«Думать надо было раньше»: последствия санкций против Турции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

«Думать надо было раньше»: последствия санкций против Турции

Россия ввела экономические санкции против Турции. 28 ноября указ об этом появился на сайте Кремля. Пока правительство РФ готовит соответствующее постановление о конкретизации санкций, но уже понятно, что экономические отношения двух стран претерпят серьезные изменения.

Суть санкций

Прежде всего, закрывается импорт отдельных групп товаров из Турции, ограничивается или полностью запрещается работа некоторых турецких компаний. В обоих случаях конкретный перечень должно определить правительство РФ. Для тех фирм, которые в него не попадут, с нового года запрещается нанимать новых работников из числа граждан Турции.

Следующим пунктом президент России с 1 января 2016 года приостанавливает соглашение с Анкарой о взаимных поездках в части, касающейся турецких граждан. На сегодняшний день они имеют право находиться на территории РФ 30 дней без оформления виз, впрочем, как и россияне в Турции. Ограничения не коснутся обладателей разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство в РФ, а также дипломатов.

Туроператорам предписывается «воздержаться» от отправки россиян в Турцию, запрещаются чартерные рейсы между двумя странами. С целью обеспечения транспортной безопасности усиливается портовый контроль в акватории Азово-Черноморского бассейна и контроль над турецкими автоперевозчиками. «При необходимости» срок действия или характер ограничительных мер могут быть изменены.

Буквально сразу после публикации документа министерства выступили с конкретными предложениями по его выполнению. «Сейчас они отрабатываются для подготовки соответствующего постановления правительства», – сообщила пресс-секретарь премьер-министра РФ Наталья Тимакова.

Первая реакция

Фактически проблемы у турецкого бизнеса в России начались еще до публикации президентского указа. В среду 25 ноября Россельхознадзор не пропустил 162 тонны куриного мяса из Турции. Параллельно российская таможня ввела тотальный досмотр грузов из этой страны. Причем такая практика распространяется на товарооборот «в обе стороны». Это поставило жирную точку на «упрощенном таможенном коридоре» между двумя странами, действующем с 2009 года.

26 ноября Ростуризм фактически запретил отечественным туроператорам продавать туры в Турцию. В сообщении ведомства говорится, что «оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турцию в условиях действия угрозы терроризма… является грубым нарушением законодательства России и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности».

В тот же день у турецких граждан начались проблемы с въездом в Россию. 30 из них завернули прямо на границе, еще 39 бизнесменов, которые неверно указали цель визита, депортировали из Краснодара за нарушение миграционного законодательства. На следующий день на своей пресс-конференции министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что только в этом году Турция депортировала более 200 российских граждан. Причем выслала их не в РФ, а на территорию государств, которые проводят «недружественную по отношению к России политику».

Экономическая анатомия российско-турецких отношений

До инцидента со сбитым самолетом Су-24 российско-турецкие отношения базировались на прочном экономическом фундаменте. По данным Турецкого статистического института, Москва семь лет удерживает лидерство по поставкам товаров в эту страну, а Анкара по итогам 2014 года стала пятым торговым партнером России (после Китая, Германии, Голландии, Италии). Товарооборот между двумя странами в прошлом году достиг $31,1 млрд ($31,6 млрд по российским данным), а с учетом торговли услугами – $43,7 млрд. Из них $27,4 млрд – это российский экспорт в Турцию, а $16,3 млрд – турецкий импорт в Россию. Во время своего последнего визита в Москву президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что до 2023 года планирует увеличить товарооборот между двумя странами до $100 млрд.

Ныне цифры стали значительно скромнее. С января по октябрь экспорт турецких товаров в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 38,9% (до $3,065 млрд). По данному показателю РФ уступила Германии, Великобритании, Ираку, Италии, Швейцарии, Франции, США и Испании, переместившись на 9-е место среди рынков сбыта для Турции. Ситуация с российским экспортом не многим лучше. Вследствие того, что за первые десять месяцев этого года он просел на 17,8% (до 17,34 млрд), Москва откатилась на третье место по этому показателю, пропустив вперед Китай и Германию.

Главная статья российского экспорта в Турцию, по данным Минэкономразвития, это энергоносители (64,1%), металлы и изделия из них (19,3%) и сельхозпродукция (9,7%). В обратную сторону из Турции идут машины и оборудование (30,8%), продовольствие (26,5%), продукция легкой (16,3%), а также химической промышленности (11,1%). Немного иная ситуация в нетоварной сфере. За 2014 год Турция продала Москве услуг на общую сумму $9,7 млрд. Самые крупные статьи – это туристические поездки и строительные работы. Только в прошлом году граждане РФ совершили 4,4 млн поездок в Турцию и, по данным российского Центробанка, потратили там $6,6 млрд. Объем российских услуг Анкаре значительно уступает и насчитывает всего $3 млрд. Половина из них ($1,5 млрд) – это строительные работы. Еще можно выделить транспорт: только на авиаперевозках российские компании заработали $800 млн.

Традиционно Москва инвестирует в турецкую экономику больше, чем получает обратно. Но и здесь объемы сотрудничества сокращаются. Если в 2013 году соотношение было $953,9 млн к $526,4 млн, то в этом году РФ уже вложила в Турцию $755 млн, а Анкара в Россию всего $55 млн.

Курс на заморозку

Что может измениться в российско-турецких экономических отношениях после президентского указа? Прежде всего, пострадают инвестиционные проекты. Будет заморожено строительство газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Оба объекта имеют большой горизонт окупаемости, и отказ от их реализации не принесет прямых денежных убытков в краткосрочной перспективе. Другое дело, что Москва лишается возможности включить Турцию в свой топливный цикл, привязать ее к российским технологиям и обойти украинский транзит, продавая газ в страны Южной Европы. Строительство АЭС «Аккую» началось в апреле 2015 года, и при общей стоимости проекта $22 млрд в него с российской стороны уже вложено $3 млрд. Еще сложнее ситуация с «Турецким потоком». Только на строительство газотранспортной инфраструктуры на территории России для будущего газопровода «Газпром» потратил €4 млрд.

Между двумя странами существуют и менее масштабные совместные проекты. Это и завершенное строительство трех гидроагрегатов для ГЭС «Кыгы», которые нужно передать Анкаре в следующем году, и сборка на территории Турции автомобиля «Газель», и вывод турецких спутников в космос с помощью российских носителей.

Что касается энергоресурсов, то закрытие «газового краника» пока не обсуждается. Прекращение поставок российского газа, от которого Анкара зависит на 60%, действительно может вызвать там энергетический коллапс, но бумерангом ударит и по «Газпрому». Другие категории российского экспорта Анкара сможет относительно быстро заместить, потому их запрет ничего, кроме убытков отечественному бизнесу, не принесет.

Если говорить о запрете импорта в РФ, то, как уверяет первый вице-премьер Игорь Шувалов, ограничительные меры не затронут промтовары и будут касаться в первую очередь сельхозпродукции. По данным Минсельхоза, за первые 10 месяцев этого года Россия импортировала турецкого продовольствия на $1,035 млрд. По-видимому, российские ограничения также коснутся одежды и изделий из кожи. Турецкие поставки есть кому заменить. Министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль уже прислал своему российскому коллеге конкретные предложения по замещению турецкого импорта. Похоже, наиболее болезненными для Анкары станут санкции, касающиеся сферы услуг и влекущие за собой отток из страны российских туристов и запрет на деятельность турецких строительных компаний.

«Но думать надо было раньше. Мы будем выстраивать отношения с Турцией с обязательным учетом этого трагического инцидента – его из этих отношений вычеркнуть в принципе невозможно», – отметил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
10991
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика