Западные кредиторы призвали Украину приложить все усилия для урегулирования финансовых вопросов с Москвой. Об этом 3 марта на очередном брифинге сообщил директор МВФ по коммуникациям Джерри Райс. Представитель Фонда подчеркнул, что хотя МВФ не является частью переговорного процесса по долгу, но «так называемая добросовестность» в диалоге с Москвой будет учтена при возобновлении кредитной программы и выделении Киеву следующего транша размером $1,7 млрд.
Дойти до Лондона
Накануне, 17 февраля после неоднократных попыток призвать украинские власти к конструктивному диалогу Минфин России подал иск в Высокий суд Лондона с целью взыскания задолженности в $3,075 млрд. по еврооблигациям. Спустя две недели Киев подтвердил получение соответствующего уведомления, пообещав возражать против всех требований Москвы, и начал поиск юристов для защиты своих интересов. Сейчас стороны ожидают, когда суд назначит первые слушания. Если аргументация Москвы в этом споре вполне понятна, то Киев, как объявила журналистам министр финансов Наталия Яресько, свою стратегию защиты в суде намерен держать в тайне.
Иску предшествовала попытка договориться при посредничестве Германии. Как подтвердил замглавы Минфина России Сергей Сторчак, Киев, Москва и Берлин обсуждали возможность официальных переговоров по украинскому долгу, но встреча так и не состоялась из-за бескомпромиссной позиции должника. Диалог свелся к тому, что Киев через Министерство финансов Германии передал свои предложения по реструктуризации займа, которые были хуже, чем те, которые получили коммерческие кредиторы Украины ранее. Москва предложение отвергла, напомнив, что ее еврооблигации оформлены как суверенный долг и должны реструктуризироваться на лучших условиях, чем коммерческие займы. Киев, в отличие от МВФ, суверенный характер долга так и не признал.
Запад до последнего надеялся на досудебное урегулирование кредитного спора. Начиная с прошлого года МВФ настойчиво призывал стороны к переговорам. В качестве стимула к достижению компромисса фонд, с одной стороны, изменил правила кредитования, разрешив себе финансировать страны, находящиеся в состоянии дефолта (таковой по сути и является Украина), а с другой - заморозил программу кредитования Киева. После заведомо провальной попытки последнего реструктуризировать кредит на заведомо невыгодных для России условиях, у Берлина, выступающего в роли посредника, сдали нервы. Из сообщений западных СМИ стало известно, что немецкий Минфин попросил украинских коллег сделать Москве новое (адекватное) предложение по просроченному долгу. Но никаких действий от Киева не последовало, а позже Н. Яресько сказала, что подобных предложений от Германии и вовсе не было.
Запад в тупике
Причина такого «миролюбивого» поведения Запада проста. Как отмечает министр финансов РФ Антон Силуанов, «уже само по себе рассмотрение такого спора в судебном порядке является историческим прецедентом», и любой вердикт Высокого суда Лондона не устроит МВФ. Победа Киева будет означать, что отныне страны могут не платить по своим суверенным долгам. Это, как считает российский премьер Дмитрий Медведев, откроет ящик Пандоры и в корне изменит весь ландшафт мировых финансов.
Если же верх одержит Москва, МВФ и другие кредиторы Киева окажутся в еще более неудобном положении, выдавая деньги стране – официальному банкроту, чье имущество по всему миру начнут арестовывать. Возможно, в том числе и поэтому риторика руководства Фонда по отношению к Киеву в последнее время значительно ужесточилась.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что Украина рискует снова стать образцом провальной экономической политики и без внедрения радикальных реформ кредитная программа будет прекращена. Собственно, денег МВФ Киев не видел с августа прошлого года. Последний раз миссия Фонда посещала украинскую столицу в ноябре 2015-го, после чего спешно ретировалась, отложив выделение очередного транша на неопределенный срок. Главная причина приостановки кредитования – провал по так называемым маячкам (целевым показателям работы экономики страны). Их предварительный анализ показал, что «клиент» неплатежеспособен, и рисковать дальше своими деньгами МВФ планирует только в том случае, если Киев будет жестко следовать его рекомендациям. Они изложены в документе на сотню страниц и сулят украинцам значительное сокращение пенсий и коммунальных платежей, с одной стороны, и увеличение налогов - с другой.
С нового года против Киева играет еще один фактор – дефолт по еврооблигациям. И «добросовестность усилий» по урегулированию вопроса российского долга, которую МВФ требует от украинских властей, это отнюдь не произвольное словосочетание, а специальный термин, широко распространенный в западной юриспруденции. Более того, есть четкие критерии, по которым она измеряется. Когда МВФ снял существующий ранее жесткий запрет на кредитование стран-неплательщиков по суверенным долгам, именно «добросовестные усилия должника» для достижения договоренности с кредитором стало одним из условий продолжения сотрудничества с ними. Потому нет ничего удивительного, что представитель МВФ еще раз напомнил Киеву известную формулировку.
В суде у Киева мало шансов
Москва, в свою очередь, показательно демонстрирует добрую волю. Еще в прошлом году президент РФ Владимир Путин публично предложил план реструктуризации, по которому Украина могла растянуть выплаты на три года (по $1 млрд. в год) под гарантии Запада, но российская инициатива была отвергнута. Почти полтора месяца Москва откладывала с подачей судебного иска, оставляя время для конструктивных предложений от должника, которое, впрочем, так и не было правильно использовано Киевом.
Вдобавок Сбербанк России заключил в феврале пакет соглашений, который закрывает сделку по реструктуризации гарантированного государством долга двух украинских госкомпаний. В обмен на задолженность «Укравтодора» и КБ «Южное» на сумму $367,4 млн. Сбербанк получил ценные бумаги на сумму $376 млн., 75% ($284,152 млн.) из которых государственные еврооблигации со сроком погашения в 2019 году, а 25% ($91,857 млн.) – ноты, выплаты по которым привязаны к уровню ВВП Украины. Такие условия даже худшие, чем те, на которые ранее согласились коммерческие держатели украинских еврооблигаций, что еще раз подтверждает всецелый настрой Москвы на достижение компромисса.
Но спор по оплате суверенного долга все-таки дошел до суда, где, по мнению экспертов, у Киева мало шансов на успех. МВФ признал долг межгосударственным, а потому вероятность того, что Лондонский суд квалифицирует его как коммерческий, стремится к нулю. Отсюда следует, что Украина изначально неправильно квалифицировала выданный ей кредит и должна была предложить лучшие условия его реструктуризации, чем предоставила ранее частным финансовым фондам.
По убеждению бывшего министра экономики Украины Виктора Суслова, преподнести покупку Москвой украинских еврооблигаций как «взятку Януковичу» и на этом основании отказаться от оплаты долга будет довольно сложно. Деньги были выданы стране, а не физическому лицу, кредитное соглашение с украинской стороны подписано министром финансов, деньги переведены в безналичной форме на счета Минфина и т.п. Кроме того, по этому кредиту уже при новой власти было выплачено $225 млн. процентов, потому, если суд будет следовать логике Киева, автоматически возникает вопрос об уголовной ответственности тех, кто за счет госбюджета обслуживает «взятки» бывшему президенту.
Для Киева все может кончиться очень печально. Судебное разбирательство затянется максимум на несколько лет, после чего, если должник откажется платить, последуют аресты украинских кораблей, самолетов и недвижимости, не защищенной дипломатическим иммунитетом. Самым тяжелым ударом может стать заморозка корреспондентских счетов госбанков за границей. Вдобавок Киев уже «отключен» от внешнего финансирования. МВФ, скорее всего, не будет размораживать свою программу по Украине на время судебного процесса, тогда как для Киева получение третьего транша жизненно необходимо. К нему «привязано» получение $1 млрд. финансовых гарантий от правительства США и кредит на $1,3 млрд. от ЕС и Всемирного банка.
Остается только слабая надежда на мировое соглашение в ходе рассмотрения дела в суде. Хотя без финансового вмешательства третьей стороны нынешнему Киеву предложить Москве просто нечего.