

Как сбалансировать светское и религиозное образование, пытаются понять общественные и религиозные деятели, выступая вместе на различных форумах. Например, на прошлой неделе сотрудники Свердловского УВД столицы Киргизии провели профилактические встречи, нацеленные на борьбу с террором и религиозным экстремизмом. В Киргизско-Российском славянском университете они организовали встречу с представителями населения района, старейшинами, чиновниками. Сотрудники милиции рассказали о своей работе по борьбе с религиозным экстремизмом, о методах действий религиозных радикалов, о том, как они вербуют неофитов. Такие же встречи состоялись и в других районах столицы, в учебных заведениях.

Это одна из форм борьбы с потенциальными террористами и их единомышленниками, пропагандистская. Но пропагандой, разъяснением проблему не решить. Есть и другие, более радикальные. Именно такая форма была предложена на недавнем заседании Совета обороны с участием президента Алмазбека Атамбаева – лишать гражданства Киргизии тех, кто принимает участие в боевых действиях на стороне ИГИЛ. Как утверждает депутат Каныбек Иманалиев, законопроект уже направлен в парламент и до конца года будет рассмотрен. В борьбе с террором все законные средства хороши.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3662
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика