Окружающий мир для Казахстана стал нестабилен, а глобальная экономика - менее предсказуемой. В итоге многовекторная политика республики сталкивается с вызовами, а ее бизнес-модель – с геополитическими рисками.
Именно экономические трудности и сложная международная обстановка, как и ожидалось, стали главными темами очередного послания народу Казахстана, с которым президент Нурсултан Назарбаев выступил 30 ноября. Но какими бы опасными ни были вызовы, Астана справится с ними. В этом уверен казахстанский лидер. В 1990-х годах население пережило более страшный кризис, вызванный развалом СССР и распадом единых хозяйственных связей. Страна и люди справятся и на этот раз.
Поводом для оптимизма стал богатый опыт Казахстана, где ранее «разработали и последовательно реализовали два антикризисных плана». Астана заранее подготовилась к текущим неурядицам, впервые использует упреждающую антикризисную стратегию. «По моему поручению разработаны продуманные варианты действий… на случай снижения цен на нефть и до 30, и до 20 долларов за баррель», – отметил глава государства. Кстати, в бюджете на 2016 год фигурирует цена в 40 долларов за баррель.
Главная проблема – падение темпов развития экономики, вызванная снижением стоимости сырья. По предварительному прогнозу ЕБРР, в 2015 году рост ВВП страны составит 1,2%, хотя в мае банк рассчитывал на 2%. В сентябре схожий прогноз дало агентство Moody's. В двух случаях диагноз схож. Причиной снижения роста экономики республики назывались низкие цен на нефть и – в меньшей степени – негативное влияние на местных производителей дешевого импорта из России.
Если даже цены на нефть вернутся к уровню 100 долларов за баррель, то это произойдет не скоро. В этом сегодня мало кто сомневается. Поэтому для Казахстана важно мягко посадить экономику на дно с минимальными потерями и только затем выйти на траекторию роста. Так в числе первоочередных мер президент назвал стабилизацию финансовой системы, которая должна прийти «в соответствие с новой глобальной реальностью». В связи с этим Нацбанку «необходимо провести стресс-тестирование всех субъектов банковского сектора на предмет неработающих кредитов».
В 2013 году по версии Всемирного банка Казахстан оказался на первом месте в мире по объему плохих кредитов – 31%. В 2014 году глава государства потребовал от Нацбанка сократить показатель до 10%. Уже в июле текущего года объем плохих кредитов снизился до 9,9%. Казахстан в короткий срок решил проблему. Стресс-тестирование носит профилактический характер. И его задача – не допустить нового увеличения проблемных кредитов.
Президент Казахстана: «Вызовам новой глобальной реальности мы должны противопоставить целостную стратегию действий на основе наших реальных возможностей»
Вместе с тем Казахстан продолжает наступать на старые грабли, набивать себе шишки. В частности, президент предложил вывести из-под контроля Нацбанка Единый пенсионный фонд. Как отметил глава государства, «в 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний».
Считается, что вопрос пенсии – это социальный вопрос, но в Казахстане он продолжает оставаться экономическим. Причина – низкая доходность фонда. Ранее в стране действовали частные пенсионные структуры. Их доходность оставалась слабой. Справедливости ради заметим, что государство тоже оказалось не лучшим хозяйственником. Как отмечают эксперты, проблема не в форме собственности, а в выборе между доходностью пенсионных фондов и надежностью вкладов. Рисковать накоплениями граждан неприемлемо. Но, с другой стороны, их сбережения тают из-за инфляции, процесса обесценивания национальной валюты.
Как сообщил в послании глава государства, «в целях повышения доходности пенсионных накоплений надо пересмотреть подходы к инвестированию пенсионных средств». Но он не озвучил деталей. Однако очевидно, что финансовые власти продолжат творческие поиски золотой середины, направленные на повышение КПД пенсионной накопительной системы.
Избавившись от пенсионного балласта, Нацбанку предстоит взять под контроль инфляцию в стране, которая составит около 4%. «Для этого должен полноценно использоваться механизм гибкого изменения процентных ставок», – отметил президент. В октябре Нацбанк уже повышал процентную ставку до 16%, но, видимо, эта мера станет не последней. Другой вопрос: как она отразится на банковских кредитах? Тем более что объем кредитования в стране сильно сократился.
Улучшить экономическую ситуацию, не наведя порядка в квазигосударственном секторе, невозможно. Об этом говорит опыт Китая. Там власти в июле девальвировали юань, а следом развернули борьбу с «зомби-компаниями» – неэффективными предприятиями госсектора. Де-факто все они банкроты, но их спасают бюджетные дотации.
В Казахстане тоже есть свои «зомби-компании». По словам президента, госхолдинги стали посредниками между бюджетом и банками. «Всё это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы», – резюмировал Н. Назарбаев. Вместо показательной порки он поручил правительству разработать новую Программу приватизации, включив в неё все организации, находящиеся в госсобственности.
«Приватизация должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости, открыто и конкурентно. Ключевыми механизмами должны стать размещение акций на фондовом рынке и открытые аукционы», – дал четкие указания президент. Приватизация не только усилит конкуренцию, как ожидают власти, но и будет способствовать притоку инвестиций. Тем более что их ежегодный объем в экономику Казахстана должен превышать 10 млрд. долларов. Но если честно, этот показатель был достигнут еще в 2006 году, а с 2007 года ежегодные инвестиции достигали 18 млрд. долларов и более.
Экономические неурядицы чреваты ростом безработицы. Еще в первом квартале ее уровень составлял 5%. «Это неплохой показатель, учитывая непростую ситуацию в мировой экономике. В некоторых странах уровень безработицы составляет от 10 до 20 процентов», – заявил тогда первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев. Однако дальнейшее падение цен на нефть заставило даже «АО НК «Казмунайгаз» задуматься о сокращении штата. В связи с этим президент поручил правительству до конца первого квартала 2016 года разработать новую Дорожную карту занятости.
Следует отметить, что проблема не только в социально-адресной поддержке малоимущих слоев населения. Как обычно бывает, у социальной политики имеется и обратная сторона – необходимость поддерживать платежеспособный спрос. Кстати, уже сейчас мелкие бизнесмены стали приглядываться к бюджетникам и пенсионерам как к перспективной группе потребителей. Их главное преимущество – пусть небольшие, но стабильные доходы, другие люди этим похвастаться не могут.
«Объем финансирования программы должен быть увеличен по сравнению с аналогичной Дорожной картой, реализованной в 2009-2010 годы. Это обеспечит стабильность рынка труда за счёт проектов по развитию местной инфраструктуры и благоустройству населенных пунктов», – отметил Н. Назарбаев.
Среди других антикризисных мер следует отметить сокращение бюджетных расходов и повышение эффективности налогового администрирования. В том числе за счет отказа от непонятного налога на НДС в пользу налога с продаж. Снижение темпов роста экономики Казахстана связано не только с низкими мировыми ценами на сырье, но и с протекающими внутри нее процессами. От того, как быстро она адаптируется к новым реалиям, найдет новый источник роста, зависят мягкая посадка на дно и последующий рост ВВП. И здесь большие надежды возлагаются на несырьевой сектор. Как говорится в послании, за пять лет обрабатывающая промышленность выросла в 1,3 раза, химическая промышленность и производство строительных материалов – в 1,7 раза. Выпуск продукции машиностроения увеличился в 2,2 раза, а экспорт – в 3 раза.
Казахстан – крупная страна Евразийского союза. От того, как он сможет снизить экономические риски, зависит развитие интеграционных процессов. Республика ввозит из России и Белоруссии продукты питания и товары народного потребления на сумму свыше 20 млрд. долларов. Ясно, что неурядицы в «Стране Великой степи» негативно скажутся на партнерах по интеграции.
В послании, кстати, Н. Назарбаев предложил диверсифицировать торговые связи с акцентом на экспорт. По его словам, нужно «эффективно использовать экономический потенциал близлежащих стран». Китай, Россия, Иран, Монголия, Индия, Пакистан, страны Центральной Азии и Кавказа ежегодно закупают продукции на сумму 3,5 трлн. долларов. В то время, как доля Казахстана в этих сделках маленькая. «Необходимо заключить соглашения о свободной торговле Евразийского экономического союза с ключевыми региональными рынками», – отметил президент.
* * *
Кризис наблюдается не только в экономической сфере, но и в большой политике. Международная обстановка стала нестабильной. «Серьёзную угрозу миру представляет сейчас международный терроризм. Это результат разрушения государственности путем вмешательства внешних сил во внутренние дела суверенных государств», – отмечено в президентском послании.
Терроризм – не единственный раздражающий фактор. Из-за сбитого самолета Су-24 между Москвой и Анкарой возникла напряженность. «Мы сильно огорчены случившимся событием между Россией и Турцией», – сказал Н. Назарбаев. Обе страны являются ключевыми партнерами Казахстана, который проводит многовекторную политику. А она предполагает не выбор между партнерами, а поиск баланса их интересов.
Конфликтную ситуацию Астана предлагает решить в традиционной манере – не занимать чью-либо позицию, но при этом стараться снизить напряженность. Как отметил глава государства, пока не известны детали инцидента, «но факт состоит в том, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию».
Многовекторная политика, по словам Н. Назарбаева, это не данность, поскольку приходилось работать годами, чтобы сблизить позиции России и Турции. «И все это, построенное за много лет, может пойти насмарку», – признался он. Глава государства призвал обе страны «совместно создать комиссию, определить виновных (в гибели самолета Су-24. – Ред.), наказать, признать ошибки и восстановить отношения».
Очевидно, что эта часть президентского послания была адресована внешней аудитории. Суть ее состоит в том, что Казахстан готов предложить услуги посредника. Тем более что накануне состоялся телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, в ходе которого высокопоставленный собеседник выразил готовность в любое время встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным. Вопрос в том, готовы ли стороны воспользоваться казахстанским посредничеством? К сожалению, пока не видно их готовности идти на компромисс, а без этого трудно достичь согласия.
Давая оценку мировым процессам, Нурсултан Назарбаев сказал, что «развитие мира будет происходить на фоне жесткой конкуренции мировых и региональных центров силы». Это значит, что многовекторная политика Астаны, где конкуренция заменяется балансом интересов стран-партнеров, будет подвергаться испытанию на прочность. Неутешительный вывод, ведь такая политика вот уже много лет обеспечивала политическую стабильность и экономический рост Казахстана.
_____________________
Фото – akorda.kz