Готова ли Белоруссия пойти по пути, предложенному ей внешними кредиторами? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.12.2024 |

Готова ли Белоруссия пойти по пути, предложенному ей внешними кредиторами?

Похоже, сегодня абсолютно все финансово-кредитные организации, к которым обращается руководство Белоруссии, заинтересованы только в одном – проведении глубоких структурных реформ в белорусской экономике. Именно это является главным постулатом всех последних требований и Международного валютного фонда (МВФ), и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), и иных финансовых структур. При этом всё, о чем в последнее время говорят зарубежные финансисты и банкиры, абсолютно не лишено экономического смысла, хотя и скрывает в себе ряд проблем социально-политического характера для республики.

Необходимо отметить, что переговоры с МВФ официальный Минск ведет уже не первый месяц и пока никаких серьезных результатов они белорусам не принесли. В республику, которая хочет от данной организации «всего лишь» 3 млрд. долларов, на протяжении последнего года приезжала не одна комиссия с целью дать свои рекомендации и убедиться в том, что руководство страны действительно готово пойти на условия выдачи денег. И каждый раз требования МВФ были практически одинаковыми и не выходили за уже привычные рамки: нужно устранить структурные проблемы, уменьшить долларизацию в экономике, решить вопрос по проблемным активам вместе с реструктуризацией предприятий, поднять тарифы на ЖКХ, еще больше либерализовать внутренний рынок и т. п. И сколько бы Минск ни старался по мере своих возможностей выполнять условия МВФ, получить кредит ему по-прежнему не удается.

Более того, банкиры с каждым разом требуют от белорусской стороны все больше и больше. Например, совсем недавно представители МВФ выдвинули новые, ранее не звучавшие требования. Так, после исследования ситуации в июне нынешнего года Белоруссию «попросили» создать в стране диагностические центры, которые должны собирать всю информацию о состоянии национальной экономики и сигнализировать о необходимых переменах. Сначала должна пройти диагностика банков и иных денежно-кредитных организаций, что неудивительно с позиции мировых банкиров, которые хотят увидеть истинное положение местных финансовых структур и глубину их проблем (организовать подобный мониторинг до конца 2016 года предлагается в рамках Минфина). Затем власти страны должны провести инвентаризацию госимущества и создать на базе Государственного комитета по имуществу единого собственника всех госпредприятий. И вместе с тем руководство страны должно уделить особое внимание тому, чтобы повысить коммерциализацию всего госсектора и в конечном счете приступить к его сокращению.

Интересно то, что если раньше подобные требования выглядели как условия кабальной зависимости и создание предпосылок для потери контроля со стороны государства над национальной экономикой в угоду финансовым структурам Запада, то теперь ситуация складывается иначе. Похожие требования, а в некоторых случаях и более жесткие, сегодня уже звучат и со стороны восточных соседей. Того же Евразийского фонда стабилизации и развития, который все-таки решился выделить Белоруссии 2 млрд. долларов. В своей кредитной программе он указал практически такие же требования, как и МВФ.

Евразийская программа предполагает, что белорусские власти будут реализовывать матрицу мер, направленных на устранение существующих в экономике дисбалансов: замедлить инфляцию до однозначных значений (9% – в 2017 году), увеличить золотовалютные резервы (до 5,4 млрд. долларов к концу 2017 года), снизить объемы директивного кредитования экономики (с 28 трлн. в 2016-м до 20 трлн. неденоминированных рублей в 2017-м), сократить расходы в бюджетной сфере (фонд заработной платы бюджетников в 2016-2017 гг. может расти не более чем на уровень инфляции), сократить субсидирование ЖКХ (к концу 2017 года население будет возмещать стоимость данных услуг не менее чем на 70%) и т. п.

При этом одним из главных требований также является разгосударствление и банкротство убыточных белорусских предприятий, а также сокращение численности работников госсектора на 20%. По мнению ЕФСР, наличие значительной избыточной занятости в Белоруссии «является одним из ключевых факторов формирования неустойчивых макроэкономических дисбалансов».

Такие практически одинаковые требования свидетельствуют о том, что власти республики так и не приступили к той программе радикальных реформ, к которой ее подталкивают кредиторы. За исключением некоторых уступок, как, например, повышение цен на услуги ЖКХ, относительно жесткой кредитно-денежной политики, ослабление курса рубля и т. п., Минск все еще не готов сделать решительный шаг в направлении реформ и, в первую очередь, начать процесс постепенной приватизации и реструктуризации госсектора. А ведь именно в нём сегодня и скрыта главная проблема белорусской экономики.

Если посмотреть на официальные данные, то становится понятно, почему МВФ вдруг заинтересовался проблемами банков и госсектора. Так, по данным Национального статистического комитета, число убыточных организаций Белоруссии в первом полугодии нынешнего года по сравнению с таким же прошлогодним периодом выросло с 1528 до 1872, а удельный вес в общем количестве организаций – с 20% до 24,5%. При этом абсолютное их большинство является государственными или с долей собственности государства, что в Белоруссии фактически идентично. Это говорит о том, что ситуация в промышленности и сельском хозяйстве по-прежнему не меняется, а руководители предприятий видят своей главной задачей лишь обеспечение полной занятости и выполнение целевых показателей, доводимых сверху.

В то же время и само государство не планирует менять свои подходы к реализации экономической политики, что нашло свое отражение в принятой в июне программе социально-экономического развития на 2016-2020 гг. В ней практически прямо указывается на то, что правительство надеется на подорожание нефти, подъем российской экономики, а вслед за ней и традиционных белорусских производителей, которые к 2020 году должны буду нарастить объемы своего производства.

Между тем ситуация ни в промышленности, ни в торговле республики не придает оптимизма: за первые шесть месяцев 2016 года внешняя торговля товарами Белоруссии составила всего лишь 24,1026 млрд. долларов, что на 15,9% меньше аналогичного периода 2015 года. В то же время государственный долг страны на 1 июля составил уже 359,1 трлн. белорусских рублей (почти 18 млрд. долларов) и увеличился с начала года на 9,3%, или на 30,6 трлн. рублей (без учета деноминации). Дополнительно к этому в стране наблюдается резкое замедление экономической динамики: по итогам прошлого года ВВП снизился на 3,9%, а за шесть месяцев нынешнего уже на 2,5%.

Не лучшим образом обстоят дела и в финансовой сфере, к которой сегодня у МВФ столь пристальное внимание. За первое полугодие доля проблемных активов белорусских банков выросла практически в два раза и составила 13,4%. Если посмотреть в денежном выражении, то этот показатель на 1 июля достиг 55,5 трлн. неденоминированных рублей (более 27 млрд. долларов), что является историческим антирекордом. Эксперты объясняют такую ситуацию довольно просто – неэффективность белорусской экономической модели. На рост проблем банковского сектора оказали влияние и девальвация белорусского рубля, и проблемы в России, так как 80% экспорта белорусских товаров и услуг оплачивается российскими рублями, и уменьшение финансирования хронически убыточных государственных предприятий, и ряд иных факторов, которые только усугубили нынешнюю ситуацию.

К сожалению, она продолжает ухудшаться, что вполне может привести не только к увеличению расходов бюджета, но и резкому снижению прибыльности и росту банкротств предприятий. Это, в свою очередь, приведет к дисбалансу на рынке труда, а значит, вполне может вызвать рост социальной напряженности в стране. Поэтому совершенно неудивительно, что белорусское государство всеми силами старается по возможности скрыть реальную картину в экономике от кредиторов и решить свои насущные проблемы «минимальной кровью». Вероятно, именно такая позиция белорусского руководства и стала определяющей в нынешней позиции МВФ, который фактически потребовал открыть доступ к реальной информации о состоянии белорусской экономики.

Вместе с тем необходимо отметить, что нынешние предложения западных кредиторов по-прежнему ориентированы не на реальную помощь стране, а на создание определенных условий для последующего подчинения себе местной экономики. Эта схема уже не раз была опробована на странах бывшего соцлагеря и иных государствах, сегодня полностью зависимых от европейских и мировых кредитных учреждений.

Еще в прошлом году директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард при обсуждении возможных кредитов рекомендовала Александру Лукашенко «переориентировать политику» страны

Впрочем, белорусам все же стоит прислушаться к некоторым рекомендациям МВФ, так как существующая командно-административная система, при которой раньше государство, используя благоприятную конъюнктуру на нефтяном рынке, могло позволить себе выдавать неэффективным предприятиям деньги из бюджета и содержать армию бездельников, уже практически полностью себя исчерпала. И чем дальше белорусские власти будут отказываться от реформ, тем сложнее будет вывести экономику страны из нынешнего кризиса.

Особенно в условиях, когда партнеры Белоруссии по ЕАЭС уже окончательно решили перестраивать свои собственные модели развития, ориентируясь не на огромный государственный сектор, а на частный бизнес. Об этом, к слову, недавно заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на молодежном форуме «Территория смыслов» во Владимирской области, отметив, что в будущем около 40-50% населения страны должно быть связано с малым бизнесом.

Понимают ли это сегодня в Белоруссии? Вопрос довольно спорный, так как в республике политические мотивы все еще превалируют над экономической целесообразностью.

_______________________

Фото – http://nn.by/?c=ar&i=157059&lang=ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3580
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика