Экономические санкции против России, как и военно-политическое давление Запада и Турции на РФ, можно сказать, не являются «всеобъемлющими». Поскольку многие страны, участвуя в этом прессинге не без воздействия со стороны Запада, сохраняют немало направлений взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Особенно в рамках международных общерегиональных организаций. Такая ситуация обусловлена бессрочной экономико-географической взаимозависимостью России и этих стран. Что, в свою очередь, предопределяет стратегическую роль РФ и во внешнеторговом транзите данных государств, и, например, в обеспечении их спроса на энергоносители.
В данном случае речь идет об Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), созданной в 1999 году. Кстати, председательство в ОЧЭС на 1-е полугодие 2016 г. перешло к России (во втором полугодии-2015 председателем была Румыния).
В составе ОЧЭС, наряду с РФ – Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Сербия, Украина, члены Евросоюза и НАТО – Болгария, Греция, Румыния, члены НАТО – Турция и Албания. Судя по составу организации, это единственная международная структура, где ряд стран, конфликтующих друг с другом, участвуют в реализации взаимовыгодных экономических проектов – двух- и многосторонних. Что, конечно, не может не способствовать и снижению «градуса конфронтации» между ними.
На межгосударственном форуме ОЧЭС по вопросам энергетики в Стамбуле в начале декабря 2015 г. все страны-участницы одобрили российские предложения по дальнейшему развитию сотрудничества в формировании общерегионального энергетического пространства. Незадолго до этого на конференции ОЧЭС в Бухаресте по транспортным вопросам в начале октября 2015-го теми же странами поддержаны предложения РФ по расширению морского и паромно-морского сообщения в означенном регионе.
Отметим в этой связи, что, во-первых, доля России в обеспечении совокупного спроса других стран ОЧЭС (кроме Албании, Грузии и Азербайджана) на природный газ, нефть и уголь превышает 60%, в том числе по природному газу этот показатель не ниже 85%. Во-вторых, именно через Россию, в том числе через ее черноморско-азовские (и каспийские) порты ежегодно проходит до 30-35% общего объема грузопотоков тех же государств. Уже эти факторы вынуждают «прозападные» страны региона сохранять и развивать транспортно-экономические связи и, стало быть, политический диалог с Россией. И соответственно, реализовывать совместные с РФ проекты, имеющие общерегиональную значимость в транспортной инфраструктуре, энергетике, ряде других отраслей.
Эти оценки подтверждаются и тем, что западные санкции поныне не распространяются на работу и проекты в рамках не только ОЧЭС, но также, к примеру, международной Дунайской комиссии (действующей, заметим, с 1948 года), в которой участвуют Россия и все придунайские страны. Попытки Евросоюза и США внедрить в эти структуры санкционный «климат» в отношении России не были поддержаны государствами-партнерами РФ в данных организациях. Как отмечали австрийские, болгарские и венгерские СМИ, в отличие от антироссийских санкций, введенных на политической основе, остаются бессрочно важными факторы политико-экономической географии и, значит, экономической взаимозависимости всех стран Черноморско-Дунайского региона. И именно такие факторы предопределяют взаимовыгодность развития сотрудничества между всеми странами-членами и ОЧЭС, и Дунайской комиссии. Вдобавок эти взаимосвязи позволяют поддерживать и политический диалог с РФ.
Немаловажно и то, что такие оценки и тренды весьма тесно перекликаются с российской позицией относительно характера деятельности ОЧЭС. Эту позицию изложил замглавы МИД РФ Василий Небензя на форуме внешнеполитических ведомств стран-участниц в Бухаресте в середине декабря 2015 г. Он отметил, что «важным условием динамичного развития организации является сохранение ее неполитизированного характера, что разделяется большинством государств-членов ОЧЭС, в том числе и Россией... Организации целесообразно и впредь заниматься вопросами экономического развития и сотрудничества, зафиксированными в ее уставных документах. Мы выступаем категорически против попыток привнесения в повестку дня ОЧЭС политических проблем, включая урегулирование территориальных споров, для разрешения которых существуют другие форматы». Возражений против такой позиции РФ со стороны других стран-участниц, заметим, не прозвучало.
Итак, что же предложено Россией и поддержано в ОЧЭС в сфере развития энергосотрудничества? По данным представителя Минэнерго РФ Талята Алиева, в качестве страны-координатора рабочей группы ОЧЭС по энергетике Россия представила проект плана мероприятий на период российского координаторства, единогласно утвержденный в качестве руководящего. Главные направления сотрудничества по этому плану – достижение устойчивого развития национальной энергетики, расширение энергетической инфраструктуры в регионе, налаживание информационного обмена в сфере законодательно-нормативной базы энергосистем стран-участниц.
Отметим в этой связи, что именно Россия инициировала в 2008-м формирование общерегионального электроэнергетического «кольца» в Черноморском регионе. Его проект предусматривает создание географически и технологически единой системы взаимопоставок и транзита электроэнергии между странами ОЧЭС (наподобие действующей с середины 1990-х системы БРЭЛЛ, включающей Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву и граничащие с ними области РФ). Проект осуществляется с 2010 года: уровень его реализации к концу 2015 г. оценивается почти в 30%.
Применительно к этому проекту с участием инвестиций из РФ сооружаются или модернизируются «электрокоридоры» Грузия–Турция, Венгрия–Сербия–Македония; российские инвестиции преобладают в аналогичных проектах РФ–Грузия–Армения, РФ–Азербайджан. До 35% объема заполнения общерегионального рынка электричества, который намечено сформировать к 2020-2022 гг., планируется за счет российских поставок; около 20% обеспечит гидроэлектроэнергетика Грузии. При этом характерно, что РФ, Грузия и Азербайджан сохраняют высокие объемы взаимопоставок электроэнергии.
Схожий тренд проявляется и в транспортном секторе ОЧЭС. И.о. руководителя «Росморечфлота» Сергей Горелик – глава делегации РФ на вышеупомянутом «транспортном» саммите организации в Бухаресте предложил сформировать программу развития в регионе двух- и многосторонних паромных сообщений. С. Горелик подчеркнул, что «в условиях большой протяженности морских и сухопутных границ в регионе развитие паромных маршрутов создаст дополнительные возможности для освоения торговых грузопотоков между странами-участницами. Речь идет о стимулировании конкурентоспособных маршрутов, использующих морскую, речную и железнодорожную составляющую».
Российской стороной предложено также разработать в 1-м полугодии 2016 г. проект меморандума по развитию паромного сообщения и пассажирских водно-транспортных линий в регионе ОЧЭС. Эти предложения одобрены другими странами-участницами.
Кроме того, бухарестское совещание рекомендовало ускорить создание общерегионального автотранспортного «кольца». Этот проект, тоже выдвинутый Россией (в начале 2000-х), реализован к концу 2015 г. примерно на четверть. До 70% общей протяженности этого «кольца» приходится на реконструкцию действующих автодорог. Полностью ввести его в действие намечено к 2020-2021 годам.
Данный проект поддерживается и другими странами ОЧЭС. В этом контексте примечательна позиция Молдавии, изложенная ее министром транспорта Юрием Киринчуком: «Для нашей страны очень важной является интегрированность в международные коридоры между Востоком и Западом. Соответственно, является актуальным запланированное на 2016 г. строительство мостов через пограничный Прут в районах Яссы–Унгены и между дунайскими портами Джурджулешты (Молдавия. – Ред.), Галац (Румыния. – Ред.), как и продолжение строительства кольцевой автодороги вокруг Черного моря». Поскольку транспортная инфраструктура – «одно из важнейших звеньев, экономически сближающих страны ОЧЭС друг с другом».
Отметим, что до 70% инвестиционного финансирования проектов в рамках ОЧЭС осуществляется Черноморским банком торговли и развития (BSTDB), созданным в 1999 году. Его капитал состоит из равных пропорциональных взносов 12 стран-участниц ОЧЭС, являющихся соучредителями этого банка. Объем капитала BSTDB составляет 1,5 млрд. долл. Согласно уставу банка, он призван «содействовать экономическому развитию и сотрудничеству стран-членов ОЧЭС посредством предоставления финансирования инвестиционных проектов и торговых операций в странах-членах». За 1999-2015 гг. BSTDB выделил около 750 млн. долл. на реализацию свыше 70 проектов в рамках ОЧЭС и на обеспечение двухсторонних торговых контрактов в том же регионе.
Словом, общерегиональные экономические факторы и сегодня предопределяют взаимовыгодность экономического взаимодействия стран Черноморско-Дунайско-Балканского региона. А это, повторим, весьма важно и в плане продолжения политического диалога России со странами региона. Что, помимо всего прочего, еще и подрывает наносящий ущерб обеим сторонам режим антироссийских санкций.
_____________________
Фото – http://www.iru-eapd.org/ru_press_about_mhi_page?id=1569