В минувшее воскресенье в Приднестровье был первый в его истории единый день голосования – республика выбирала депутатов сразу и Верховного, и местных советов. Этому предшествовала избирательная кампания, в которой власть в лице президента Евгения Шевчука боролась с «олигархами» – кандидатами от оппозиционной партии «Обновление». За «Обновлением» стоял холдинг «Шериф», которому принадлежат важнейшие в республике активы, включая мобильную связь, сеть крупных магазинов и автозаправок, а также ряд промышленных предприятий.
Предвыборная борьба не обошлась без информационной войны и довольно грубых приемов. Ряд оппозиционных кандидатов прорвались в избирательную гонку только через суд. На некоторых заводились уголовные дела. С выборов, впрочем, никто не был снят.
Большим тиражом распространялась газета с приднестровской версией игры «Монополия» – это была попытка бросить камень в огород «Шерифа». В ответ на это, тоже серьезным тиражом, вышла газета «Трудовой Тирасполь» с критической статьей о «тайнах приднестровского двора». Обе стороны апеллировали к главному внешнему авторитету – России, распространяли фотографии с депутатами Госдумы, с Владимиром Жириновским, а кое-кто – даже с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Забегая вперед, скажем: тем кандидатам, у которых не было каких-то убедительных личных достоинств, это помогло мало.
В день выборов поступило сообщение о том, что на одном из избирательных участков, а именно в главном корпусе Приднестровского государственного университета, заложена бомба. Избирателей в срочном порядке эвакуировали. Саперы обследовали всё, но бомбы не обнаружилось. Сам звонок с предупреждением о якобы имеющемся взрывном устройстве, как сказали потом правоохранители, был сделан с молдавского мобильного телефона. В целом же, однако, единый день голосования прошел очень организованно и спокойно, чем контрастировал с предшествующей ему предвыборной борьбой. Ну на то она и борьба.
Отдельно стоит сказать о международных наблюдателях на выборах. Их, кстати, было довольно много – более 30. Был даже чернокожий гражданин России – уроженец Бенина. Госдуму РФ представляли депутаты Сергей Гаврилов, Казбек Тайсаев от КПРФ и Алексей Журавлев от партии «Родина». Учрежденная А. Журавлевым автономная некоммерческая организация «Евразийская интеграция» ведет, напомним, строительство социальных объектов в Приднестровье.
Наблюдатели были, впрочем, не только из России, но также из европейских стран. В группу Международного центра электоральных систем вошли представители Финляндии, Чехии, Бельгии и Германии. Наблюдать за ходом приднестровских выборов приехали, кроме того, глава политической партии «Третья Сербия» Мирослав Парович, сопредседатель Центральной Европейской группы политического мониторинга Александр Лурье, эксперты румынского и французского отделений Европейского центра геополитического анализа.
Все они были единодушны: ПМР хорошо подготовилась ко дню голосования, оно прошло активно и результаты выборов не должны вызывать сомнений. По словам С. Гаврилова, избирательная кампания в Приднестровье может быть примером для соседних Молдовы и Украины. И это, наверное, не преувеличение: успешно проведя эти выборы, республика вновь подтвердила, что является вполне жизнеспособным государством.
Отметим, что наблюдателей на выборах было бы больше, если бы молдавские власти не включили уже привычную красную кнопку под названием «Кишиневский аэропорт». Там задержали, а потом без объяснения причин выслали члена Общественной палаты РФ Георгия Федорова, президента Института европейских исследований Александра Гапоненко, а также наблюдателей от российской ассоциации «Гражданский контроль».
Если это была попытка подорвать легитимность приднестровского голосования, то она не удалась. Но тревожит всё расширяющийся список российских общественных деятелей, которые теперь не могут посетить ПМР из-за той политики изоляции, которую Молдова проводит с 2014 года.
Теперь – к итогам выборов. Однозначную победу на них одержали те самые «олигархи», партия крупного бизнеса, с которой боролась власть. «Обновление», имевшее связи с «Единой Россией» и обладавшее в последние годы стабильным большинством в парламенте ПМР, стало еще сильнее – теперь оно будет иметь «чистое» 31 место из 43, а с потенциальными союзниками – и все 35. Это открывает широкий спектр возможностей, в том числе для преодоления вето президента, изменения приднестровской Конституции, а также для выдвижения своего кандидата на пост главы государства.
«Обновленцы» выиграли у пропрезидентских кандидатов даже там, где, казалось бы, на это не было особых расчетов и надежд. Так, поражение на выборах потерпел экс-премьер республики, генеральный директор газотранспортного предприятия «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» Петр Степанов. В своем округе он проиграл новичку в депутатском корпусе – экономическому советнику «Обновления» Александру Мартынову.
Депутатом Верховного Совета ПМР наконец-то стал известный в Приднестровье и Молдове политический аналитик Андрей Сафонов. После не слишком удачных кампаний в прошлые годы для него это, возможно, переломный результат, позволяющий в будущем надеяться и на что-то большее в местной политике.
Несмотря на достаточно острую конкуренцию (она была жестче, чем и 5, и 10 лет назад), партии «Обновление» удалось в итоге не только сохранить почти всех своих «старых» депутатов, но и провести в Верховный Совет не меньше 10 новых. Среди парламентариев – руководство холдинга «Шериф» и менеджеры тех предприятий, которые в этот холдинг входят.
Одно из главных обстоятельств, приведшее к столь внушительной победе «обновленцев», – это принятое в феврале решение правительства ПМР о 30%-ном урезании не только зарплат в бюджетной сфере, но и пенсий. Такое решение, объяснявшееся региональным экономическим кризисом и, как следствие, падением доходов госбюджета, было поддержано и президентом Е. Шевчуком.
Между тем было понятно, что по пожилым людям, пенсии которых в ПМР невелики, это ударит сильно, и никакие оправдания тут не помогут. Пенсионеров же в республике около 140 тысяч, что составляет более трети избирательной базы. При этом пенсионер – всегда наиболее активный и дисциплинированный избиратель. Фактически в Приднестровье во многом получилось протестное голосование против политики исполнительной власти.
Нет нужды говорить, что для Е. Шевчука это очень серьезный сигнал – с учетом того, что президентские выборы в республике ровно через год. Но и к нынешним победителям остаются вопросы. Выборы сами по себе не добавят средств в госказне и не выведут в одночасье приднестровскую экономику из кризиса. Какие меры предложит Верховный Совет Приднестровья для того, чтобы выплатить полностью пенсии и зарплаты? На обещаниях этого строилась кампания многих избранных депутатов.
Можно, конечно, девальвировать местный рубль. Но есть риск того, что сейчас девальвация получится уже не плавной, а резкой. И в условиях Приднестровья, сильно зависящего от импорта, это может ударить по населению не меньше, если не больше, чем 30%-ное снижение выплат.
Новому приднестровскому парламенту предстоит работать в условиях все более надвигающейся ассоциации Молдовы и Украины с Европейским союзом. Сейчас стоит вопрос о механизме торговых отношений с ЕС. Это, конечно, больше «головная боль» приднестровского Министерства иностранных дел, но и Верховный Совет, его комиссия по внешней политике, на наш взгляд, должны предлагать решения (в предыдущем созыве такие попытки были). Главное тут для Приднестровья – сохранить торговлю с европейскими странами, но не «свалиться» в ассоциацию, отдалившись от евразийского вектора и потеряв часть своего экономического суверенитета.
Еще одна проблема, которая ждет своего решения, в том числе, наверное, и при участии парламента республики, – это привлечение серьезных инвестиций Евразийского союза, прежде всего РФ, в приднестровскую экономику. Повторю мысль, звучавшую уже много раз: социальные проекты России в ПМР – это, безусловно, хорошо, но это не может быть главным. Понятие «российский форпост» по отношению к Приднестровью должно наполниться не только политическим, но и экономическим содержанием.