Россия ввела экономические санкции против Турции. 28 ноября указ об этом появился на сайте Кремля. Пока правительство РФ готовит соответствующее постановление о конкретизации санкций, но уже понятно, что экономические отношения двух стран претерпят серьезные изменения.
Суть санкций
Прежде всего, закрывается импорт отдельных групп товаров из Турции, ограничивается или полностью запрещается работа некоторых турецких компаний. В обоих случаях конкретный перечень должно определить правительство РФ. Для тех фирм, которые в него не попадут, с нового года запрещается нанимать новых работников из числа граждан Турции.
Следующим пунктом президент России с 1 января 2016 года приостанавливает соглашение с Анкарой о взаимных поездках в части, касающейся турецких граждан. На сегодняшний день они имеют право находиться на территории РФ 30 дней без оформления виз, впрочем, как и россияне в Турции. Ограничения не коснутся обладателей разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство в РФ, а также дипломатов.
Туроператорам предписывается «воздержаться» от отправки россиян в Турцию, запрещаются чартерные рейсы между двумя странами. С целью обеспечения транспортной безопасности усиливается портовый контроль в акватории Азово-Черноморского бассейна и контроль над турецкими автоперевозчиками. «При необходимости» срок действия или характер ограничительных мер могут быть изменены.
Буквально сразу после публикации документа министерства выступили с конкретными предложениями по его выполнению. «Сейчас они отрабатываются для подготовки соответствующего постановления правительства», – сообщила пресс-секретарь премьер-министра РФ Наталья Тимакова.
Первая реакция
Фактически проблемы у турецкого бизнеса в России начались еще до публикации президентского указа. В среду 25 ноября Россельхознадзор не пропустил 162 тонны куриного мяса из Турции. Параллельно российская таможня ввела тотальный досмотр грузов из этой страны. Причем такая практика распространяется на товарооборот «в обе стороны». Это поставило жирную точку на «упрощенном таможенном коридоре» между двумя странами, действующем с 2009 года.
26 ноября Ростуризм фактически запретил отечественным туроператорам продавать туры в Турцию. В сообщении ведомства говорится, что «оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турцию в условиях действия угрозы терроризма… является грубым нарушением законодательства России и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности».
В тот же день у турецких граждан начались проблемы с въездом в Россию. 30 из них завернули прямо на границе, еще 39 бизнесменов, которые неверно указали цель визита, депортировали из Краснодара за нарушение миграционного законодательства. На следующий день на своей пресс-конференции министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что только в этом году Турция депортировала более 200 российских граждан. Причем выслала их не в РФ, а на территорию государств, которые проводят «недружественную по отношению к России политику».
Экономическая анатомия российско-турецких отношений
До инцидента со сбитым самолетом Су-24 российско-турецкие отношения базировались на прочном экономическом фундаменте. По данным Турецкого статистического института, Москва семь лет удерживает лидерство по поставкам товаров в эту страну, а Анкара по итогам 2014 года стала пятым торговым партнером России (после Китая, Германии, Голландии, Италии). Товарооборот между двумя странами в прошлом году достиг $31,1 млрд ($31,6 млрд по российским данным), а с учетом торговли услугами – $43,7 млрд. Из них $27,4 млрд – это российский экспорт в Турцию, а $16,3 млрд – турецкий импорт в Россию. Во время своего последнего визита в Москву президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что до 2023 года планирует увеличить товарооборот между двумя странами до $100 млрд.
Ныне цифры стали значительно скромнее. С января по октябрь экспорт турецких товаров в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 38,9% (до $3,065 млрд). По данному показателю РФ уступила Германии, Великобритании, Ираку, Италии, Швейцарии, Франции, США и Испании, переместившись на 9-е место среди рынков сбыта для Турции. Ситуация с российским экспортом не многим лучше. Вследствие того, что за первые десять месяцев этого года он просел на 17,8% (до 17,34 млрд), Москва откатилась на третье место по этому показателю, пропустив вперед Китай и Германию.
Главная статья российского экспорта в Турцию, по данным Минэкономразвития, это энергоносители (64,1%), металлы и изделия из них (19,3%) и сельхозпродукция (9,7%). В обратную сторону из Турции идут машины и оборудование (30,8%), продовольствие (26,5%), продукция легкой (16,3%), а также химической промышленности (11,1%). Немного иная ситуация в нетоварной сфере. За 2014 год Турция продала Москве услуг на общую сумму $9,7 млрд. Самые крупные статьи – это туристические поездки и строительные работы. Только в прошлом году граждане РФ совершили 4,4 млн поездок в Турцию и, по данным российского Центробанка, потратили там $6,6 млрд. Объем российских услуг Анкаре значительно уступает и насчитывает всего $3 млрд. Половина из них ($1,5 млрд) – это строительные работы. Еще можно выделить транспорт: только на авиаперевозках российские компании заработали $800 млн.
Традиционно Москва инвестирует в турецкую экономику больше, чем получает обратно. Но и здесь объемы сотрудничества сокращаются. Если в 2013 году соотношение было $953,9 млн к $526,4 млн, то в этом году РФ уже вложила в Турцию $755 млн, а Анкара в Россию всего $55 млн.
Курс на заморозку
Что может измениться в российско-турецких экономических отношениях после президентского указа? Прежде всего, пострадают инвестиционные проекты. Будет заморожено строительство газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Оба объекта имеют большой горизонт окупаемости, и отказ от их реализации не принесет прямых денежных убытков в краткосрочной перспективе. Другое дело, что Москва лишается возможности включить Турцию в свой топливный цикл, привязать ее к российским технологиям и обойти украинский транзит, продавая газ в страны Южной Европы. Строительство АЭС «Аккую» началось в апреле 2015 года, и при общей стоимости проекта $22 млрд в него с российской стороны уже вложено $3 млрд. Еще сложнее ситуация с «Турецким потоком». Только на строительство газотранспортной инфраструктуры на территории России для будущего газопровода «Газпром» потратил €4 млрд.
Между двумя странами существуют и менее масштабные совместные проекты. Это и завершенное строительство трех гидроагрегатов для ГЭС «Кыгы», которые нужно передать Анкаре в следующем году, и сборка на территории Турции автомобиля «Газель», и вывод турецких спутников в космос с помощью российских носителей.
Что касается энергоресурсов, то закрытие «газового краника» пока не обсуждается. Прекращение поставок российского газа, от которого Анкара зависит на 60%, действительно может вызвать там энергетический коллапс, но бумерангом ударит и по «Газпрому». Другие категории российского экспорта Анкара сможет относительно быстро заместить, потому их запрет ничего, кроме убытков отечественному бизнесу, не принесет.
Если говорить о запрете импорта в РФ, то, как уверяет первый вице-премьер Игорь Шувалов, ограничительные меры не затронут промтовары и будут касаться в первую очередь сельхозпродукции. По данным Минсельхоза, за первые 10 месяцев этого года Россия импортировала турецкого продовольствия на $1,035 млрд. По-видимому, российские ограничения также коснутся одежды и изделий из кожи. Турецкие поставки есть кому заменить. Министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль уже прислал своему российскому коллеге конкретные предложения по замещению турецкого импорта. Похоже, наиболее болезненными для Анкары станут санкции, касающиеся сферы услуг и влекущие за собой отток из страны российских туристов и запрет на деятельность турецких строительных компаний.
«Но думать надо было раньше. Мы будем выстраивать отношения с Турцией с обязательным учетом этого трагического инцидента – его из этих отношений вычеркнуть в принципе невозможно», – отметил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.